Оказывается, уже не первый год танкостроителям Украины ночами снится российская боевая машина нового поколения Т-14 «Армата». А все потому, что в Харькове напряженно работают над тем, чтобы догнать и перегнать нашу «Армату». Об этом на днях заявила государственная оборонно-промышленная группа «Укроборонпром».
Сразу скажем: перед нами не первое известие из Киева на сей счет. Еще два с половиной года назад, в июне 2016 года, из украинского журнала Defense Express мир узнал, что, оказывается, в этой стране существует и успешно трудится над танком нового поколения инженерная группа печально известного добровольческого полка специального назначения «Азов» Национальной гвардии Украины. Для нового украинского чуда бронетехники уже тогда заранее придумали грозное название — «Тирекс». Потому что, как утверждают ученые, некогда жили на Земле самые сильные и свирепые плотоядные динозавры с точно таким же именем.
Вероятно, чтобы затея умельцев от «Азова» выглядела посерьезней, Defense Express пояснил: основу группы составляют инженеры и конструкторы, имеющие опыт работы на знаменитом танкостроительном заводе имени Малышева в Харькове. К матерым националистам эти работяги стали относиться потому, что трудились на территории тренировочной базы полка «Азов» на киевском заводе ЗАО «АТЕК» (бывший завод «Красный экскаватор», фактически накрывшийся медным тазом в 2000-е годы и в 2014 году захваченный явочным порядком тогда еще батальоном «Азов»).
Выбранное инженерной группой направление работы заключалось в том, чтобы глубоко модернизировать самые массовые танки украинской армии Т-64. А именно — точно как в «Армате» сделать башню с боевым модулем необитаемой, а экипаж из трех человек затолкать в прочную бронекапсулу, которая обеспечит максимальные шансы на выживание в бою. Дать ему новую 125-мм пушку.
Тогда же, два с половиной года назад, редактор Defense Express и известный в своей стране военный аналитик Сергей Згурец уверенно сообщил, что по проекту «Тирекс» «почти готова документация, решаются вопросы с Министерством обороны… Эта работа закончится до конца текущего года, если не повлияют внешние факторы». И, стало быть, вот-вот помчится по степям Донбасса на злокозненных «сепаров» непобедимая армада полыхающих огнем сокрушительных украинских чудо-«динозавров».
Насколько я в состоянии судить, «внешние факторы» с лета 2016-го для Киева если и поменялись, то несильно. Но поскольку ни единого танка «Тирекс» от полка «Азов» так никто и не увидел, остается предположить, что в дело вмешались исключительно факторы сугубо внутриукраинского свойства. И, кажется, это недалеко от истины.
Возможно, вам многое объяснит имя и фамилия главы инженерной группы «Азова» — Богдан Зварич? О, судя по всему — это очень ушлый молодой человек. Стал депутатом в горсовете города Белая Церковь едва окончив среднюю школу, — в 21 год. Внук весьма состоятельного владельца строительных компаний в США, племянник вице-президента американского «Сити-банка».
А еще — сын бывшего министра юстиции Украины, в прошлом — американского гражданина и ярого украинского националиста Романа Зварича. Тот приехал на Украину в 1992 году и в министерское кресло ухитрился забраться вообще без профильного образования. Потом со скандалом был оттуда выдворен при Викторе Януковиче. Вскоре переметнулся в «Азов», в котором возглавил его «гражданский корпус». А следом подтянул туда и на все руки гораздого сынишку. Которому перспективный проект инженерной группы и поручил.
Естественно, с такой семьей и с такой биографией легко делать деньги, но не танки. Хотя разрекламированный с помощью папы «Тирекс», конечно, сильно облегчал и сынишке доступ к пухнущему на дрожжах войны в Донбассе гособоронзаказу Украины. Логично предположить, что именно это и было сверхзадачей явной аферы семьи Зваричей с проектом «Тирекс».
