Японское интернет-издание Diplomat рассказывает, что Воздушные силы самообороны предотвратили вероятную ядерную атаку России на Страну восходящего солнца. Но наличие в статье ряда неточностей позволяет предположить, что публикация имеет не только информативный характер. Что попутно решается вопрос просвещения соотечественников относительно «коварства русских». И все это, несомненно, связано со сложностями переговоров с Москвой относительно возвращения Курильских островов и признания результатов Второй мировой войны.
Diplomat сообщает, что 16 января были перехвачены два ударных истребителя Су-24, которые совершали полет над Японским морем, находясь над нейтральными водами. При этом Diplomat не утверждает, что российские пилоты демонстрировали намерения вторжения в чужое воздушное пространство. Так что вместо слова «перехват» гораздо уместнее было использовать «сопровождение». Кстати, не мешало бы правильно назвать специализацию самолетов — это не ударные истребители, не штурмовики, а фронтовые бомбардировщики.
Но вместо этого автор публикации вдруг заявляет, что «истребители-штурмовики» способны нести ядерное оружие. Так сказать, проекция зловещей тени Хиросимы на современность.
При этом к словам «ядерное оружие» для прояснения ситуации необходимо добавить слово «тактическое». Да, действительно, бомбардировщик Су-24 может быть носителем тактических ядерных бомб. Их мощность лежит в пределах от десятых долей до нескольких, в пределе десяти, килотонн. Данное оружие может быть использовано для поражения крупных целей и скоплений сил противника на фронте и в ближайшем тылу. Радиус его действия не превышает нескольких десятков километров. Тактическое ЯО существует в виде авиационных бомб, тактических и оперативно-тактических ракет, артиллерийских снарядов, торпед, мин.
Необходимо сказать, что тактическим ЯО владеет не только Россия, но и США. Более того, оно есть у всех членов «ядерного клуба» за исключением Великобритании. Более того — США разместили тактические ядерные авиабомбы В61 в десятке европейских стран, которые в данный клуб не входят. Есть они и в Японии на базах ВВС США. Наиболее распространенным их носителем является истребитель F-16, а вскоре к нему присоединится и F-35. Однако Россия не кричит «караул!», когда американский истребитель появляется в зоне досягаемости наших границ.
После внимательного изучения публикации в «Дипломате», создается ощущение, что автор обстоятельно запутал ситуацию. Ни о каких угрозах применения ТЯО говорить не приходится. Автор приводит статистику «перехватов» российских самолетов за последние 5 лет. Именно в этот период, говорит он, такие случаи участились. Причем причина указана довольно нелепая — в 2014 году отношения между Японией и Россией резко ухудшились «из-за войны на востоке Украины».
Статистика прошлого года такова:
— декабрь — 2 Су-24;
— ноябрь — противолодочный самолет Ил-38;
— октябрь — 2 самолета радиоэлектронной разведки Ил-20;
— сентябрь — многоцелевой истребитель Су-35С, Су-24 и один «неопознанный самолет»;
— июль — 2 стратегических бомбардировщика Ту-95МС.
И вдруг буквально в следующем абзаце мы читаем нечто уму непостижимое: «По данным Министерства обороны Японии, всего за последний фискальный год (закончившийся в марте прошлого года) Воздушные силы самообороны 904 раза поднимали в воздух свои истребители для перехвата неопознанных самолетов, приближавшихся к воздушному пространству страны. 500 вылетов было совершено в ответ на приближение китайских самолетов, и 390 — в ответ на приближение российских. Таким образом, число вылетов для перехвата китайских самолетов снизилось на 41%, а число перехватов российских самолетов, наоборот, возросло на 29%».
И тут же заявляется, что в этом году японские Силы самообороны были вынуждены увеличить количество истребителей-перехватчиков для «обслуживания» ВВС Китая и России с двух самолетов до четырех. Выходит, что 904 раза за «фискальный год» в «перехватах» принимали участие два самолета? Свежо предание.
В конце концов, автор публикации неожиданно начинает сомневаться в том, что фигурирующий в большинстве случаев «злостный нарушитель» японского спокойствия является «истребителем-штурмовиком». И что, скорее всего, это самолет радиоэлектронной борьбы (РЭБ) Су-24МП. Однако этого не может быть ни при каких обстоятельствах. Всего было выпущено 10 таких самолетов, но все они при «разделе имущества» остались на Украине.
Так что говорить надо о другой модификации «двадцать четвертого» — Су-24МР. Это самолет-разведчик. И его использование при полетах неподалеку от японских берегов имеет смысл, поскольку на островах расположены американские военные базы, которые необходимо «инспектировать».
Бортовой разведывательный комплекс включает в себя РЛС бокового обзора «Штык», обеспечивающий просмотр зоны шириной 24 км с каждой стороны от линии курса, панорамный и перспективный аэрофотоаппараты, аппаратуру тепловизорной разведки, датчики радиационной разведки. Су-24МР оснащен двумя ракетами «воздух-воздух» малого радиуса действия, предназначенными для самообороны. Но ничего «ударного» на этом самолете нет — никаких бомб и ракет, ни ядерных, ни обычных. Так что «Дипломат» совершенно напрасно раз травмирует психику своих соотечественников.
Рассматривая данную проблему, имеет смысл обратить внимание и на американскую разведывательную деятельность на Дальнем Востоке. Да и не только там.
Американские самолеты-разведчики прямо-таки работают на износ. В полетах задействованы довольно возрастной разведчик RC-135V, аппаратура которого периодически модернизируется, совсем новый противолодочный самолет P-8 Poseidon, который оснащен не только противолодочным оборудованием, но и шпионской аппаратурой, а также стратегический разведывательный 7-тонный беспилотник RQ-4 Global Hawk. О возможностях беспилотника косвенно свидетельствует его стоимость, равная 215 млн. долларов, и возможность беспрерывно находиться в воздухе 36 часов.
Наибольшая активность американской разведывательной авиации в настоящее время демонстрируется в районе Крыма. Самолеты барражируют на расстоянии от 30 км до 50 км от побережья, находясь в небе по несколько часов, зачастую дозаправляются в полете. Когда они начинают чрезмерно наглеть, то их отгоняют самолеты ПВО — МиГ-31, Су-29, Су-30.
Активность крылатых американских шпионов на Дальнем Востоке ниже. Однако там летчики RC-135V и P-8, совершая разведывательные полеты над Японским морем, ставят под угрозу жизни десятков пассажиров гражданских авиалиний. Неоднократно они, заняв эшелон, на котором летают пассажирские «Боинги» и «Аэрбасы» и не отвечая на запросы диспетчеров, опасно сближаются, зачастую до 200 метров, с авиалайнерами. Российским диспетчерам, в зоне ответственности которых это происходит, приходится экстренно снижать на 500−1000 метров самолеты, которым грозит столкновение.
Трижды за последние два года военный атташе США вызывался в Министерство обороны России. Однако существенного изменения ситуации не произошло.
Необходимо сказать, что угрозе гибели подвергаются, прежде всего, японские граждане, поскольку на этом участке пролегают трассы токийских рейсов. Вот на что стоило бы обратить внимание изданию «Дипломат», а не заявлять о мифической угрозе ядерной бомбардировки.
Новости политики: В Кремле сделали важное заявление по итогам российско-японских переговоров
Международное положение: Япония все ближе к «спорным территориям»