Пол Робертс о том, как мир ведут к Армагеддону
Северная Корея испытала межконтинентальную баллистическую ракету (МБР), которая способна достигнуть любой точки материковой части США. Об этом Пхеньян заявил в среду, 29 ноября. В сообщении, зачитанном по Центральному телевидению страны, говорится, что КНДР «реализовала великую историческую задачу, завершив создание ракетно-ядерных сил».
В документе также отмечается, что МБР «Хвасон-15» была запущена по личному приказу лидера КНДР Ким Чен Ына в ответ на проводимую Вашингтоном враждебную политику.
Напомним: пуск состоялся в ночь на среду, его зафиксировали японские и южнокорейские военные. Комитет начальников штабов ВС Южной Кореи сообщил, что запущенная ракета КНДР пролетела 960 км за 53 минуты, и упала в 210 км от побережья Японии, недалеко от префектуры Аомори.
Испытание вызвало резкое недовольство Вашингтона. Президент Дональд Трамп заявил, что нынешний пуск не меняет подход к северокорейскому вопросу, и США справится с этой ситуацией. Вице-президент Майк Пенс пообещал развернуть все ресурсы, чтобы «экономическое и дипломатическое давление заставило Северную Корею раз и навсегда отказаться от своей ядерной и баллистической программы». А госсекретарь Рекс Тиллерсон призвал все страны усилить на Пхеньян дипломатическое и политические давление.
Пол Робертс о том, как мир ведут к Армагеддону
Со своей стороны, премьер Японии Синдзо Абэ назвал новое испытание КНДР «неприемлемым», и потребовал созыва экстренного заседания Совета Безопасности ООН. По его словам, «международное сообщество должно сообща полностью выполнять санкции» против Пхеньяна.
Прозвучали и первые экспертные оценки. Так, министр юстиции Южной Кореи Чо Мьюнг-гьон предположил, что МБР в ядерном оснащении, способная достигнуть материковой территории США, появится у Пхеньяна уже в 2018 году. По версии министра, этим событием Северная Корея может отметить 70-летие с момента своего основания.
До сих пор считалось, что Пхеньяну потребуется для этого 2−3 года, но ракетная программа КНДР развивается быстрее, чем ожидалось, отметил Чо Мьюнг-гьон. Он также призвал усилить санкционное давление на северного соседа, чтобы Пхеньян не смог развивать ракетные технологии.
Пуск северокорейской ракеты вызвал неоднозначную реакцию и в Москве. Как заявил зампредседателя комитета Госдумы по обороне Юрий Швыткин, действия Пхеньяна «вызывают недоумение, потому что сегодня, в частности, делегация Госдумы находится там и как раз с тем, чтобы обсуждать план мирного урегулирования корейской проблемы». «Запуск ракеты с планами мирного урегулирования никак не вяжется», — отметил Швыткин.
По мнению же зампредседателя комитета Совета Федерации по обороне Франца Клинцевича, США теперь «вряд ли перейдут к силовому сценарию, но риторика сильно ужесточится» «Начать войну легко, тяжело ее закончить. Все военные это понимают», — добавил сенатор.
Какая реакция последует на действия Пхеньяна, как теперь будет развиваться ситуация на Корейском полуострове?
— При оценке ситуации нужно исходить из фактов, а факты выглядят так: Пхеньян безусловно имеет ядерный заряд, плюс имеет баллистические ракеты средней дальности, благодаря своей ракетной программе, которая достаточно успешно развивается, — отмечает эксперт Российского института стратегических исследований Сергей Ермаков. — Да, Северная Корея заявляет, что располагает МБР — то есть, ракетой с дальностью 8−10 тысяч километров. Но доказательств этого факта Пхеньян не представил.
Американцы, оценивая действия Северной Кореи, исходят из понятной логики. Они считают, что ракетно-ядерная программа КНДР нацелена не на соседнюю Южную Корею, а непосредственно на территорию США. Именно с этим связано последнее обострение вокруг Корейского полуострова — с тем, что КНДР пытается выйти на новый рубеж сдерживания, в отличие от Индии и Пакистана.
Это значит, Вашингтон будет и дальше всячески давить на Пхеньян. Сейчас КНДР фактически подтверждает выкладки американских военных аналитиков, которые считают, что со временем северокорейская угроза станет нешуточной. Именно этот факт объясняет единство демократов и республиканцев в Конгрессе США по корейской проблеме: обе партии убеждены, что ракетно-ядерная программа КНДР — угроза для будущего Америки.
