Военные тайны: Пентагон стащил у России много интересного

Какие наши военные технологии были использованы американцами

  
13661
На фото: американский истребитель F-35B
На фото: американский истребитель F-35B (Фото: Zuma/ТАСС)

Американское издание The National Interest обвинило Советский Союз и его правопреемницу Россию в воровстве западных технологий, в частности, штатовских, и в неспособности генерировать собственные научно-технические идеи и воплощать их в эффективные разработки.

«Копирование западных технологий, — утверждает NI, — это на самом деле сомнительное достижение, признание того, что нация не способна реально внедрять собственные технологии». Тут совсем недалеко до обвинения нации в ущербности и призывов измерять русским череп при помощи циркуля.

В качестве примеров копирования технологий приводятся атомная бомба, многоразовый космический челнок и почему-то видеоигры. С определенной натяжкой можно принять обвинения насчет бомбы. Да, супруги Розенберги передавали нам определенные документы относительно ее конструкции. Однако к этому моменту в Советском Союзе полных ходом шли собственные разработки этого оружия и они находились в финальной стадии.

Что же касается челнока, то обвинения голословные. Точно так же американцев можно обвинить, что их космическая станция «Скайлэб» — копия наших «Салютов», которые появились раньше. Хоть общего у них — лишь идея создания долговременного «космического дома». То же самое объединяет и «Шаттлы» с нашим «Бураном».

Читайте также

В то же самое время существуют и обратные примеры копирования Штатами советских и российских технологий без получения на то каких бы то ни было лицензий. А порой информация для воспроизводства получается в результате хищения.

В 90-е годы, когда русские и американцы стали «братьями навек», для оборонки США наступили золотые времена по части получения не просто сведений о тех или иных разработках, но даже конструкторской документации, а также готовых изделий. Что-то получали бесплатно, так сказать, по обмену опытом. А за что-то надо было давать взятки, по тем временам абсолютно смехотворные.

В конце 70-х годов в НПО «Звезда» была создана уникальная авиационная катапульта К-36 ДМ, позволяющая покидать даже разогнавшийся на ВПП самолет. Ее показали на авиасалоне в Ле Бурже, где она стала одной из сенсаций. В США ничего похожего не было.

В начале 90-х на предприятие в подмосковном Томилине прибыла американская делегация, которую познакомили с конструкцией катапульты, рассказали о технологических нюансах при ее изготовлении. И продали небольшую партию кресел. Вскоре на американских истребителях появились абсолютно такие же катапульты, но со значком «Made in USA».

На фото: разработка НПП "Звезда" - катапультируемое кресло К-36 для современных боевых самолетов, 1987 год (Фото: В.Кавашкин/ ТАСС )

В Советском Союзе был накоплен значительный опыт по конструированию и строительству экранопланов. Этот тип летательных аппаратов представляет собой самолет с большой площадью крыла, перемещающийся на низкой высоте над водой или ровной поверхностью, используя эффект «воздушной подушки». К главным достоинствам экраноплана относятся большая полезная нагрузка и значительная дальность полета, что обусловлено экономичным расходованием топлива.

В Нижнем Новгороде в ЦКБ по судам на подводных крыльях были построены в конце 70-х годов 5 экранопланов «Орленок», которые могли перевозить 200 десантников или 2 БТР на расстояние в 1500 км. Они эксплуатировались в морской авиации. Последний «Орленок» был выведен из состава флота в 1993 году.

В США данным типом летательных аппаратов никогда не занимались. Но в начале 90-х решили, воспользовавшись российскими наработками, построить сверхтяжелую машину, которая должна была перевозить на 16 тыс. километров 1400 тонн груза. Российское правительство пошло навстречу, предоставив американцам всего лишь за 200 тыс. долларов допуск к документации и разрешив всесторонне исследовать боевой, хоть и списанный, экраноплан. Однако, как говорится, не в коня корм — разработка захлебнулась в связи со значительным превышением сметы.

Не только российские специалисты, но и ряд американских экспертов отмечают, что в новейшем самолете с вертикальным взлетом и посадкой (СВПП) F-35B отчетливо просматриваются русские корни. То есть он совершенно не похож на американский СВПП McDonnell Douglas AV-8B Harrier II, технологии которого логично было бы использовать в новой «вертикалке». Но много общего с Як-141, который был уже готов, но из-за неурядиц конца-80-х годов не пошел в серию.

И это не случайно. Представители компании «Локхид Мартин», создавшей F-35B, в период безвременья паслись в ОКБ Яковлева, изучая документацию на Як-141. После того, как они убедились в революционности технических решений, заложенных в российский самолет, даже был заключен контракт, за мелкую денежку, на проведение российскими конструкторами исследований и технических проработок по главнейшему элементу «вертикалки» — поворотному соплу подъемно-маршевого двигателя. Все это в конечном итоге и было использовано в конструкции F-35B. Потому-то летные характеристики этих двух самолетов очень похожи.

