Пентагон может передать Украине противокорабельные ракетные комплексы
Спецпредставитель Госдепартамента США по Украине Курт Волкер заявил в интервью The Guardian, что необходимо расширить военные поставки Киеву. И Штаты готовы это сделать в срочном порядке. И прежде всего Украине нужно воссоздать свой флот, утраченный в 2014 году. Также необходимо усилить противовоздушную оборону страны.
С ПВО все примерно понятно, то есть не видать Киеву американских комплексов ни в срочном порядке, не спустя время, которое история отпустила на существование нынешнего киевского режима. Потому что все это надо покупать за громадные деньги, которых у Украины нет. США могут предложить лишь ЗРК Patriot. А батарея из четырех пусковых установок стоит миллиард долларов. В то же время Конгресс США выделил на военную помощь Украине 250 млн. долларов. При таком раскладе Киев может рассчитывать разве что на ПЗРК Stinger. Такими переносными комплексами на равных пользуются и регулярные войска, и разнообразные террористические группировки.
Что же касается усиления флота, то вариант, предлагаемый США, однозначно не сделает Украину владычицей Черного моря. Собственно, не особо сильнее станет ВМС и в прибрежной зоне, поскольку речь идет о передаче с баланса на баланс двух патрульных катеров, которые в США выведены из состава Береговой охраны. Акция как бы безвозмездная. Однако, с одной стороны, у украинских расхитителей военного бюджета появляется неплохая возможность урвать еще некоторое количество долларов. Но, с другой стороны, американский дар способен снизить доходы Порошенко. Ведь на этом поле уже почти четыре года идет ожесточенная борьба. Пропорошенковские СМИ утверждают, что эти два катера относятся к классу «на тебе, Боже, что никому негоже». Желающие обогатиться на этих поставках утверждают в СМИ обратное.
Пентагон может передать Украине противокорабельные ракетные комплексы
История такова. В 2014 году США решили передать Украине два катера класса «Айленд» постройки конца 80-х годов, находящихся на хранении в порту Балтимора. Береговой охране США они стали не нужны в связи с заменой их на более эффективные и быстроходные катера класса «Сентинел».
Выведенные из состава Береговой охраны катера США щедро раздают всем желающим — Пакистану, Грузии, Коста-Рике. Как бы бесплатно в соответствии с американской программой передачи избыточного оборудования оборонного имущества EDAP. Однако тут есть нюанс — принимающая дары сторона должна компенсировать «сопутствующие расходы», куда входят техобслуживание, переоборудование и обучение экипажей.
И вот тут есть чем поживиться, как это было со скандальной закупкой у США беспилотников Raven RQ-11 за 75 млн. долларов. Выяснилось, что деньги потрачены впустую, поскольку на них установлены не имеющие никакой защиты навигационные системы и средства связи. Что позволяет противнику легко перехватывать управление. А чуть позже оказалось, что американцы просто подарили непригодные для эксплуатации беспилотники, не взяв за них никаких денег. А 75 млн. рассовали по карманам госчиновники.
С катерами, конечно, сложнее будет обогатиться, поскольку сопутствующие расходы находятся в диапазоне от 8 млн. до 12 млн. долларов. В сравнении с 75 млн., украденных при приобретении беспилотников, это не так уж и много. И всю эту сумму украсть не удастся, придется довольствоваться разницей между реальными выплатами и отчислениями на них. Характерно, что точную цифру никто не называет, ссылаясь на военную тайну.
Но если эта сделка состоится, то потери Порошенко будут несоизмеримо больше. Ему в равных долях с его старинным другом Игорем Кононенко, заседающим в Раде, принадлежит судостроительный завод «Кузница на Рыбацком» (декоммунизированная «Ленинская кузня»). И на том заводе выпускают бронекатера «Гюрза-М», которые самым активным образом внедряются в строй ВМС Украины. Уже построено 6 катеров. Их количество предполагается довести до восемнадцати. Если американский подарок приглянется украинским морякам, то может последовать дарение еще нескольких единиц. И тогда кораблестроительный бизнес Порошенко может притормозиться. Естественно Петр Алексеевич этого категорически не хочет.
Именно поэтому вокруг двух «Айлендов» бушуют нешуточные юридические страсти.
Вначале противники американизации налегали на то, что катера вконец изношены, и будут, по сути, не военную службу нести, а ремонтироваться. Однако комиссия ВМСУ слетала в Балтимор и привезла оттуда известие о том, что катера находятся в отличном состоянии.
Затем выяснилось, что Министерство обороны, согласно законодательству, не имеет права перечислить за пределы страны даже один доллар.
Укроборонпром предложил свои посреднические услуги. Однако эти услуги по различным оценкам (конкретная цифра является тоже военной тайной) начинаются от 15% и оканчиваются в туманных далях. Минобороны отказалось кормить чужие семьи.
И тогда обнаружился закон 1993 года, согласно которому Минобороны может пребывать с США в особых отношениях. То есть можно проводить одиночные сделки и переводить деньги за океан.