Со стратегической точки зрения, раньше паритет в ядерных вооружениях складывался между США и Россией. С появлением ракетно-ядерного оружия у Северной Кореи появляется новый центр силы, который выходит за рамки каких-либо договоров и механизмов консультаций. И это опасно.
«СП»: — Почему нельзя создать новые механизмы, с учетом ядерного статуса Пхеньяна?
— Создавать такие механизмы — значит, фактически сказать, что Северная Корея все сделала правильно. В этом случае другие страны, которые имеют возможность создать ядерное оружие, воспримут этот сигнал как «зеленый свет». И будут стремиться оказаться в ядерном клубе, что называется, по факту.
По сути, ситуация именно к этому и идет — к полицентричности ядерного мира. И как жить в таком мире, никто толком не знает.
«СП»: — Какие шаги предпримут США, реагируя на деятельность Северной Кореи?
— Штаты в такой ситуации, прежде всего, будут укреплять своих союзников в регионе — прежде всего, Южную Корею и Японию. Плюс, не исключено, — по примеру Европы — в регионе появятся американские ядерные вооружения, и возникнет условное «Азиатское НАТО».
В итоге, всеобъемлющее давление на КНДР — экономическое, финансовое, дипломатическое и военное — будет со стороны США только нарастать.
«СП»: — Дойдет ли дело до боевых действий?
— Пока я не вижу явных предпосылок для жесткого силового сценария. Хотя угроза его реализации будет оставаться, и в США есть высокопоставленные военные, которые считают, что такой сценарий — рациональный способ справиться с северокорейской угрозой.
Как ни крути, у Пхеньяна есть ракета, которая точно может долететь до территории американских союзников в АТР. Причем, вопрос технического совершенства северокорейских «изделий» особой роли не играет. Речь идет о баллистических ракетах и возможной установке на них ядерного боезаряда. Тут высокая точность наведения не нужна, и шутки можно отбросить в сторону.
«СП»: — Какой выход из ситуации предлагает Россия?
— Выход есть, если начать пересматривать существующий режим контроля над ядерными вооружениями. Но это очень тяжелый вопрос, поскольку стран с ядерным оружием сейчас много. Надо понимать: принцип взаимного уничтожения, как и система договоров по контролю над ракетно-ядерным оружием до сих пор распространялись лишь на уровень ядерных сверхдержав — США и России. В системе этих договоров нет не только Китая, но и Франции и Великобритании.
Как конкретно построить механизм сдерживания в полицентричном ядерном мире — вызов и для политиков, и для экспертов. Северная Корея продемонстрировала, что политическая роль ядерного оружия никуда не ушла, вопреки заверениям экс- президента США Барака Обамы. И с этим фактом невозможно не считаться.
В этом новом мире необходимо предоставить странам четкие гарантии, что их суверенитет не будет затронут. Именно в этом направлении Россия предлагает искать развязки северокорейского конфликта.
Пхеньяну действительно нужны четкие гарантии безопасности. Только тогда его можно будет подвинуть на конструктивный диалог по ракетно-ядерной программе.
— Никто не может утверждать, что Северная Корея проводила испытание именно МБР, — считает академик Академии геополитических проблем, бывший начальник Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ генерал-полковник Леонид Ивашов. — У Пхеньяна имеется программа разработки, испытания и принятия на вооружение ракет средней дальности — и только. Эту программу корейцы последовательно реализуют, и говорить, что она кому-то угрожает, я бы не стал.
Чиновники от образования наделали много шума своими циркулярами
Надо понимать: наличие ядерного оружия у небольших стран является, конечно, гарантией их собственной безопасности. Ну не хотят корейцы, чтобы с ними поступили как с Югославией, Ливией, Сирией. Кроме того, наличие ракетно-ядерного вооружения — не монопольное, а в системе стран, имеющих такое оружие, — является еще и сдерживающим фактором для всех. И прежде всего для обладателей превосходящей военной силы, в первую очередь США.
Запад в нынешнем пуске КНДР видит повод для развертывания очередной атаки на Пхеньян. Причина этой истерии проста. США уже разворошили Ближний Восток, Балканы, Украину. И определенные круги в Америке, включая транснациональные корпорации, хотели бы, чтобы зона нестабильности образовалась еще и вокруг Китая.
России в такой ситуации, я считаю, нужно сохранять спокойствие. Пусть соберется Совет Безопасности ООН — позиция Москвы и Пекина очевидна: мы осуждаем стремление КНДР стать ядерной державой, но в то же время выступаем за решение вопроса исключительно политическим путем.
Политический спектр решений по проблеме КНДР, на мой взгляд, далеко не исчерпан, и вариантов здесь много. Но в любом случае, с Северной Кореей следует разговаривать как с суверенным независимым государством.