Американцы хотят закрыть «открытое небо» для российской военной авиации
Как мы уже сообщали, США собираются ограничить наблюдательные полеты военной авиации России над американской территорией, проводимые в рамках Договора по открытому небу. Такие меры Вашингтон, по информации The Wall Street Journal (WSJ), планирует принять в ответ на «очевидное несоблюдение» Россией соглашения. При этом в Госдепартаменте США подчеркнули, что запрет может быть снят «в любое время», если Россия вернется к выполнению своих обязательств.
В МИД России обвинения в нарушении Договора по открытому небу отвергли, добавив, что рассмотрят ответные меры, если США ограничат полеты над своей территорией. Замглавы ведомства Сергей Рябков также заявил, что у России «есть целый ряд встречных претензий к США по ряду аспектов выполнения этого договора».
Некоторые эксперты отметили, что претензии американской стороны сводятся к тому, что США просили вторично открыть небо для просмотра позиций, хотя Договор обговаривает определенный временный промежуток между инспекциями. По словам американиста, член-корреспондента Российской академии военных наук Сергея Судакова, США утверждают, что якобы обнаружили во время предыдущего полета вооружение запрещенной средней и малой дальности, и таким образом они пытаются «подвести ситуацию под то, что Россия является виновницей нарушения и Договора о ракетах средней и малой дальности».
Американцы хотят закрыть «открытое небо» для российской военной авиации
Напомним, что Договор по открытому небу был подписан в 1992 году. Россия ратифицировала его в 2001 году. В нем участвуют 34 государства. Наблюдательные полеты совершаются над Россией, США, Канадой и странами Европы. Договор закрепляет за каждым участником определенное количество квот: у США и группы в составе России и Белоруссии — по 42 полета в год; у Германии, Канады, Франции, Великобритании, Италии, Турции и Украины — по 12 полетов. Самая малая квота — 2 полета, у Португалии. Для проведения наблюдательных полетов Россия использует специально оборудованные самолеты Ту-214ОН, Ан-30 и Ту-154М-Лк-1, а США — Boeing OC-135B Open Skies.
В 2016 году Москва заявила, что Россия первой из 34 участников Договора при выполнении наблюдательных полетов сможет использовать цифровые видеокамеры — сертификация этого оборудования отечественного производства, установленного на самолетах Ту-154М Лк-1 и Ан-З0Б, полностью завершена. После этого Запад начал активно раскручивать тезис о том, что Россия с более совершенной камерой сможет получать дополнительную информацию.
— К сожалению, при обсуждении проблем с ДРСМД или при возникновении разногласий относительно порядка выполнения Договора по открытому небу похоже, инициируется сознательная утечка информации в прессу, — считает бывший руководитель Информационно-аналитического центра Минобороны России, заместитель директора Института США и Канады РАН генерал-майор в отставке Павел Золотарев — Это плохо само по себе, так как раскручивание тезисов пропагандой обеих стран наносит реальный ущерб их взаимопониманию. Но почему это происходит? Возможно, как раз из-за того, что на определенном этапе были прерваны контакты военных ведомств двух стран. Думаю, что сейчас надо говорить о возобновлении в целом если не военного сотрудничества, то координации РФ и США и о восстановлении в полном объеме контактов между структурами ведомств, которые наблюдают за выполнением Договора
Кстати, Россия относительно недавно осуществляла полет над территорией США, причем самолет пролетел над Белым домом, комплексом зданий Конгресса США, штаб-квартирой ЦРУ и Пентагоном, что вызвало определенную реакцию у американской стороны. Поэтому ответные меры применительно к этому Договору, скорее всего, могут быть связаны с ограничением полетов над определенными районами, и не более того. В целом, я думаю, что стороны не будут выходить из Договора, так как все понимают его важность.
Заместитель руководителя Таврического информационного аналитического центра РИСИ Сергей Ермаков полагает, что американцы в рамках сложившихся двусторонних отношений пытаются если не заблокировать сотрудничество с Россией в военной сфере, то сделать так, чтобы эти связи сильно осложнились.
— С другой стороны, поскольку в США еще не готовы концептуальные документы, которые должны определять американскую политику в среднесрочной перспективе (например, «Обзор ядерной политики» (Nuclear Posture Review), который по указанию Дональда Трампа должен быть составлен к концу 2017 года), то не ясно, куда пока двигаться. Поэтому в ведомствах появляются разные точки зрения. Общее в них то, что непременно должно быть заявлено и достигнуто превосходство американцев в военной силе (как будто они его теряли).
Ситуация с Договором по открытому небу действительно увязана с ДРСМД, в нарушении которого сейчас Москва и Вашингтон обвиняют друг друга. Понятно, что соглашения абсолютно разные, но подход и проблемы здесь одинаковые. А так Договор по открытому небу в первую очередь важен с точки зрения установления и поддержания мер доверия, транспарентности.
Американцы сами же заявляют о том, что им эти меры чрезвычайно важны и нужны, и под это дело они пытаются обвинить Россию в том, что она что-то нарушает и кого-то не пускает летать над всей Калининградской областью. На деле Соединенные Штаты фактически создают «поле», в том числе и в экспертной среде, где можно оказывать на Москву дополнительное давление — чтобы она пошла на расширение или углубление мер транспарентности, а проще говоря — раскрывала и предоставляла больше информации о своей военной активности. Почему статья в WSJ появилась только сейчас? Потому что американцы пытаются надавить на то, что они будут закрывать территории, тем самым хотят заставить нас пересмотреть положения ключевых договоров.
«СП»: — В статье отмечается, что США прорабатывают ответные меры. Какие они могут быть?
— Думаю, могут касаться только непосредственно Договора по открытому небу — закрытие заведомо интересующих нас зон для наблюдения за военной активностью, то есть воздушного пространства над Аляской и Гавайями.
Что мы можем противопоставить «неуязвимому» SR-72?
«СП»: — При современных средствах слежения из космоса активность можно разглядеть и без полетов самолетов в рамках Договора…
— Да, Договор позволяет убедиться, что нет широкомасштабной военной активности в том или ином регионе, и тем самым снять лишнюю обеспокоенность в конкретном диалоге. Авиация, которая используется для полетов по Договору, и оборудование самолетов должны быть сертифицировано с тем, чтобы мероприятия по исполнению положений Договора не приводили к нарушениям и ведению уже разведывательной деятельности. То есть характеристики аппаратуры специально загрубляются, чтобы «мелкие детали» с воздуха не были видны. В то же время вместе с экипажем той или иной страны обязательно присутствуют офицеры ВС государства, над которой совершаются полеты — они также следят за соблюдением положений Договора.
То есть этот Договор предусматривает механизм поддержания и повышения доверия. Впрочем, как и Венский документ 2011 года о мерах укрепления доверия и безопасности. В соответствии с ним государства-участники ежегодно обмениваются информацией о военных силах и основных системах вооружений и техники, о планировании в области обороны и военных бюджетах. Также они проводят инспекции указанных районов, посещают воинские формирования для оценки предоставляемой о них информации. Венский документ и Договор по открытому небу были разработаны в единой системе, где все компоненты поддерживали друг друга. Но это не те проверки и ограничения, которые были предусмотрены Договором об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ) 1990 года, на выполнение которого Россия в 2007 году ввела односторонний мораторий в связи с действиями США в Европе и который предусматривал ограничения на количество обычных вооружений и боевой техники.