Венгрия сбагривает эскадрилью МиГ-29 по цене металлолома

Кому достанутся выставленные на аукцион советские истребители — Сербии, Сирии, Африке, Азии?

  
8015
На фото: МиГ-29
На фото: МиГ-29 (Фото: Анатолий Семехин/ ТАСС)

Министерство обороны Венгрии выставило на аукцион списанные МиГ-29 (по кодификации НАТО: Fulcrum — «Точка опоры») советского и российского производства, которые Москва поставила Будапешту в счет погашения долга СССР четверть века назад. Истребители четвертого поколения продаются почти даром.

Как сообщает британское издание Janes, за 19 боевых машин, 20 двигателей и почти три сотни единиц вооружения и оборудования к ним Венгрия намерена выручить 2,8 млрд. форинтов (или 10 млн. долларов). При том, что стоимость одного такого истребителя, по оценкам экспертов, может достигать сегодня 25 млн. долларов в зависимости от комплектации самолета.

Представленные на торги МиГи, были выведены из эксплуатации более десяти лет назад, потому часть из них нуждается в капитальном ремонте, а часть — в доукомплектовании. И все же цена лота (самолеты продаются как один лот) более чем демпинговая. Особенно, с учетом того, что два года назад за те же самолеты Венгрия планировала получить почти вдвое больше — 18 млн. долларов.

Читайте также
Япония передумала, и теперь хочет не два, а четыре острова Курил Япония передумала, и теперь хочет не два, а четыре острова Курил В Токио отказываются признавать итоги Второй мировой войны в отношении России, но безоговорочно признают в отношении США

Есть, правда, один нюанс, из-за которого и на этот раз у венгерской стороны могут возникнуть некоторые затруднения. Сделка должна получить одобрение российских властей.

МиГ-29 были поставлены Венгрии в 1993 году в счет списания 800 млн. долларов долга СССР. Всего 28 машин — шесть двухместных и 22 одноместных. Летать на них венгерские летчики учились в Краснодарском высшем военном авиационном училище и на авиабазе Кузовская. Но после вступления страны в НАТО венгерское правительство отдало предпочтение шведской компании Saab, взяв у нее в лизинг 14 истребителей JAS 39 Gripen, которые сейчас составляют основу Военно-воздушных сил страны.

МиГ-29, фактически, был выведен из эксплуатации — последний тренировочный полет на нем состоялся 7 декабря 2010 года.

Найдется ли сегодня покупатель на боевые машины, служившие венгерским ВВС в течение 17 лет?

— Я думаю, найдется, непременно, — комментирует ситуацию вице-президент Российской академии геополитических проблем, бывший военный летчик Владимир Анохин. — А вот венгры проиграют.

Дело в том, что МиГ-29 стоит на вооружении очень многих стран, и никто не жалуется. А уж продавать 19 машин по цене металлолома — глупость несусветная. «Двадцать девятые» еще лет двадцать будут работать. И очень эффективно. Это машина перспективная.

«СП»: — МиГ-29 на вооружении с восьмидесятых, и он все еще конкурентоспособен?

— Поясняю… Летательная машина состоит как бы из двух частей — это аэродинамика, т.е. корпус. И начинка.

Когда у самолета совершенная аэродинамика, то в него можно вкладывать все что угодно, и он будет эффективным еще много-много лет.

Бомбардировщик В-52, какого года? 1954, напомню. Но Пентагон не планирует менять эту машину на новую еще лет десять.

Наш «Медведь» — турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95 — он, между прочим, летает с 1959 года. И до сих пор самый скоростной в мире самолет с турбовинтовым двигателем.

Что касается МиГ-29 — у него совершеннейшая аэродинамическая схема. И если ему поставить современную авионику и отличные ракеты, то он будет сбивать противника с расстояния 200−300 км.

Толковые люди за это уцепятся. А если дружественные нам Сербия или Сирия купят эти самолеты, то мы достаточно быстро могли бы при соответствующем контракте машины модернизировать. И поставить их «на крыло».

