Американцы используют на Ближнем Востоке запрещенное оружие
Сирийская проблема дает о себе знать все больнее. Для России и Асада наступил ключевой этап войны — последняя большая битва с террористами и радикальной оппозицией. Враги Башара Асада удерживают Идлиб.
Количество оппозиционных группировок в этой мухафазе просто огромно. По неподтвержденным данным, в провинции может находиться даже 150 000 хорошо вооруженных и закаленных в боях боевиков. У Дамаска же на сегодняшний день нет и тридцати тысяч свободных солдат. Многие заняты в других частях страны — обеспечивают порядок и продолжают зачистку недавно освобожденных районов. Даже при условии активнейшей помощи со стороны российских Воздушно-космических сил с такой армией вряд ли получится далеко продвинуться.
К тому же нельзя забывать, что наши военные, конечно, поддерживают Сирийскую арабскую армию, но на стороне оппозиции почти гарантировано будет Турция. Она уже дала об этом знать — ее техника перебрасывается в Идлиб, а к границам провинции стянуты тысячи и тысячи военных, готовых в случае чего действовать. Конечно, полноценные столкновения с турками нам не грозят, а вот асадовцам — вполне возможно, тем более на это уже сейчас делают ставку некоторые высокие чины в Анкаре.
Американцы используют на Ближнем Востоке запрещенное оружие
С чем же связан этот острый недостаток сухопутных сил? Дело в том, что он стал следствием давно назревавшего кризиса — как сообщают иранские и некоторые другие иностранные источники, Тегеран в настоящее время не проявляет никакого желания участвовать в захвате Идлиба. Хезболла, будучи верным союзником и, можно сказать, младшим братом персов, поддерживает это невмешательство.
Причиной такого неожиданного поворота служит несколько факторов. Один из них — это недовольство Тегерана нейтралитетом России и Асада в израильско-иранском конфликте, который постоянно оборачивается для персов, пускай и незначительными, но все же потерями. Была информация, что на состоявшейся в августе встрече министра обороны Ирана с сирийским президентом рассматривался вариант подписания некоего особо важного приложения к договору о военно-техническом сотрудничестве. Амир Хатами (иранский министр обороны — авт.) хотел, чтобы Асад и российские уполномоченные лица подписали бумагу, которая обязывала бы РФ и САР реагировать на военные антииранские действия со стороны Израиля и Соединенных Штатов.
Для персов это, на самом деле, очень важно, потому что в последние годы их базы, колонны и прочее имущество с поразительной быстротой уничтожаются. Иногда это делают американцы, иногда израильтяне, были даже случаи, когда австралийцы подключались. Это, конечно, очень неприятно, и было бы здорово, если бы союзники хоть как-то прикрывали Иран. Однако они обычно отмалчивались, чего уж тогда говорить о каких-то действиях или, тем более, возмездии.
Похоже, упомянутое приложение никто не подписал или, быть может, его предложили «доработать». И вот теперь иранцы не хотят отправлять своих людей на, возможно, самую кровавую битву в истории сирийской гражданской войны. Что ж, в этом есть логика, только вот она вряд ли устраивает Дамаск и Москву, которые все никак не решатся сделать то, что давно пообещали. Россия уже несколько недель бомбит террористов, но без наступления сухопутных сил от этого мало толку — почти всю провинцию по-прежнему контролируют антиправительственные силы. И что же теперь? Придется уговаривать Иран или есть другой выход? А может, все это и вовсе неправда?
Российский востоковед Каринэ Геворгян полагает, что Иран действительно на данный момент может быть не заинтересован в решении идлибской проблемы. Но связано это, скорее, с внутренними проблемами. По мнению эксперта, Ирану, как и России, сейчас угрожают новые геополитические проекты Соединенных Штатов Америки на Южном Кавказе или в Средней Азии. Тем не менее это не отменяет того обстоятельства, что Тегеран имеет все основания быть недовольным невмешательством РФ и Асада в постоянные атаки Израиля и США на иранские базы в арабской республике. На разрыв отношений, конечно, никто не пойдет, однако персы эту тему продвигать однозначно будут, вероятно, даже уже продвигают.
Турецкий эксперт Керам Йылдырым полагает, что Дамаск затягивает с операцией совершенно по другой причине.
— Недавно была встреча Эрдогана с Путиным и Рухани. Вряд ли они провели просто формальную беседу. Скорее всего, они условились активизировать дипломатическое решение в ущерб военному. И это, наверное, самый лучший сейчас выход. Для Турции война в Идлибе грозит не только нестабильностью на границе, но и большими проблемами с беженцами. Границы закрыты, раскрывать их вряд ли будет возможно, поэтому перемещения беженцев внутри Идлиба могут привести только к дополнительным жертвам невинных. Для России это тоже опасно последствиями — возможно ухудшение отношений с Турцией. В тех условиях, в которых сегодня оказались обе страны, это будет большим ударом для каждой.
Пока Москва и Вашингтон грызутся, их союзники создают собственную военную силу
«СП»: — А что Иран?
— У Ирана тоже есть свое видение и вряд ли война в Идлибе может принести ему какую-нибудь пользу. Терять людей просто так тоже никому не нужно. Насчет того, какая армия у Башара Асада, ничего сказать точно нельзя. Я читал подсчеты прессы. Они говорят о двадцати тысяч военных, которые сейчас могут быть свободны. Еще пять тысяч недавно мобилизованы из тех районов, что режим недавно занял — это из Кунейтры, Даръа, Сувейды (провинции на юго-запад Сирии — авт.). В их преданности Асаду есть большие сомнения. Возможно, это все верно, но помимо регулярных войск в Сирии много иностранцев, воюющих как против режима, так и за него. Наверное, не меньше пяти-шести тысяч таких людей Асад мог бы собрать. К тому же в Турции многие полагают, что курдские террористические группировки (Анкара признает террористами курдские формирования, которые в РФ таковыми не считаются, например, Отряды народной самообороны — авт.) готовы присоединиться к операции против оппозиции в Идлибе. Это связано с их антитурецкой направленностью. Так что не похоже, что эта операция откладывается из-за недостатка солдат.
Новости Сирии: Путин с иронией ответил Эрдогану на предложение по Идлибу