И вот теперь от «Укроборонпрома» мы узнаем, что в гонку за «Арматой» на Украине включились и другие. На сей раз люди явно посерьезней и наверняка квалифицированней умельцев из «Азова». А именно — Харьковское конструкторское бюро машиностроения имени Морозова. В прошлом — знаменитая на весь мир и лучшая в бывшем СССР фирма по проектированиию бронетехники.
Контуры нынешних замыслов морозовцев удалось разыскать в недрах украинского блога defence-blog.com. Судя по этим данным, новый танк в Киеве задуман в качестве замены очень устаревшим Т-64 и Т-80, составляющим сегодня основу наступательной мощи ВСУ. Сообщается, что автоматизация позволит сократить число членов экипажа до двух (в «Армате» — трое). Новая оптика даст возможность каждому танкисту обозревать поле боя на 360 градусов. Мощность двигателя составит примерно 1500 лошадиных сил (в точности как у российской боевой машины). Танк будет защищен системой активной защиты для противодействия управляемым и неуправляемым противотанковым ракетным системам.
Скорее всего, на новинке харьковчане планируют установить и первый отечественный автомат заряжания, разработка которого, по утверждению начальника Центрального бронетанкового управления Вооруженных Сил Украины генерал-майора Юрия Мельника, только что завершена в его стране (раньше такие делала только Россия). А также и пушку собственной разработки калибра 120-мм или 125-мм. Все тот же Мельник заявил, что с недавних пор на Украине стали производить и их. Причем в условиях конкуренции между двумя заводами. Таким образом, резонно предположить, что, по крайней мере, одно из предприятий заранее «заточено» Киевом под натовский 120-мм калибр.
На этом просочившиеся в открытую печать сведения о замысленном в соседней стране сопернике «Арматы» заканчиваются. То ли потому, что работы в харьковском КБ в самом начале и технический проект еще не утвержден. То ли по причине, что на нем, как и положено в приличных странах, в Киеве был немедленно поставлен гриф «Цілком таємно».
Впрочем, без всякого риска ошибиться можно утверждать, что морозовцы сейчас пытаются многое «слизать» с доставшегося им в наследство от Советского Союза так называемого «Объекта 490А». Этим именем в свое время обозначили тему «Бунтарь». Или последний и почти завершенный проект СССР в области создания новой бронетехники — «перспективный советский танк 21-го века».
Проектирование с конца 80-х годов осуществляло именно харьковское КБ. Но к моменту крушения некогда общей нашей страны успело довести дело лишь до создания действующего макета.
По сведениям специализированного российского сайта bmpd, «особенностью компоновки танка „Объект 490“ являлось применение ствола пушки в качестве трубы забора воздуха… Над отсеком экипажа размещалась вторая башня с дополнительным вооружением, панарамическим прицелом с визуальным каналом и дневно-ночной телевизионный прицел, устанавливающийся на станке вместе с автоматическим гранатометом… В кормовой части отсека два люка экипажа, люк механика-водителя снабжен иллюминатором для вождения по-походному (кормой вперед)».
В 1986 году в Харькове были изготовлены первые образцы нового танка с традиционной для нашей армии 125-мм пушкой. Но год спустя в Москве было решено снабдить «Объект 490А» куда более могущественным орудием калибра 152-мм. Это намного усложнило и затянуло работу конструкторов. До 1991 года в серию машина так и не пошла. Просто не успела. Несмотря на это, эксперты многих стран считают проект выдающимся для своего времени.
После обретения Украиной независимости ключевые сведения по теме «Бунтарь», естественно, мгновенно оказались на Западе. И вызвали там шок, нескрываемое восхищение и профессиональную зависть специалистов. Известно, что кое-что из того общего технического задела использовали и российское конструкторы при создании Т-14 «Армата». Поэтому вполне естественно, если тем же путем теперь отправились и танкостроители Украины. Тем паче, что абсолютно вся техническая документация по теме «Бунтарь» у них под рукой.
