На экраны страны вышел фильм «Балканский рубеж», который уже окрестили фантазией на тему «геройского участия России в сербской войне». Картину приурочили к 20-летию операции НАТО «Союзная сила» — варварских бомбардировок Североатлантическим альянсом Белграда и других мирных городов братской страны.
Напомним, тогда в ответ на военные преступления звездно-полосатых генералов и их европейских «шестерок» отреагировал только премьер-министр Евгений Примаков, который развернул свой самолет над Атлантикой, отменив визит в США. А российские миротворцы своим броском на Приштину, по словам Ельцина, «щелкнули по носу Клинтону».
Возможно, окажись на месте ельцинской «территории 404» нынешняя сильная Россия ситуация в Югославии развивалась по другому сценарию. А там, глядишь, не было бы агрессии США против Ирака, уничтожения Ливии, трагедии в Сирии, расцвета терроризма, миграционного цунами в Европе и так далее. Но история не терпит сослагательного наклонения, разве что в кино.
Между тем, в югославской войне был реальный эпизод, когда русские десантники по полной программе «наказали» албанских боевиков, причем свидетелем и даже активным участником того боя был американец Марк Джакония, сержант Сил специальных операций США (отряд 8B). В книге «One Green Beret („Один Зеленый берет“ — авт.)», которая вышла в 2018 году, он рассказал о своем боевом братстве с российским спецназом, который, по словам Джакония, являлся эквивалентом американских «морских котиков».
В книге говорится, что события «произошли весной 2001 года за несколько месяцев до теракта 11 сентября, когда в отряде 8B появился русский солдат и попросил содействие в эвакуации застреленного албанским снайпером десантника». Марк Джакония вспоминает, что в то время наступило затишье, и стрельбы не было, тем не менее, боевик подкрался к лагерю русских миротворцев и сделал роковой выстрел.
«Русский был смертельно ранен в верхнюю часть лица, и выходное отверстие виднелось на задней части его головы, — пишет Джакония. — …я видел, как осколок черепа, покрытый волосами, качался на обрывке кожи. Русские были потрясены из-за потери товарища, некоторые из них не стесняясь, рыдали, когда покойного бойца забирал вертолет».
Никто не сомневался, что снайпер-убийца был участником незаконного военного формирования «Армия освобождения Прешева, Медведжи и Буяноваца (по-албански «Ushtria Çlirimtare e Preshevës, Medvegjës dhe Bujanocit», или UÇPMB). Боевики UÇPMB, этнические албанцы, в том числе подростки, жили в ближайших трех общинах и впоследствии вошли в состав албанской армии.
Что интересно: командир американского отряда 8B ССО свободно говорил по-русски, поскольку был выпускником Defense Language Institute — пентагоновского института иностранных языков, в котором готовили военных переводчиков на случай войны с потенциальными врагами. Джакония пишет, что русские и американские спецназовцы были «горячими спорщиками», но отлично ладили друг с другом. Кроме того, в беседах выяснилось, что у них похожи личные и служебные проблемы.
Однажды американцы даже побывали в русской бане и приняли испытание жарой на спор: кто выдержит самую высокую температуру. После парилки спецназовцы выпили много водки и завели «сюрреалистической разговор» об атомной войне. Джакония вспоминал, что бойцы из отряда 8B полагали, что Советский Союз не мог атаковать Америку ядерным оружием, мол, «это не серьезно», тогда как один наш десантник признался, что «верил в упреждающий американский ядерный удар».
«Масштабы взаимопонимания, которое мы построили с русскими, были невероятными, у нас все время были откровенные мужские разговоры», — подчеркивает американский сержант в своих мемуарах.
Случайно или нет, но через несколько дней после жаркой баньки был убит албанским снайпером российский солдат. Десантники и «зеленые береты» создали совместный пограничный патруль и провели рейд по проселочным дорогам. «Русские обнаружили 25-летнего албанца с боеприпасами и увезли его к себе. В течение часа они узнали точное местоположение базового лагеря UÇPMB, в котором, по словам задержанного, было около 80 бойцов, — пишет Джакония. — Мой адреналин вскипел, когда командир сказал, что пришло время действовать».
В ходе разговора между русским и американским офицерами было решено «закатать» лагерь боевиков. Совместный отряд, преодолев густой сосновый лес, оказался перед воротами с надписью «СТОП. UÇPMB». Охранник с автоматом АК-47, увидев спецназовцев из двух ядерных сверхдержав вместе, настолько растерялся, что не смог поднять тревогу. Десантники передали боевика «зеленым беретам» и сказали, что «теперь в дело пойдут только они». А рейнджеры заняли позицию в лесу на случай, если албанцы попытаются прорваться.
Вскоре послышались крики на албанском языке и шум интенсивной перестрелки. «Все мое тело напряжено, и я так сильно сжал зубы, что чувствовал, как сводит челюсть. … Страх оказаться застреленным охватил меня. Но вскоре меня охватил гнев, когда я вспомнил о мертвом русском солдате», — так описывал свое тревожное состояние автор книги «One Green Beret».
Марк Джакония был стрелком автоматического гранатомета Mk 19, установленного на бронетранспортере. Когда он увидел бегущих с автоматами албанцев, отрыл огонь на поражение, покрыв все пространство перед собой потоком 40-мм гранат. Менее чем через минуту капитан приказал остановиться. «Лес передо мной дымился, и ветви все еще падали с деревьев», — вспоминает сержант.
Оглядывая последствия своей стрельбы, Джакония был обеспокоен тем, что мог убить десантников в «дружеском огне», но русские признались, что его ошеломляющий поток гранат был огромной помощью в разгроме боевиков.
Когда повели пленных албанцев, они смотрели на американцев с укоризной, после чего Джакония неожиданно испытал чувство вины перед ними. Таким скоротечным оказался для сержанта первый реальный бой.
Несколько иначе смотрит на эту операцию бывший спецназовец-снайпер Джек Мерфи, автор книги о современных войнах «Законы Мерфи». Он, оценивая атаку русских десантников на лагерь UÇPMB, призывает американцев не героизировать наших бойцов. «Они захватили албанских повстанцев, тех, кому повезло уцелеть в „мясорубке“, а сам лагерь UCPMB был выведен из строя навсегда», — пишет Джек Мерфи и приводит слова сержанта Джакония, что русские солдаты хорошо стреляют, заботятся о своем оружии и снаряжении, всегда в отличной форме и очень дисциплинированы. Но самое главное, русские имеют интуицию, которая помогает им в тактике ведения боя.
Однако Мерфи называет наших десантников хорошими солдатами с «плохим духом», которые незаслуженно вызвали уважения у «зеленых беретов», включая командира отряда 8B, и даже воспользовались силой американского оружия в целях личной мести. Впрочем, не приходится ждать другой оценки от бывшего снайпера ССО США, который, кстати, после армейской службы окончил Колумбийский университет по специальности «политология», и теперь трудится на русофобские издания.
Новости политики: Лавров и Помпео полностью разошлись во мнениях в телефонном разговоре
Международное положение: Кремлевская книга-2: Новые тайны Путина