The National Interest пишет о революции, которую совершили инженеры госкорпорации Ростех в области контрбатарейной борьбы. В качестве материального свидетельства предъявляется комплекс «Пенициллин», который был представлен на военно-техническом форуме «Армия-2018».
История вопроса
В конце 60-х годов конструкторы по обе стороны Атлантического океана начали создавать средства, которые фиксировали бы расположение артиллерийских орудий противника, которые ведут обстрел. Такая артиллерийская разведка необходима для контрбатарейной борьбы, то есть для огневого подавления орудий противника, зная их расположение. Эти комплексы создавались на базе радиолокационных станций, которые отслеживают полеты снарядов.
Это направление артиллерийской разведки продвинулось вперед, когда появились компактные компьютеры с малым потреблением электроэнергии. Их стали устанавливать на колесные и гусеничные шасси, достигая высокой мобильности комплексов. Благодаря компьютерным вычислениям стало возможным определять множество траекторий снарядов и мин, находя не только координаты орудий, ведущих стрельбу, но и точки падения боеприпасов противника.
Что сейчас
К настоящему моменту к наиболее эффективным комплексам артиллерийской разведки, использующим РЛС, относится американский мобильный AN/TPQ-36, а также переносной AN/TPQ-48 и российский «Зоопарк-1М». Все они оснащены фазированными антенными решетками и высокопроизводительными вычислителями. И способны обнаруживать огневые точки противника на удалении до 20 километров для артиллерии больших калибров.
Однако у всех этих комплексов есть существенный недостаток, значительно снижающий их живучесть. Излучение РЛС без особого труда обнаруживает противник. И начинает обстреливать эти комплексы из тех же самых стволов или же посылает на объекты излучения противорадиолокационные ракеты. Также для подавления комплексов контрбатарейной борьбы может использоваться штурмовая авиация. Тут средств противник не жалеет, потому что данный тип вооружения крайне вредоносен.
Конструкторы Ростеха, а точнее — петербургского НИИ «Вектор», входящего в концерн радиостроения «Вега», использовали для артиллерийской разведки совсем иной принцип. Это пассивное наблюдение, которое противник не может обнаружить и тем более — определить координаты комплекса. Картина огневой обстановки составляется по вспышкам при стрельбе и звукам разрыва снарядов.
«Пенициллин» на смену «Зоопарку»
В техническом отношении задача оказалась настолько сложной, что ОКР «Пенициллин», начавшись в 2006 году, подходит к окончанию только сейчас. Серийное производство комплексов может начаться на одном из заводов холдинга «Росэлектроника» в 2019 году или годом позже. Комплекс уже к этому готов, поскольку успешно выдержал испытания.
Его полное название — автоматизированный звукотепловой комплекс (АЗТК) артиллерийской разведки армейского звена 1Б76 «Пенициллин». Хотя правильнее было бы использовать термин «сейсмический» вместо «звукового».
Комплекс размещен на базе полноприводного четырехосного автомобиля КамАЗ-63501 с дизельным двигателем мощностью 360 л.с. Грузоподъемность машины — 16 тонн. Максимальная скорость на шоссе — 90 км/ч.
В состав комплекса входят мачта подъемно-телескопического типа с расположенными на ней шестью телевизионными камерами и шестью тепловизионными приемниками, 4 сейсмических датчика и система управления с компьютером высокой производительности. В рабочем положении мачта поднята на необходимую высоту, позволяющую вести обзор местности, а сейсмодатчики закреплены на земле и при помощи кабелей соединены с системой обработки и управления.
Визуальная часть комплекса фиксирует вспышки от выстрелов артиллерийских орудий и фиксирует разряды снарядов. Сейсмические датчики преобразуют колебания почвы в электрический сигнал. В случае массированного огня, который ведет противник, получается наложение волн друг на друга. Для расшифровки этой картины суперпозиций требуется большая вычислительная мощность процессора, который при этом еще учитывает и картину множественных выстрелов и разрывов снарядов, получаемую от камер наблюдения. В случае массированного огня «Пенициллин» способен пеленговать до 90% огневых точек противника. На фиксацию каждой огневой точки после ее «засветки» уходит не более 5 секунд. Это очень важный параметр, поскольку позволяет поразить ответным огнем самоходную артиллерийскую установку до того, как она сменит позицию после выстрела.
При этом комплекс работает в полностью автоматическом режиме, рассылая электронную карту огневой ситуации своим батареям. Это исключает ошибки операторов, которые неизбежны в обстановке боевых действий высокой интенсивности.
«Пенициллин» контролирует значительно большую по ширине фронта полосу, чем комплексы с использованием РЛС. Она достигает 25 километров. В глубину миномет фиксируется на расстоянии до 10 км, гаубичная артиллерия — около 20 км. При этом максимальная угловая ошибка по азимуту не превышает 1,5 минуты.
Разработчики утверждают, что аппаратура фиксирует даже хлопок двери. Высокая точность пеленгации и чувствительность, большой участок контролирования, способность работы в любое время суток — все это позволяет утверждать, что «Пенициллин» значительно превосходит по боевым возможностям комплексы, основанные на использовании РЛС.
Также «Пенициллин» можно использовать для корректировки действий своей артиллерии, передавая на батареи данные с координатами падения снарядов.
О том, что комплекс невозможно обнаружить при помощи радиотехнической разведки, мы уже сказали. Но у него есть и еще одно достоинство, влияющее на надежность работы. Если противник поймет о применении «Пенициллина» по тому, сколь успешно ведется контрбатарейная борьба, то не сможет помешать нормальному функционированию аппаратуры при помощи радиоэлектронного противодействия.
Кстати, порой можно столкнуться с мнением, согласно которому в эпоху беспилотников использование таких комплексов, как «Пенициллин» или «Зоопарк», завершается. На что можно возразить — беспилотники при определенных условиях могут подавляться средствами РЭБ противника.
Еще один секрет
А теперь настало время раскрыть секрет, который неизвестен авторам NI. Дело в том, что комплекс «Пенициллин» хоть и уникален по своим возможностям, но использует принцип, уже применявшийся при создании отечественных комплексов артиллерийской разведки. Принцип, использующий акустический метод.
В 1987 году был принят на вооружение автоматический звукометрический комплекс АЗК-7. А впоследствии появилась модификация АЗК-7М. В нем звуки выстрелов и разрывов снарядов фиксируются звукоприемниками, расположенными на трех автомобилях ЗиЛ-131 и разнесенными на определенное расстояние друг от друга. Информация от них поступает на центральный пункт, оснащенный компьютерной системой, который также базируется на автомобильном шасси. То есть, АЗК-7 анализирует звуковые волны, распространяющиеся не в грунте, а в воздухе.
Принцип пеленгации состоит в проведении на карте трех лучей от трех разных звукоприемников, которые пересекаются в точке нахождения ведущего огонь артиллерийского орудия.
Характеристики этого комплекса, разумеется, заметно уступают «Пенициллину». Так, контролируемая ширина — 12 км, дальность обнаружения орудий крупных калибров — 16 км, минометов — 8 км. Но это предельные цифры, поскольку на работу комплекса значительное влияние оказывают метеорологические условия. Время, затрачиваемое на пеленгацию выстрела, — 15 сек.
Военные технологии: В российских Вооруженных Силах появились новые лазерные комплексы
Военные новости: Кто защитит единственный российский авианосец?