Вот только как далеко они сумеют пройти? Чтобы не оказаться обвиненными в пустом шапкозакидательстве, сошлемся на мнение человека, чей авторитет в Харьковском конструкторском бюро машиностроения имени Морозова вряд ли возьмутся оспаривать. Слово — проработавшему 24 года в этом КБ, но давно ушедшему на пенсию кандидату технических наук Юрию Апухтину: «Мощности завода на пике производства в середине 70-х позволяли выпускать, если мне не изменяет память, до 94 танков Т-64Б в месяц. То есть один завод в месяц мог оснастить полк, в квартал — дивизию и в год — танковую армию.
Теперь танковое производство на заводе доведено до ручки, государство не обеспечивает финансирование, и собрать (даже — «СП») несколько десятков танков уже не в состоянии…
Создать танк нового поколения Украина, естественно, не может. Для такой работы требуются усилия специалистов разных отраслей, наличие необходимых технологий и знаний, без которых новый танк появиться не может. К тому же, это требует колоссальных финансовых затрат, которых у этого государства нет и не будет.
Качество производства украинской бронетехники находится на нижайшем уровне. Утеряны производственные мощности и квалифицированные специалисты, проигнорирован и заброшен опыт проведения цикла испытаний и военной приемки. Серийно производить бронетехнику Украина уже не в состоянии".
Тогда к чему Харькову вся эта возня? Полагаю, дело в том, что и лишившимся всяких перспектив конструкторам тоже хочется кушать. И если политики в Киеве из каких-то собственных соображений готовы давать деньги этому КБ на заведомо провальный проект — почему бы и не нарисовать на бумаге новый танк?
«Эскизный проект — это что-то вроде игривого рисунка от руки, какие любит рисовать мой сын», — сказал когда-то Дейву Маджумдару, редактору американского журнала The National Interest, вице-президент заокеанской консалтинговой фирмы по авиакосмическим вопросам Ричард Абулафия. Разговор тогда тоже шел о разработке нового оружия на Украине. Только не перспективного танка, а собственного легкого истребителя, о котором Киев грезит не один десяток лет.
Но на самом деле нет ни единого шанса, что с соперником для «Арматы» у соседей выйдет удачней, чем с конкурентом для МиГ-29. Хотя выдать соотечественникам новый короб обещаний на тему неуклонного укрепления «самостийной» обороноспособности в Киеве хочется многим. Особенно — перед президентскими выборами.
А в это время
Презентация российского танка Т-14 «Армата» в 2015 году выявила усиливающееся устаревание основных боевых танков НАТО — британского Challenger 2 и американского M1A2 Abrams, считает военный эксперт из США Уилл Флэнниген. Наиболее «радикальным» изменением в Т-14 по сравнению с более старыми танками названа его живучесть.
Например, для поддержания достаточного уровня защиты Challenger 2 и M1A2 могут оснащаться дополнительными средствами в виде блоков динамической защиты, что пагубно влияет на вес и без того тяжелых машин, и при этом не дает гарантий защиты. В «Армате» же, наряду с обычной броней, используется, вероятно, одно из наиболее революционных средств защиты танков — комплекс активной защиты.
Интеграция такой системы в Т-14 показывает, насколько далеко западное танкостроение отстало в сфере применения более легких и более эффективных систем защиты танков.
Кроме того, все основные танки НАТО, включая M1A2 и Challenger 2, весят больше 50 тонн в базовой модификации. Это способно вызвать проблемы при их развертывании, а использование дополнительных комплектов брони еще больше снижает их мобильность.
Таким образом, бронетанковые силы как Британии и США, так и НАТО в целом, могут оказаться в крайне невыгодном положении по сравнению с модернизированными российскими сухопутными силами, вооруженными «Арматой».
Новости ВПК: Глава МИД Турции пообещал российскому послу, что американцев не подпустят к С-400