В четверг утром вновь звучали выстрелы в районе индо-пакистанской границы. По сообщениям информационных агентств, пакистанские войска открыли огонь по населенным пунктам.
«Примерно в шесть утра по местному времени Пакистан инициировал ничем не спровоцированное нарушение режима прекращения огня, открыв огонь из минометов и стрелкового оружия вдоль сектора Кришна Гхати», — рассказала газета India Today.
Индийские военные ответили на обстрел, огонь стих примерно через час.
Напряженность сохраняется не только на земле, но и в небе Кашмира, где после атаки индийских «Миражей» на лагерь боевиков, расположенный на пакистанской территории, последовала схватка в воздухе между пакистанскими F-16 и индийскими МиГами. Бой завершился поражением МиГов.
МИД Индии выступил с официальным заявлением в связи с потерей истребителя МиГ-21 индийских ВВС. В документе внешнеполитического ведомства вся вина за эскалацию возлагается на «враждебный» Пакистан, который в ответ на бомбовый удар по лагерю террористической группировки в пакистанской части Кашмира, «отреагировал утром 27 февраля, используя свои военно-воздушные силы для поражения военных объектов на индийской стороне».
Ранее Нью-Дели обвинил террористов, базирующихся в Пакистане, в серии нападений, включая атаку на индийский парламент и недавнее убийство 44 индийских военнослужащих. Об этом премьер-министр Нарендра Моди еще 23 февраля 2019 года проинформировал пакистанского президента, который расценил сказанное, как подготовку к войне. Исламабад распорядился провести частичную мобилизацию и передислокацию моторизированных частей с западной границы в Кашмир.
И вот, по сведению телевидения Исламабада Samaa. tv, в ответ на второй индийский авианалет, который состоялся вскоре после мощного удара «Миражей-2000», пакистанские ВВС сбили два индийских МиГ-21, хотя Нью-Дели утверждает, что в воздушном бою 27 февраля был потерян только один самолет.
Действительно, Исламабад не распространил каких-либо видео и фото о крушении второго самолета. Кроме того, Samaa. tv показало лишь одного пленника — индийского летчика со служебным номером 27981. В свою очередь, проправительственное издание Times of India рассказало об уничтожении пакистанского истребителя F-16 Fighting Falcon («Атакующий сокол»), который сбил МиГ-21. Возмездие совершил Су-30.
Итак, что же произошло? Два самолета МиГ-21 вторглись на глубину 5 км вглубь пакистанской части Кашмира и, сбросив порядка 1000 кг боеприпасов на лагерь боевиков, вернулись в свое воздушное пространство. Пилоты сообщили, что задание выполнено, и в этот момент их атаковали ракеты, пущенные с F-16. По второй версии, перехват совершили пакистанские зенитчики
Представитель Вооруженных сил Пакистана генерал-майор Асиф Гафур заявил: «Пакистан определил шесть невоенных целей в индийском Кашмире и атаковал их из своего собственного воздушного пространства. Мы выбрали цели, которые не приведут к человеческим жертвам и побочному ущербу».
У Нью-Дели — своя правда. По данным индийского информационного агентства ANI, один самолет F-16, который нарушил индийское воздушное пространство, был сбит ответным огнем. Также сообщалось, что был замечен парашют и быстро снижающий истребитель. Исламабад опровергает эту информацию.
Сразу же после инцидента в пакистанской части Кашмира отключили интернет, закрыли школы и колледжи. Все экзамены, запланированные в учебных заведениях на среду, были отменены по всей территории штата. Предприятия прекратили работу.
На воздушный бой первой отреагировала Анкара, которая «категорически» заявила о своей поддержке Пакистана против «индийской агрессии». Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу в телефонном разговоре заверил пакистанского коллегу Шаха Махмуда Куреши в помощи. К этому разговору вернемся чуть позже.
Позже пакистанский премьер-министр Имран Хан выступил с большой речью. «Во всех войнах в мировой истории ошибались те, кто начинал войны, не зная, чем они закончатся. Поэтому я хочу спросить Индию, с оружием, которое есть у вас и у нас, можем ли мы позволить себе такую ошибку?», — адресовал он свой вопрос индийским властям, имея в виду ядерные арсеналы обеих стран.
Имран Хан, подчеркнув, что за последние десять лет в Пакистане погибло 70 тысяч человек (из-за этого конфликта — авт.), предложил Индии «любое расследование, которое она хочет». Имран Хан призывал Моди «думать холодной головой».
В этой истории возникает сразу несколько серьезных вопросов, главным образом связанные с атакой пакистанских самолетов F-16 на индийские МиГи. Дело в том, что американцы длительное время не поставляют запчасти на Fighting Falcon, что, по сути дела, должно было поставить на прикол весь истребительный флот Пакистана. Кое-что перепадало от Турции, правда, только за счет списанных «соколов».
Другими словами, в этих условиях бить по вооруженному до зубов противнику, по крайней мере, было неразумно. Видимо, именно этим руководствовались индийцы, отправляя на бомбовый удар по лагерю боевиков старенькие МиГ-21, хотя в их распоряжении имеется более 300 тяжелых истребителей-бомбардировщиков Су-30МКИ поколения «4+».
Трудно представить, что Исламабад пошел на риск прямого и, главное, губительного для себя столкновения с более сильным противником из-за лагеря боевиков, расположенного практически на границе. Значит, все-таки произошли изменения в пакистанских ВВС, резко повысившиеся их боеготовность.
Конечно, Имран Хан намекал на атомное оружие, но пакистано-индийская война, скорей всего, ограничится территорией Кашмира, ставшего яблоком раздора сразу после обретения Индией независимости. Поэтому, если, не дай бог, случится конфликт, он будет носить локальный характер. Об этом, кстати, не раз говорили военные, как в Нью-Дели, так и в Исламабаде.
Возможно, начнутся воздушные сражения, в которых ВВС Пакистана суждено погибнуть, не имея существенной материальной поддержки со стороны США. Видимо, об этом и говорили Куреши и Чавушоглу, когда вели речь о некой военной помощи.
Самое интересное заключается в том, что резкое обострение между Индией и Пакистаном случилось буквально сразу после того, как корпорация Lockheed Martin представила новый легкий многоцелевой истребитель под название «F-21 для Индии и из Индии».
Нью-Дели отнесся к «новинки», являющейся модернизацией F-16, с известной долей иронии. ВВС Индии в качестве главного претендента по усилению своего военно-воздушного флота обозначили российские истребители МиГ-29 и МиГ-35, назвав их «сильнее» американских «соколов».
Вот поэтому катастрофа МиГ-21 в небе над Кашмиром выгодна исключительно США, поскольку в любом случае несет репутационный ущерб нашим военным самолетостроителям. Даже если американского следа во всей этой истории не было, США использует победу своего F-16 над МиГ-21 на полную катушку.
Международное положение: Война между Индией и Пакистаном: Русского оружия потребуется много
Новости политики: В Совфеде оценили перспективу начала ядерной войны между Индией и Пакистаном