В начале этого десятилетия Министерство обороны переключилось с осуждения американских ударных беспилотников за их «негуманность» на заявления о том, что в России в скором времени появится это эффективное оружие. В определенной степени это было вызвано тем, что в Казани в ОКБ им. Симонова (тогда — ОКБ «Сокол») была начата разработка первого в стране тяжелого ударного беспилотного летательного аппарата «Альтаир» со взлетной массой 5 тонн. Главным конструктором был назначен директор ОКБ Александр Владиславович Гомзин.
Работа приближалась к завершению. Первый прототип начал летать летом 2016 года. Прерванные на полгода заводские испытания возобновились в феврале 2017 года. К этому времени симоновцы построили и второй прототип.
Но в апреле 2018 года Гомзин был арестован за похищение 900 млн. рублей. То есть почти всего миллиарда, который был выделен на создание «Альтаира». Хоть нелепость такой арифметики противоречит законам сохранения энергии, массы, денежных потоков.
Любопытно в этой ситуации повело себя Минобороны, заявившее следствию, что претензий к ОКБ им. Симонова не имеет. Все работы выполняются согласно графику. Если и имеют место какие-то задержки, то они согласованы с генеральным заказчиком.
В этой дикой ситуации вполне естественно выглядело открытое письмо Путину подписанное 300-ми сотрудниками ОКБ. В нем говорилось о попытке рейдерского захвата, о характерных для этого вида «экономической деятельности» приемах, применявшихся следственными органами — ночные обыски в домах сотрудников предприятия, изъятии личных вещей, не имеющих отношения к их производственной деятельности
По мнению газеты «Версия», все эти «мероприятия», в том числе и грубо нарушающие секретность разработки, проводились в интересах российско-кипрского бизнесмена Рустэма Магдеева.
Работа предприятия была парализована. Появились сообщения, что разработка «Альтаира» закрыта.
Главный конструктор Гомзин был вскоре освобожден под подписку о невыезде. Но главная цель была достигнута — над ОКБ им. Симонова был установлен контроль.
В конце минувшего года заместитель министра обороны генерал-лейтенант Алексей Криворучко, посетивший с официальным визитом Казань, расставил все точки над i. Продолжение работ по «Альтаиру» передается другому казанскому исполнителю, который для успешного доведения дела до победного конца обладает всем необходимым — и производственной базой, и квалифицированными специалистами. Поскольку ОКБ им. Симонова «не справилось с задачей».
Другим исполнителем стал казанский филиал Уральского завода гражданской авиации.
История ОКБ им. Симонова прозрачна. Она свидетельствует, что тяжелый беспилотник — это профильное направление деятельности предприятия. С 1959 года здесь создавали спортивные самолеты. Затем переключились на самолеты-мишени на базе сверхзвуковых истребителей МиГ и Су, которые так же, как и «Альтаир», имеют телеуправление.
У уральского филиала хоть и значительно более короткая история, но чрезвычайно путанная, сопровождавшаяся целым рядом банкротств. Причем к летательным аппаратам самолетного типа предприятие прежде не имело никакого отношения. Вот что стало известно изданию «Бизнес Online» в результате проведенного расследования.
В 1992 году в Казани открылся филиал московского вертолетного завода Миля, получивший название КНПП «Вертолеты-Ми». Данное предприятие занималось разработкой, поставкой и обслуживанием дополнительных топливных баков и систем аварийного приводнения для вертолетов. В 2005 году «Вертолеты-Ми» обанкротились, и на их базе в 2009 году создали КНПП «Вертолеты-Ми+». В 2015 году банкротство постигло и эту компанию. Правопреемником стала Авиастроительная корпорация «Русичи» — материнская компания. Но и она обанкротилась в 2016 году.
Минувшей весной, когда арестовали директора и главного конструктора ОКБ им. Симонова, все долги «Русичей» были оплачены казанским бизнесменом, председателем совета директоров «Тулар Аэро Групп» (ТАГ) Азатом Хакимом. И контрольный пакет акций спасенного концерна перешел к ТАГ. При этом возродились из пепла и «Вертолеты-Ми».
А минувшим летом площади «Вертолетов-Ми» под долгосрочную аренду перешли к Уральскому заводу гражданской авиации (УЗГА), которым владеет бизнесмен Виктор Григорьев. Бизнесмен самый крупный среди лиц, которые вовлечены в историю «перезагрузки» ударного беспилотника. Он владеет несколькими предприятиями ВПК, ему принадлежат 88% уставного капитала АО «НК Банк», который владеет 48,65% акций УЗГА.
Свершилась многоходовка, странная и абсолютно индифферентная роль в которой принадлежит Министерству обороны. Да и не роль это, а констатация факта перехода проекта от одного исполнителя к другому. Без комментариев по поводу механизмов этого перехода, в высшей степени подозрительных.
При этом следует учесть, что УЗГА специализируется на ремонте и техобслуживании вертолетов, прежде всего двигателей, а также на лицензионном производстве легких иностранных самолетов и вертолетов. База для разработки авиационной техники отсутствует.
Однако эксперты все-таки считают, что и в столь нелепой ситуации «Альтаир» будет подготовлен к серийному производству. На том основании, что ведущие специалисты ОКБ им. Симонова, а также рабочие высокой квалификации начали массовый переход «к новому барину».
Ну а теперь о механизмах, при помощи которых военную разработку, включенную в гособоронзаказ, передали структурам, которые ничего не разрабатывали не только для Министерства обороны, но и для гражданских авиакомпаний.
Когда начались первые «наезды» на ОКБ им. Симонова, Гомзин обратился за поддержкой в администрацию президента РФ и в контрразведку ФСБ. Однако никакой реакции не последовало. Более того, когда началась активная фаза силовых действий следственных органов, возглавленная А.А.Гиниятуллиным, его действия поддержали сотрудники УФСБ Татарстана И.Р.Батдалов и А.З.Латыпов.
Операцию по приобретению блокирующего пакета акций ОКБ им. Симонова и перепродаже его Виктору Григорьеву провел вышеупомянутый Рустэм Магдеев. Денег у Магдеева не было, поэтому он взял 1,3 млн. долларов у своего старого друга и делового партнера Дмитрия Цветкова, который обитает в Лондоне. Кредит был предоставлен с таким условием, что половину пакета Магдеев передаст Цветкову. Когда пакет полностью перекочевал к Григорьеву, Цветков потребовал вернуть хотя бы деньги, коль акции уже уплыли на Урал. Однако получил категорический отказ. В связи с чем на Кипре, гражданином которого является Магдеев, состоялось судебное разбирательство. Имущество Магдеева было арестовано, ему угрожает уголовное наказание.
Трудно сказать, заинтересуется ли метаморфозами, которые случились с разработкой беспилотника, российское правосудие. С одной стороны, дело абсолютно понятное и прозрачное. С другой, главные фигуранты — люди, весьма серьезные. Да и деньги тут работают очень большие.
Зато ясно другое: тяжелый ударный беспилотник «Альтаир» забуксовал на земле. А отставание России от лидеров в области БПЛА — Израиля и США, стало еще больше.
Военные новости: Япония собирается создать ударные самолеты электронной войны
Военные технологии: Новый российский «стратег» создает неразбериху в Дальней авиации