Новая система ПРО Москвы защитит не только столицу
Главнокомандующий Воздушно-космическими силами России генерал-полковник Виктор Бондарев сообщил, что первый полет стратегического ракетоносца Ту-160М2 запланирован на март 2018 года. «Надеемся, — сказал он в интервью газете „Красная звезда“, — что наша Дальняя авиация в перспективе будет получать по три-четыре самолета в год».
Однако это не означает, что парк ракетоносцев начнет обновляться прямо со следующего года. Самолет должен перед принятием его на вооружение пройти все этапы испытаний. О сроках начала серийного производства Ту-160М2 в мае сообщал министр обороны генерал армии Сергей Шойгу — 2021 год. Похоже, что произошло ускорение, и госиспытания ракетоносца завершатся раньше.
Исходя из этого, можно предположить, что ОКБ Туполева, которое занимается решением двух главных задач — глубокой модернизацией Ту-160 и разработкой перспективного ракетоносца нового поколения ПАК ДА — больше сосредоточится на синице в руке. А журавль в небе может подождать.
Хотя, конечно, Ту-160М2 — это никакая не синица, а орел, опережающий практически по всем боевым характеристикам остальные стратегические бомбардировщики мира, включая американский B-2 Spirit. Тут, конечно, необходимо упомянуть и B-1B, который существенно мощнее «Спирита», хоть и уступает нашему «Белому лебедю», как прозвали в авиации Ту-160. Однако к стратегическим бомбардировщикам он не относится, поскольку не является носителем ядерного оружия.
Так вот, даже базовая модификация Ту-160 выигрывает у «американцев». Разве что В-2 относится к классу малозаметных самолетов. Однако Ту-160 особо прятаться не надо: его ракеты способны улетать на 5500 км, в связи с чем самолету нет необходимости приближаться к зоне ПВО противника.
Новая система ПРО Москвы защитит не только столицу
ЛТХ Ту-160, В-1 В и В2
Максимальная взлетная масса, кг: 275000 — 216365 — 171000
Максимальная тяга двигателей, кгс: 4×25000 — 4×14000 — 4×7700
Масса топлива, кг: 148000 — н/д — 73000
Максимальная скорость, км/ч: 2230 — 1328 — 1010
Практическая дальность без дозаправки, км: 14000 — 12000 — 11100
Длительность полета без дозаправки, ч: 15 — н/д — 6,5
Практический потолок, м: 21000 — 18200 — 15240
Максимальная боевая нагрузка, т: 45 — 34 — 27
Разумеется, авионика «Белого лебедя», совершившего первый полет в 1981 году, уже немолода и требует модернизации. И эта задача решается на самолетах Ту-160М1, которые армия уже получает за счет обновления приборного оборудования. Ремонт и модернизация самолета происходят на Казанском авиационном заводе имени Горбунова.
Необходимо сказать, что и к базовой модели — Ту-160 — в США относятся в высшей степени серьезно. Вот что написал о нем журнал The National Interest при сравнении с американскими «стратегами»: «Несмотря на значительные изменения в электронной „начинке“ американских бомбардировщиков, самолет сохраняет свое главное предназначение. Это стратегический бомбардировщик ядерного сдерживания и, в отличие от малозаметных американских В-2 или В-21 (этот самолет находится на ранней стадии разработки. — В.Т.), он имеет другой козырь — молниеносную быстроту и крылатые ракеты с ядерными боеголовками».
Ну, а вариант М2, хоть и называется глубокой модернизацией «Белого лебедя», — это, по сути, новый самолет, имеющий несоизмеримо большие боевые возможности. Характеристики систем, предназначенных для установки на Ту-160М2, содержатся в секрете. Однако прирост качества от их использования должен получиться громадным. Заместитель министра обороны Юрий Борисов утверждает, что боевая эффективность Ту-160М2 возрастет по сравнению со своим предшественником в 2,5 раза.
От «Белого лебедя» использован, по сути, лишь один планер. Все остальное — новые разработки. Даже двигатели на нем будут обновленными. В самарском СНТК имени Н.Д. Кузнецова разработана новая версия двигателя НК-32 — НК-32−02 — с улучшенными характеристиками. Хоть и старый двигатель обладает отменным качеством. В нем используется электронная система управления. На форсаже он обеспечивает тягу в 26000 кгс.