На фото: сверхзвуковой истребитель вертикального взлета Як-141 (Фото: Владимир Яцина / ТАСС )

Кстати, свой «Харриер-2» американцы создали на базе британского «Харриера», причем при участии в разработке британских конструкторов.

Возвращаясь к заявлению NI о том, что наш «Буран» является якобы слегка переработанным клоном «Шаттла», следует отметить, что автор статьи «не в теме». Причинно-следственная связь тут иная. И в начале этой цепочки находится не американская, а советская разработка.

В 60-е годы в СССР была начата программа «Спираль» по созданию орбитального самолета или же космоплана. Первые три рабочих прототипа — БОР-1, БОР-2 и БОР-3 — были макетами уменьшенных размеров. Реальным космопланом стал БОР-4, который начал проходить летные испытания в беспилотном режиме в 1982 году. Вскоре полученные положительные результаты были использованы при создании «Бурана».

Американская разведка пристально следила за ходом программы «Спираль». Были получены фотографии БОРа-4, которые вскоре использовали при конструировании орбитального самолета HL-20. У двух этих аппаратов — советского и американского — очень близкие по геометрии формы.

HL-20 так ни разу не слетал в космос. Но на его базе был разработан беспилотный орбитальный самолет Dream Chaser, предназначенный для доставки на орбиту (в частности на МКС) до 5,5 тонны груза и до 7 пассажиров. Его первый полет к МКС намечен на 2020 год.

Помимо конкретных разработок существуют теоретические изыскания, на которые эти разработки могут опираться. Но при этом в Советском Союзе перспективная теория из-за твердолобости руководства не всегда была востребована. Так произошло со стелс-технологией, которую первыми начали применять американцы при конструировании «самолетов-невидимок».

Но вся теория, позволяющая точно рассчитать геометрию самолета для минимизации отражения от его поверхности радиоволн радара, была изложена советским физиком Петром Уфимцевым в книге «Метод краевых волн в физической теории дифракции». Она была издана в 1962 году. В Советском Союзе эти идеи не нашли понимания. Книгу внимательно прочитали в США и немедленно приступили к строительству истребителя F-117.

Нельзя обойти стороной и вопрос о приоритете при создании уникальной военной техники, хоть речь может и не идти о заимствовании технологий. Потому что приоритет говорит о том, что в данном направлении тот или иной разработчик или страна-создатель никак не могут быть «технологически отсталыми». В разбираемой нами ситуации — отсталым по отношению к США. Тут примеров множество.

В истребителе-перехватчике МиГ-31 в РЛС впервые в истории была применена фазированная антенная решетка.

Российские комплексы радиоэлектронной борьбы, использующие принципиально новые математические методы анализа, обработки и генерирования сигналов в настоящий момент недосягаемы для оборонки США.

Россия уже начала внедрять в армию готовое гиперзвуковой ракетное оружие. В то время как американские разработчики в этой области находятся на этапе НИР. При этом, как показал скандал с утечкой информации в этой области из ЦНИИМАШа, США всеми правдами и неправдами пытаются догнать Россию.

Читайте также

У США нет даже сверхзвуковых противокорабельных ракет, дозвуковую ракету «Гарпун» никак нельзя назвать оружием сегодняшнего дня. В то время как Россия завершает испытания гиперзвуковой ПКР «Циркон».

Созданный Уралвагонзаводом танк Т-14 на платформе «Армата», относящийся к новому поколению ОБТ, по единодушному мнению экспертов, будет недосягаем по боевым возможностям для танкостроительных фирм мира, включая американские, минимум 5−7 лет.

Оперативно-тактический комплекс «Искандер», вооруженный крылатой и квазибаллистической ракетами практически со стопроцентной гарантией поражает запланированные цели. Американские ОТРК имеют куда более скромные возможности.

И, наконец, средства противовоздушной обороны, которые представлены системой С-400 «Триумф», занимают безусловные лидирующие позиции. С приходом комплекса С-500 «Прометей» то же самое можно будет сказать и о средствах противоракетной обороны.

В заключение необходимо сказать, что по некоторым позициям военной техники и России есть чему поучиться у США. В том числе и с помощью ГРУ, которое, благодаря натиску британской пропаганды, наводит ужас на все «цивилизованное сообщество».


Военные технологии: «Бастион» впервые выстрелил в Арктике

Военные новости: Воздушный бой: Су-35С поймал F-22 в Сирии, как курсанта-пацана

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Николай Платошкин

Заведующий кафедрой международных отношений и дипломатии Московского гуманитарного университета

Вячеслав Тетёкин

Политик, общественный деятель, КПРФ

Захар Прилепин

Писатель, журналист

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости НСН
Опрос
Как вы проведете «майские каникулы»?
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня