Российский «ядерный зонтик» непоправимо «прохудился»?
Во время испытаний противокорабельной гиперзвуковой ракеты «Циркон» достигнута скорость 8 М. Об этом источник в оборонно-промышленном комплексе сообщил ТАСС. Испытания ракеты, которая получила титул «убийцы авианосцев», были начаты в прошлом году. Серийный выпуск этого оружия, не имеющего в мире аналогов, намечен на 2018 год.
По утверждению члена-корреспондента Российской академии ракетных и артиллерийских наук Константина Сивкова, принятие «Циркона» на вооружение «приведет к тому, что роль американских авианосных сил конкретно в морском противоборстве будет резко ослаблена в пользу наших тяжелых атомных крейсеров, которые планируется оснастить этими ракетами».
Российский эксперт в беседе с журналистами Национальной службы новостей (НСН) рассказал, что новые гиперзвуковые ракеты смогут гарантированно преодолевать системы ПРО. «Эти ракеты двигаются по траектории „маневр“, а значит, обеспечить их уничтожение противоракетами, ориентированными на уничтожение баллистических неманеврирующих целей, будет чрезвычайно затруднительно», — отметил Сивков.
Российский «ядерный зонтик» непоправимо «прохудился»?
С таким «приговором» натовской военно-морской мощи полностью согласны и на Западе. Наиболее удручены британцы. Mail Online (сетевая версия газеты Daily Mail) приводит высказывание военного эксперта Пита Сандермана: «Защита от гиперзвуковых ракет представляет для надводных кораблей огромную проблему. Существует очень мало времени для реагирования на это, и даже в случае обнаружения принятые защитные меры могут оказаться совершенно неадекватными».
Еще один военный эксперт — Пол Харпер — в The Sun приводит довольно оригинальную стратегию сохранения британского флота в целости и сохранности: «Не имея никакого способа защититься от ракет, подобных „Циркону“, корабль должен будет остаться вне досягаемости, за сотни миль в море». По сути, это означает отказ Королевского флота от участия в боевых действиях.
При этом британцы анализируют возможности противостоять «Циркону» не только существующих, но и перспективных корабельных систем ПРО. Так комплекс Sea Ceptor, который в обозримом будущем должен поступить на вооружение боевых кораблей, имеет заведомо слабую ракету, дальность стрельбы у которой — 25 км. Ракета имеет радиолокационную головку самонаведения. Она весит порядка центнера и способна развивать скорость до 3 М. У «Циркона», как показали прошедшие испытания, скорость почти в 3 раза выше. Эксперты считают, что противоракете Sea Ceptor «по зубам» будут цели, скорость которых не превышает 3,5 М.
Но ситуация усугубляется еще и тем, что радиолокационные ГСН способны наводить противоракету на цель, скорость которой не превышает 5 М. Например, на противокорабельную ракету «Гранит». «Циркон» же летит в облаке плазмы, от которой не отражаются радиолокационные волны.
Не лучше ситуация и на американском флоте. Журнал The National Interest выступает с таким прогнозом: «Эти ракеты могут превратить суперкорабли Америки в многомиллиардные кладбища для тысяч моряков».
Противоракетную оборону авианосцев осуществляют 1−2 корабля УРО с размещенными на них средствами ПРО системы «Иджис». То есть это ЗРК «Стандарт» с ракетами SM-2 и SM-3. Максимальная скорость лучшей американской противоракеты, как и у британской — 3 М. Но при этом выше способность работать со сверхскоростными целями. Испытания «Иджиса» показали, что ракета SM-3 может сбивать баллистические ракеты средней дальности, а также находящиеся на низких орбитах спутники. При этом противоракета оснащена инфракрасной головкой самонаведения и способна маневрировать. Однако маневрирование обладает достаточной эффективностью лишь при перехвате целей, скорость которых не превышает 3М-4М. Уже при встрече с ПКР «Гранит» у «Иджиса» могут возникнуть определенные затруднения. Еще хуже ситуация сложится в результате массированной атаки «Гранитами». Дело в том, что данная российская противокорабельная ракета обладает групповым интеллектом. В полете ракеты распределяют между собой цели, выбирая наиболее важные для атаки. При поражении ракеты ее цель берут на себя другие «Граниты». При этом группа постоянно уклоняется от противоракет и включает средства радиоэлектронного противодействия.