Военный эксперт журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков, со своей стороны, пояснил, почему для совершения сделки требуется одобрение российских властей:

— Вся военная техника, которую мы поставляли и поставляем за рубеж, это, в принципе, и имидж, и достояние страны, поэтому продажа в таком виде (без возможности ремонта) идет по согласованию с нашей страной. А купить могут те, кто нуждается в запчастях и комплектующих.

Желающих, кстати, много. Потому что МиГ-29 одно время мы «раскидали» по всему миру достаточное количество. Нужно просто дождаться и узнать, кто будет покупателем… Я не исключаю, что, может быть, истребители выкупит и Россия.

«СП»: — На металлолом? Или имеет смысл выкупить, восстановить и ввести в строй?

— Чтобы судить об этом, нужно знать реальное техническое состояние этих машин. Только тогда можно четко сказать, куда они годятся — только на металлолом, или могут быть использованы некоторые узлы и агрегаты.

«СП»: — Венгрия избавляется от МиГов потому что она страна НАТО и наши истребители не вписываются в их стандарты?

—  Там вопрос не стандартов, там вопрос политики. Есть, как говорится, более мощные старшие партнеры, которые настаивают на том, чтобы ничего подобного у них в войсках не было. Американцы заинтересованы в том, чтобы все было американское.

«СП»: — Но Будапешт пока предпочитает шведскую технику…

— Да, они взяли себе Saab JAS 39C/D — «Грипен» — тоже многоцелевой истребитель четвёртого поколения, разработанный, шведской компанией «СААБ Авионикс». Шведов, скорей всего, американцы вытеснять там с рынка не будут, но свое что-нибудь все равно венграм предложат.

Руководитель Центра изучения общественных прикладных проблем национальной безопасности, полковник ВВС в отставке Александр Жилин не исключает, что истребители могла бы приобрести Сирия:

— Сирийские летчики летают на полном старье. У них в ходу еще Су-7 (не путать с «двадцать седьмыми), и они умудряются на них неплохо биться и кого-то еще сбивать…

Читайте также
Поляки решили атаковать Калининград первыми Поляки решили атаковать Калининград первыми Сможет ли Варшава пробить российскую систему ПРО американскими ракетами

Десять миллионов — не такая уж большая сумма для Асада, мне кажется. Там наши специалисты, мы быстро ввели бы все в строй.

«СП»: — А, скажем, Украина может поучаствовать в аукционе? Все-таки советская техническая база там какая-то осталась, чтобы довести самолеты до ума?

— Поучаствовать она, наверное, может… Только Украине априори поставлять нельзя, поскольку эта страна плохо контролируется хозяевами. Западные «партнеры» с ней уже не справляются — по всему видно. Поэтому с точки зрения безопасности в регионе, Украине нельзя поставлять современное вооружение. Просто нельзя.

Я думаю, в данном случае российское руководство не даст своего согласия на сделку. Что совершенно правильно. Единственное место, где они могут применить свою авиацию, это Донбасс.

«СП»: — Но есть ли смысл вообще покупать эти самолеты? Не слишком ли дорого встанет доведение их до ума?

— В любом случае, это значительно дешевле, чем покупать новые истребители. Тема более что МиГ-29 и в сегодняшних реалиях замечательная машина, позволяющая выполнять боевые задачи на самом высоком уровне.

В пилотировании она несложная, а как система «человек-машина» практически идеальна. Это многоцелевой самолет, его можно использовать как угодно, и где угодно. Планер ее позволяет работать как на больших перегрузках, так и на малых скоростях, что очень важно.

Но многое, конечно, зависит и от подготовки летного состава. Если летчик налетал за год десять часов, это — не летчик. Он должен провести в воздухе минимум 120 часов в год. Причем, и в простых, и в сложных метеоусловиях. Только тогда он будет с машиной, что называется, «на ты».


Военные новости: Китайский флот подошел к спорным с Японией островам

Военные технологии: Поляки решили атаковать Калининград первыми

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Рудалев

Публицист

Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Опрос
Кто из руководителей внес наибольший вклад в развитие страны за последние 100 лет?
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня