Трамп дал отмашку на разработку запрещенной ракеты
В марте Уралвагонзавод начинает поставки в армию боевых машин поддержки танков (БМПТ) «Терминатор». И это, наконец-то, должно поставить окончательную точку в затянувшемся на 7 лет споре между производителем и потребителем о необходимости для бронетанковых войск этой машины.
Нет, пользу, которую на поле боя приносит данный вид военной техники, никто не подвергал сомнению. С момента появления в пехотных войсках противников эффективного противотанкового вооружения — от ручных гранатометов до переносных противотанковых ракетных комплексов — опасность поражения танков существенно возросла. Для подавления таких множественных очагов опасности необходимо было использовать какую-то более мобильную технику, чем танк, призванный решать более глобальные задачи, а не тратить ресурсы только на самооборону. БМП и БТР для этих целей плохо приспособлены, поскольку имеют невысокую огневую мощь и существенно более слабую по сравнению с танками защиту. Ну, а традиционная поддержка танков «голой» пехотой, то есть без поддержки ее техникой, приводит к неоправданно высоким потерям.
К созданию машины нового класса в Советском Союзе приступили на Челябинском тракторном заводе в середине 80-х годов. Первый вариант, который назывался «объект 781», был спроектирован на базе основного боевого танка Т-72. Были построены два опытных образца. И даже начались их испытания, которые показали приемлемые результаты. Однако в 1991 году в связи с прекращением финансирования все работы были свернуты.
К идее создания БМПТ вернулись в 1998 году. Но уже не в Челябинске, а в Нижнем Тагиле — на Уралвагонзаводе. Здесь в качестве базового выбрали также танк Т-72. Первый опытный образец получил название «объект 199». Однако его отправили на доработку, поскольку заказчиков не вполне устраивала боевая мощь. Хоть с защищенностью было все в порядке — машина имела не только бронезащиту танка, но и была оснащена пластинами динамической защиты, существенно снижавшей эффективность бронебойных и тандемных кумулятивных боеприпасов. Есть также оборудование для дистанционного обнаружения и уничтожения противотанковых мин. Впоследствии «объект 199» назвали «Терминатором». Но в серию он не пошел.
Трамп дал отмашку на разработку запрещенной ракеты
В 2001 году была получена новая машина, в которой были существенно усилены средства разведки, наведения и целеуказания. Она получила название БМПТ-72 или «Терминатор-2». БМПТ-72 оснащена двумя нарезными пушками 2А42 калибра 30 мм с боекомплектом из 900 снарядов. К ним прилагаются пулемет калибра 7,62 мм, два 30-миллиметровых автоматических гранатомета (300 выстрелов для каждого) и комплекс противотанковых управляемых ракет «Атака-Т» с четырьмя ракетами лазерного наведения.
Таким образом, БМПТ приобрел способность подавлять не только живую силу, но и легкобронированную технику и даже дозвуковые летательные аппараты. Ну, а ракеты «Атака-Т» могут использоваться и для борьбы с основными боевыми танками противника. Дальность стрельбы из пушек — 4 км, гранатометов — 1,7 км, ракетной атаки — 5 км. Воздушные цели досягаемы на высоте до 2 км и на удалении до 2,5 км. БМПТ может одновременно обстреливать до 3 целей.
БМПТ отличает высочайшая плотность огня, которую в первую очередь обеспечивают две 30-мм пушки, скорострельность которых достигает 550 выстрелов в минуту, и пулемет калибра 7,62 мм. Машина гарантированно уничтожает опасные для танков объекты в радиусе 2 километров. Во время испытаний при обстреле танков с километровой дистанции шквальный огонь способен полностью вывести из строя танк. При осмотре обстреливаемых «Терминатором-2» танков обнаруживались уничтожение смотровых приборов и прицелов, отрыв от корпуса зенитного пулемета, пробой топливных баков и заклинивание башни и пушки танка. Для уничтожения живой силы используются осколочно-фугасные снаряды.
