Российское правительство разработало жесткие правила прохода иностранных военных кораблей по Северному морскому пути. Теперь им придется уведомлять спецорганы РФ за 45 суток, указывая при этом названия кораблей, воинское звание и фамилии капитанов, цели, сроки и маршруты передвижения, а также основные технические параметры (водоизмещение, длину, ширину, осадку и характеристики энергетической установки). Кроме того, иностранцам вменяется в обязанность принимать на борт российских лоцманов, а в случае возникновения аварийной или внештатной ситуации — моментально докладывать о происходящем в ближайший российский порт или в военно-морскую базу.
Если российская сторона сочтет, что корабль по каким-то параметрам не соответствует условиям плавания в северных широтах (например, имеет несоответствующую обшивку или неподготовленный экипаж), то в прохождении может быть отказано. В соответствии как с международным, так и с национальным морскими законодательствами. В случае несанкционированного движения по Севморпути у России будет право применять к нарушителям любые меры, вплоть до ареста или даже уничтожения.
По мнению чиновников, такие меры обусловлены необходимостью сохранения контроля в первую очередь над экологией, а также торговым судоходством в регионе.
Насколько это актуально сегодня?
— Помимо того, что это наше национальное и историческое достояние, контроль над Северным морским путем для России жизненно необходим — именно в отношении иностранных военных кораблей, — считает полковник Генерального Штаба РФ в отставке, специализирующийся на охране российских границ независимый военный эксперт Игорь Выборненко — Потому что на борту они могут, например, расположить американскую систему противоракетной обороны Aegis, а это очень опасно, поскольку некоторые траектории наших баллистических ракет проложены через Северный полюс.
— Совсем недавно по Севморпути спокойно прошел французский военный корабль, — напомнил корреспонденту «СП» еще один военный эксперт, проходивший службу как раз на Новой Земле, капитан 1 ранга в запасе Василий Дандыкин — Насколько мне известно, с вполне определенными целями. А еще с советских времен известно, что Арктика — это ближайший путь для подлета ракет.
«СП»: — Получается, до сегодняшнего дня иностранные военные корабли сновали по Северному морскому пути туда-сюда?
— До начала Второй мировой войны мы довольно спокойно разрешали проход военных кораблей по Северному морскому пути. Те, кому это было нужно, прошли, посмотрели все, что им было интересно. В результате в 1942 году там появился, например, немецкий тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» и множество подводных лодок, они доставили нам немало хлопот на том театре военных действий. Но в советское время трафика иностранных судов там не было. Этот путь контролировался нами.
Потом мы были вынуждены уйти из Арктики, бросив там базы и технику. При Шеварднадзе уступили часть Берингова пролива, при размежевании с Норвегией отдали часть акватории в Баренцевом море. Когда появился Ямал СПГ и другие подобные проекты (а это примерно 20% рынка сжиженного газа), все обратили на это внимание.
«СП»: — Как отнесутся к новым правилам прохода по Севморпути страны НАТО? Ведь, по сути, они означают, что Россия фактически закрыла его для других государств в свою пользу…
— По вопросу контроля Севморпути иностранцы и раньше возмущались. В первых шеренгах всегда выступала Англия. Не имеющая, к слову, вообще никакого отношения к этому театру. Я думаю, недовольство определенное будет и на этот раз.
НАТО, например, может провести учения, аналогичные тем, что уже проходили в Норвегии. Тогда, напомню, при достаточно примитивной ситуации утонул норвежский фрегат, который потом со скандалом поднимали. Учения, в которых были задействованы десятки тысяч людей, показали, что НАТО не готово действовать в условиях Арктики. Это же сродни полету в космос — постоянно низкие температуры, зима фактически 10 месяцев в году.
Возможно, провокации какие-то будут, но дальше этого дело не пойдет. Военные, обладая здравым смыслом, понимают, что просто так гулять по Севморпути выйдет себе дороже.
«СП»: — То есть соответствующие силы и средства применить силу в случае несанкционированного прохода иностранных военных судов по Севморпути у России есть?
— Возможности такие были и есть, к тому же за последние 10 лет они кратно усилились. Северный флот сейчас выделен в самостоятельную единицу со своим стратегическим командованием. У него очень большие авиационная и корабельная составляющие. Группировка усиливается не только надводными кораблями, но и подлодками. Кроме того, есть еще островные гарнизоны, в том числе и известный «Арктический трилистник» на острове Котельный. Появилась и арктическая бригада, обладающая специальной техникой. Очевидно, что и по накопленному опыту действий, и по имеющейся технике равных российским вооруженным силам однозначно нет ни в НАТО, ни в Китае.
«СП»: — А как же США, которые не раз заявляли, что Севморпуть также лежит в зоне их интересов? К тому же командующий американскими силами в Европе и главнокомандующий Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе, генерал Кертис Скаппаротти, на днях заявил, что США всемерно готовы сдерживать Россию в Арктике…
— Единственное, о чем тут можно говорить, так это об американских подлодках, которые там подо льдом, так сказать, пасутся. В связи с тем, что у нас в свое время был сильно ослаблен флот, они стали осваивать этот регион. Но и здесь у нас тоже появляются новые возможности: президент заявил, что многоцелевые подводные лодки будут сходить со стапелей часто. Думаю, лет через 10 тут уже все будет нормально.
«СП»: — А еще какие-то пути, кроме военных, они могут быть задействованы?
— Могут, как в свое время на Новой Земле, подтянуть Гринпис и заявить, например, что мы мешаем белым медведям изучать английский язык. Шутка, конечно, но могут придумать всякое. Например, заявят, что именно мы засоряем Арктику. Если захотят придраться, найдут к чему.
«СП»: — А как же нормы международного права, на которое ссылаются наши «западные партнеры»?
— Арктика — русская. Даже если не брать в расчет того, что, скорее всего, принадлежность России хребта Ломоносова будет в конечном итоге доказана, то Севморпуть, во-первых, проходит близко к нашей материковой части (а ведь есть же еще и русские острова), во-вторых, пробивается нашими ледоколами. И никто, кроме России, не обладает таким мощным атомным ледокольным флотом. Китайцы и американцы, конечно, могут сделать что-то подобное, но на это уйдет очень много времени. А у нас, как известно, уже в ближайшие годы на Дальнем Востоке начнется строительство суперледоколов, которые смогут сделать Севморпуть вообще круглогодичным.
Наконец, все освоение Арктики лежит на наших плечах. Никто ведь не интересовался этой землей, пока там не появилась какая-то инфраструктура. Уже с тридцатых годов прошлого века — это героическая история, путь великих жертв, начиная с «Челюскина». И флаг мы устанавливали на дне Северного Ледовитого океана. Это, я считаю, черта, за которую переходить нельзя.
Да, там есть огромные залежи углеводородов, и Англия уже высказалась в том духе, что, дескать, слишком много России достается, надо бы и поделиться. Но что-то, однако, с нами никто в других регионах делиться не спешит. Арктика — это наши ресурсы.
Армии и войны: Переговоры кончились. На Курилах настает время «больших батальонов»