Командование ВМС США считает, что уничтожить авианосец можно лишь в том случае, если в него попадут минимум 10 противокарабельных ракет. Однако этот миф был разоблачен в 2000 году, когда моторная лодка с террористом на борту в Аденском порту торпедировала эсминец «Коул». Взорвалось всего около 200 килограммов взрывчатки. Причем взрыв был ненаправленный. Этого хватило для того, чтобы в корпусе эсминца образовалась дыра размерами 9×12 метров. «Коул» затонул бы, если бы находился в открытом море, в порту ему на помощь были брошены все имевшиеся спасательные средства.
Да, авианосец, конечно, посолиднее эсминца. Если сравнивать их водоизмещения, то в 11 раз. Но и ракета «Гранит» намного серьезнее, чем лодка террористов. Ее боевая часть весит почти 800 килограммов. Так что американцам надо бы уменьшить число попаданий противокарабельных ракет для гарантированного уничтожения авианосца.
В случае же с гиперзвуковыми целями система «Иджис» вычисляет траекторию полета ракеты и находит точку схождения ее с траекторией противоракеты. И выстреливает. С «Цирконом» же такой номер не пройдет, потому что это активно маневрирующая гиперзвуковая ракета. Раньше, когда считалось, что ее скорость достигает 6 М, перехват западные эксперты считали невозможным. Сейчас, когда скорость уточнилась до 8 М, уныние американских стратегов возросло.
Ракета «Циркон» засекречена. Известно лишь, что ее дальность достигает 400 километров. Скорость, как уже было сказано, 8 М. Или даже больше — испытания продолжаются, и скорость вполне может возрасти.
Гиперзвуковую ракету предполагается разместить на двух тяжелых атомных ракетных крейсерах проекта 1144 «Орлан» — на «Петре Великом» и «Адмирале Нахимове». «Циркон» заменит ПКР «Гранит» и «Оникс». Запланирован еще один носитель гиперракеты — перспективная подводная лодка пятого поколения «Хаски», разработкой которой сейчас занимается Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения.
Гиперзвуковая ракета уже могла бы находиться на вооружении ВМФ России, если бы оборонную промышленность не подкосил кризис конца 80-х — 90-х годов. В 70-е годы в МКБ «Радуга» была проведена НИР, а затем приступили к выполнению ОКР по созданию ракеты Х-90. В конце 80-х была достигнута скорость 4 М. Но в 1992 году проект был закрыт в связи с прекращением его финансирования.
Еще дальше продвинулись конструкторы Центрального института авиационного моторостроения, где была создана летающая лаборатория для испытаний гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя. Этот двигатель вытянул скорость, равную 6,5 М. Но и этот проект был свернут.
В России проводятся испытания и еще одной гиперзвуковой ракеты. Правда, это не ракета «в чистом виде», а боевой блок перспективной МБР «Сармат». После отделения от ракеты-носителя боевой блок совершает длительный маловысотный полет на гиперзвуковой скорости. И при этом маневрирует, не позволяя средствам ПРО противника даже мечтать о возможности перехвата. Данный боевой блок имеет условное название «изделие 4202». По различным оценкам, его скорость лежит в пределах от 9 М до 12 М. Эта разработка того же самого МКБ «Радуга», входящего в состав корпорации «Тактическое ракетное вооружение».
Порошенко начал борьбу за трезвость ВСУ
Американцы также пытаются создать нечто подобное. Однако, по сведениям журнала The National Interest, «ни один из американских проектов по созданию гиперзвуковой ракеты близко не подошел к этапу технологической готовности». Так, амбициозный проект Advanced Hypersonic Weapon (AHW) предусматривает создание гиперракеты, имеющей скорость порядка 12 М и дальность, превышающую 6000 километров. В этом году были проведены два испытания. Во время первого была зафиксирована скорость, по разным данным, от 5 М до 8 М. Во время второго испытания ракета взорвалась. При этом следует учитывать, что AHW, в отличие от «Циркона» и «изделия 4202», в полете не маневрирует.