Но это должно санкционировать правительство. Правительство заняло глухую оборону.
Все эти бюрократические игры ставят интересы Порошенко выше интересов военно-морских сил Украины. Потому что они приводят и к экономическому ущербу, и к оснащению флота катерами со значительно более слабыми характеристиками.
Начнем с экономики. За два американских катера надо заплатить порядка 10−12 млн. долларов. Одна «Гюрза-М» стоит порядка 7 млн. долларов. За пару надо платить 14 млн. долларов.
Разница, конечно, не столь велика, если бы речь шла о катерах, обладающих примерно одинаковыми возможностями. Сравним характеристики «Гюрзы-М» и «Айленда».
Водоизмещение, т: 54 — 168 (Дальше можно было бы не продолжать, но продолжим)
Длина, м: 20,7 — 33,5
Ширина, м: 4,8 — 6,4
Осадка, м: 0,88 — 2,00
Максимальная скорость, узлы: 28 — 30
Дальность плавания, мили: 400 — 3000
Экипаж: 5 — 16
А теперь о вооружении. У передаваемых американских катеров оно должно быть демонтировано. Надо сказать, небольшая потеря, поскольку на «Айлендах» установлены одна 25-мм пушка, два пулемета калибра 12,7 мм и РЛС. Моторная лодка, разумеется, будет сохранена.
«Гюрза-М» оснащена более основательно. Две пушки калибра 30 мм, два пулемета калибра 7,62 мм, два 30-мм гранатомета и ПТРК на две ракеты.
Вполне понятно, что все это может быть без особых затруднений перенесено на американские катера. Тем более что вооружение «Гюрзы-М» интегрировано в два боевых модуля. Собственно, на куда более солидный «Айленд» можно установить и 4 боевых модуля.
Вполне понятно, что Порошенко костьми ляжет, но впустит на Украину не более пары американских катеров. Если вообще впустит. И основу москитного флота будут составлять порошенковские катера, коих к 2020 году запланировано 18 штук.
Украинская пропаганда внедряет в массы мысль о том, что они наведут порядок на Черном море. То есть заставят Россию считаться с ВМС Украины. Странная иллюзия. «Гюрза-М», по сути, является речным патрульным катером, который не способен выходить даже в прибрежные воды при минимальном волнении. О чем свидетельствуют его геометрия и водоизмещение. Сравнительно недавно в интернете был популярен ролик морского парада в Одессе. Когда «Гюрза-М» сбавила скорость, то настолько стала зарываться в воду, что публика решила, что катер тонет.
Если же «армада» из 18 украинских катеров вдруг решит сразиться на Черном море хотя бы с российскими катерами Береговой охраны, которых насчитывается 37, то результат вполне предсказуем. «Младшенький» из российских катеров проекта 12200 «Соболь» при чуть большем водоизмещении (57 т) значительно просторнее: длина — 30 м, ширина — 5,8 м. А скорости несоизмеримы — 47−50 узлов у «Соболя» и 27 узлов у «Гюрзы-М». И при этом артиллерийская установка превосходит по результативности две сухопутные пушки украинского катера — это шестиствольная автоматическая пушка АК-306 калибра 30 мм, делающая до 1000 выстрелов в минуту. При этом дальность прицельной стрельбы, равная 5000 м, превосходит дальность украинской пушки на километр. Также есть четыре ПТРК и крупнокалиберный пулемет.
В счет компенсаций за «геноцид и оккупацию» пойдут также алмазы и золото
Необходимо сказать, что слово «бронированный» по отношению к украинскому катеру является преувеличением. Комбинированная броня из стали и алюминия защищает лишь от пуль калибра 7,62 мм и осколков.
При этом «Соболь», обладающий более высокой мореходностью, в далекое море не рвется. Он используется у побережья.
А еще Черное море охраняется 16-ю пограничными сторожевыми кораблями. Есть среди них, например, корабли проекта 10410. При водоизмещении в 375 тонн они имеют огневую мощь, которая позволила бы разобраться со всей «армадой» и примкнувшими к ней несколькими «Айлендами». Артустановка калибра 30 мм АК-630М имеет 6 стволов, скорострельность до 5000 выстрелов в минуту. Боекомплект — 18 тыс. снарядов. Артустановка АК-176 калибра 76 мм имеет дальность стрельбы, равную 16 км. Скорострельность достигает 130 выстрелов в минуту. Боекомплект — 152 снаряда.
Есть на Черном море еще и боевые корабли, входящие в состав не Береговой охраны, а ВМФ России. Но об их существовании, нахваливая всесокрушающую мощь порошенковских катеров, рассказывать избегают.
Из всего вышеперечисленного следует, что страсти вокруг американского подарка к боеспособности украинского флота отношения не имеют. Все это дела сугубо экономические, точнее — коррупционные.
Новости Украины: Порошенко поблагодарил США за санкции против России
Военные новости: США готовятся «загарпунить» Азовское море