Опытные образцы «Терминатора-2» долго и тщательно испытывали на полигонах и параллельно экспонировали на международных выставках военной техники. И когда, казалось бы, машины не вызывали никаких вопросов относительно своей боевой эффективности, надежности и эксплуатационных качеств, Главное автобронетанковое управление Министерства обороны дало задний ход. Обещанное в 2009 году принятие «Терминатора-2» на вооружение не состоялось. И Уралвагонзавод был вынужден ограничиться выпуском 10 машин для армии Казахстана. В настоящий момент эта страна является единственным в мире эксплуатантом «Терминатора».
Причина притормаживания «Терминатора-2» имеет не техническую, а бюрократическую подоплеку. Введение в состав бронетанковых частей новой машины потребует выработку новой концепции ведения боевых действий. А это повлечет за собой изменение организационно-штатной структуры вооруженных сил. Процесс очень инерционный, требующий больших финансовых затрат и организационных усилий.
К тому же немаловажную роль тут сыграл и бывший министр обороны Анатолий Сердюков. Разработанная им концепция строительства вооруженных сил предполагала закупки российского вооружения по самому минимуму. Основные закупки надо было делать за границей.
Уралвагонзавод понимая, что прекрасная машина может и не дойти до российских бронетанковых войск, принял мудрое решение о необходимости повышения экспортной привлекательности БМПТ. Машине было присвоено имя, прекрасно понятное на всех языках, — Terminator. Правда, это вызвало протест комитета Государственной думы по делам обороны под председательством Владимира Комоедова. Однако Уралвагонзаводу удалось настоять на своем в связи с отсутствием намерений Министерства РФ обороны закупать БПМТ.
Пробиванию стены способствовали два обстоятельства. Во-первых, «Терминатор-2» прекрасно проявил себя в Сирии. И танкисты заговорили, что эта машина крайне необходима для повышения боеспособности бронетанковых войск.
Во-вторых, на последней международной выставке на «Терминатор-2» обратили внимание несколько стран, изъявивших желание приобрести российскую машину. И среди них Израиль, бронетанковые войска которого очень сильны. Танк «Меркава» входит в первую пятерку ОБТ, оставляя позади американский «Абрамс».
В связи с интересом израильтян вице-премьер Дмитрий Рогозин высказался весьма неожиданно: «Странно, что они так долго „раскачивались“. Это уникальная машина».
Но куда дольше раскачивались мы, у кого это уникальная машина стояла под носом.
И вот теперь «Терминатор-2» начинает поступать в бронетанковые войска. Однако это, что называется, на пробу. Потому что объем поставок ограничен всего лишь десятью машинами — в расчете на каждый российский танк получается порядка 0,003 единицы. Не густо.
Но высаживать морские десанты он даже не собирается — некого и не на чем
Уралвагонзавод продолжает совершенствовать БМПТ. Сейчас на базе платформы «Армата» разрабатывается «Терминатор-3». Он должен быть оснащен всеми уникальными системами «Арматы» — прежде всего, активной защитой, которая уничтожает боеприпасы противника при подлете к машине. Будет использована и аэрозольная защита, которая делает незаметной машину не только для тепловизоров, но и для РЛС. Предполагается использование РЛС в системе управления вооружением.
У перспективной машины намереваются увеличить артиллерийский калибр — вместо двух 30-мм пушек установить в необитаемой башне боевой модуль АУ-220М «Байкал» с пушкой калибра 57 мм. Ее скорострельность — 120 выстрелов в минуту, а дальность — 12 километров. По воздушным целям стреляет до отметки в 4 километра. С пушкой спарен пулемет калибра 7,62 мм. Относительно гранатометов и противотанковых ракет сведений пока нет. Но, несомненно, их присутствие необходимо, в противном случае по огневой мощи «Терминатор-3» не будет отличаться от БМП-3, на который также предполагается установка модуля «Байкал».