Новый двигатель предстоит изготавливать на новом оборудовании с использованием новых, более совершенных, технологий. Поскольку вся старая технологическая цепочка была разрушена. Та же участь постигла и цех, в котором на Казанском авиазаводе производили Ту-160, где пришлось восстанавливать не только инженерные коммуникации, но даже крышу. Самым сложным оказалось заново разработать в связи с утерей чертежей установки, обеспечивающие электронно-лучевую сварку и отжиг большеразмерных узлов из титана. Эти подготовительные работы обошлись в 1,7 млрд. рублей. Что прекрасно иллюстрирует грандиозность проекта разработки и изготовления Ту-160М2.
«Вечная молодость» самолета, то есть возможность модернизации «малой кровью», будет достигнута за счет того, что электронные системы в нем подключены по принципу открытой архитектуры. Благодаря этому какая-либо новая система, обладающая повышенными возможностями в сравнении с устаревшей, подключается, условно говоря, простым подсоединением к разъему и закручиванием нескольких гаек. «Приживляет» ее операционная система примерно так же, как к компьютеру подключается ранее не использовавшееся внешнее устройство, например, сканер или флешка.
Однако конструкторы концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) пошли дальше. Представитель КРЭТ Владимир Михеев рассказал в интервью РИА «Новости» о возможностях электронного оборудования модернизированного самолета: «В Ту-160М2 каждый электронный блок самолета будет способен при необходимости заниматься всеми вопросами — например, комплекс электронной борьбы сможет брать на себя функции других систем управления. То есть, если вышел из строя один из компьютеров, то система позволяет переключить ресурсы всего самолета на решение этой проблемы». Это способствует повышению живучести электронных систем самолета. В совокупности с высокой живучестью механических систем, достигающейся за счет распараллеливания исполнительных агрегатов и трубопроводов, сведению к минимуму опасности пожара и взрыва на борту, это позволит еще больше повысить надежность стратегического ракетоносца.
Известно, что новый самолет оснастят РЛС с активной фазированной антенной решеткой. Будет внедрена и новая система управления вооружением, благодаря которой возрастет эффективность использования самой дальнобойной в мире ракеты Х-101/Х-102 (5500 км). Также будет увеличена точность бомбардировок корректируемыми бомбами. Самолет оснастят «стеклянной кабиной», что позволит разгрузить экипаж от исполнения рутинных действий. Разумеется, на борту будет установлена современная станция радиоэлектронной борьбы.
Владимир Михеев утверждает, что самолет будет защищен по всем физическим полям как с земли — от зенитных ракетных комплексов, так и от всех типов перспективных авиационных средств поражения.
В общем, можно сказать, что ракетоносцу «накачают мускулатуру», повысят «остроту зрения» и, разумеется, «интеллект», который на равных правах с экипажем сможет решать сложные задачи пилотирования, обороны и нанесения ракетных ударов.
Существенный прорыв вперед, который замминистра обороны оценил в повышение боевых возможностей в 2,5 раза, произошел в значительной степени потому, что ОКБ Туполева параллельно работает и над Ту-160М2, и над ПАК ДА. И часть наработок по перспективному бомбардировщику используется в модернизированном «Белом лебеде».
Зачем тратить огромные деньги, чтобы создавать искусственные насыпи в Кольском заливе?
При этом в значительной мере будет пересекаться и ракетное вооружение двух самолетов. Для них готовится ракета Х-БД, дальность которой будет намного больше, чем у Х-101, которая улетает на 5500 км. Ее технические характеристики засекречены. Но, естественно, она не будет уступать Х-101, разработанной в КБ «Радуга», входящем в корпорацию «Тактическое ракетное вооружение».
Поэтому есть смысл привести ТТХ Х-101, сравнив их с характеристиками лучшей крылатой ракеты «воздух-поверхность», стоящей на вооружении ВВС США.
ТТХ Х-101 и AGM-86D
Длина, м: 7,45 — 6,32
Диаметр, мм: 742 — 620
Размах крыла, м: 3,0 — 3,65
Стартовая масса, кг: 2400 — 1950
Масса БЧ, кг: 400 — 540
Тяга двигателя, кгс: 500 — 275
Максимальная скорость, км/ч: 970 — 1000
Дальность, км: 5500 — 1200
ЭПР, кв.м.: 0,01 — 0,02
КВО, м: 5 — 3
Начало эксплуатации: 2013 г — 2002 г.