«Эта необитаемая подводная лодка имеет высокую скорость и большую дальность хода… На ней будет боеголовка мощностью в десятки мегатонн. Их цель — уничтожить ключевые базы АПЛ нашего флота, такие как Кингс-Бэй или Пьюджин-Саунд…», — эти слова официального представителя Пентагона о российском проекте Kanyon (по классификации НАТО) газета The Washington Times процитировала еще 12 ноября 2015 года. Воды за это время много утекло, Каньон — подводный атомный беспилотник получил название «Посейдон». Уже завершен ряд испытаний энергоустановки и подтверждены возможности обеспечить аппарату неограниченную дальность и скорость более 200 км/ч, рабочая глубина погружения составила более одного километра. В конце февраля нынешнего года даже появилось видео испытаний вооруженной «Посейдоном» подлодки, а в США играют в Станиславского и говорят: «Не верю!».
Телеканал CNBC со ссылкой на доклад разведки США утверждает, что «Посейдон» появится на вооружении ВМФ РФ не раньше 2027 года. При этом подчеркивается, что у самих США нет аналогов подобных этой российской разработке, а лодку-носитель атомных подводных беспилотников «трудно засечь, а по выпускаемым ей дронам сложно попасть».
Уже известно, что первым штатным носителем «Посейдонов» станет АПЛ проекта 09852 «Белгород» (в предшествующих испытаниях были задействованы другие подлодки), достройка на плаву и швартовые испытания которой пройдут в течении 2019 года. Еще одним носителем станет АПЛ проекта 09851 «Хабаровск», строительство которой сейчас завершается также на верфях «Севмаша». И, как заверял президент Владимир Путин, первые подводные атомные беспилотники заступят на боевое дежурство уже в ближайшее время (на «Белгороде уже сформирован экипаж). Вероятно, что американская разведка свои «данные» подогнала под рамки действующей в России госпрограммы вооружения на 2018−2027, в которую включен и «Посейдон».
Свое красивое название «Посейдон» — бог морей -российский подводный атомный беспилотник получил в честь древнегреческого создателя штормов и наводнений. Это имя носят американские противолодочные самолеты Boeng P-8 Poseidon, атлантический лайнер, британская субмарина и серия гидродинамических машин. Но не надо путаться: «Посейдон» — это теперь некогда известный проект ударного беспилотника «Статус-6».
Появление на «перископной глубине» российского «Посейдона», как подводного беспилотного аппарата с ядерной силовой установкой, не стало большой неожиданностью — его разработки под грифом проекта «Статус-6» велись как минимум с 2010 года. Его «случайно» рассекретили во время встречи Владимира Путина с представителями Минобороны и оборонной промышленности в ноябре 2015 года, но с размытым изображением. А уже в декабре 2016 года американская разведка сообщила о практическом испытании подводного беспилотного аппарата с ядерной силовой установкой, запущенной из подводной лодки «Саров». Что-то упустили шпионы — пуски проводились также с «древней», но специально переоборудованной в лодку-носитель дронов АПЛ «Подмосковье».
Боевые роботы морских глубин, способные «сканировать» дно Мирового океана и нести мощный ядерный заряд, в России действительно разрабатывались достаточно давно. Еще в 2014 году американские издания разродились рядом статей на тему, что, мол, русские создают беспилотную субмарину с мощным ядерным зарядом, способную уничтожать базы стратегических подводных лодок США и другие важные объекты на побережье. В Пентагоне даже успели придумать кодовое название для этой ударной АПЛ без экипажа, вооруженной термоядерной боевой частью мощностью в десятки мегатонн, способной быстро и скрытно перемещаться на большие расстояния — «Каньон» (в России тогда этот проект носил название «Статус-6»). Но «сенсация» имела небольшую неточность — мы не разрабатывали подобное оружие. Оно существовало.
Озабоченность у американцев вызвало тогда появление у России подводной лодки с большим боевым потенциалом, но с не ясным предназначением. Речь о достаточно старой АПЛ «Подмосковье», которая после модернизации превратилась в плавучую подводную базу для мини-субмарин. В ходе реконструкции этот стратегический ракетоносец получил отсек с аппаратурой для подводных работ и стыковочный узел в нижней части корпуса. Но настоящего предназначения американцы этой лодки не знали, а потому и нервничали. Не зная при этом, что в России велись активные работы по созданию перспективных подлодок пятого поколения, которые будут оборудованы унифицированными модульными платформами, оснащенными интеграционным вооружением и роботизированными комплексами. Сейчас о них, с упоминанием о размещении беспилотных «Посейдонов», открыто заявляет Владимир Путин.
Информация об АПЛ пятого поколения с боевыми роботами на борту (с «Посейдонами» и не только) всегда была абсолютно закрытой. Первая из них была заложена на Северодвинском судостроительном «Севмаше» еще несколько лет назад и уже сейчас завершаются ее тестовые испытания. Предполагается, что новые подлодки получат более широкие возможности применения как традиционных вооружений — торпед, крылатых и баллистических ракет, так и мини-подлодок, способных выполнять самостоятельные задачи, получив команду с лодки или воздушного пункта управления.
Тестирование таких мини-лодок без экипажа на борту идет в России еще с 2008 года. Известно, что испытания проходили на Севере и в Тихом океане, в районе Курил. Цель такого атомного беспилотника может быть любой — авианосная эскадра, база стратегических авианосцев, наземные цели. Обнаружить его практически невозможно из-за малогабаритности и малошумности при движении под водой. Мини-подлодка может произвести пуск боезарядов или сама стать своеобразной торпедой. При этом ее подводная скорость двукратно превышает ту, которая есть у любых существующих в мире торпед.
Помимо АПЛ «Подмосковье», участвовавшей в тестировании подводных беспилотников, использовалась и дизельная подводная лодка «Саров» (проект 20120), которая была переоборудована для транспортировки роботизированных комплексов. Именно на «Сарове» испытывались мини-подлодки для АПЛ пятого поколения, спроектированные в государственном ракетном центре имени академика Макеева совместно с ЦКБ «Рубин». Проект носит название «Скиф». Его предназначение — нанесение неожиданных ударов из глубин океана.
«Скиф» — это, скорее, даже не подводная лодка, а баллистическая ракета донного базирования. На её борту нет людей, управление производится на удаленном доступе. В то же время она может менять место своей дислокации еще до боевого применения. Даже если потенциальный противник засечет район установки «Скифов» с российской подводной лодки, аппараты могут переместиться на значительное расстояние и лишь потом залечь на дно. При этом на первом этапе сами ракеты издают шум, имитирующий работу энергетической установки подлодки, чтобы сбить неприятеля с толку и дать возможность субмарине уйти из района. А потом становятся бесшумными и занимают никому не известную позицию. Баллистическая глубоководная ракета-торпеда способна находиться на морском или океанском дне длительное время в режиме молчания, а потом получив команду, молниеносно поразить цель (цели) на дальности свыше 300 километров.
Стартовать из глубины «Скифы» могут в любом месте — в непосредственной близости от цели, что практически исключает возможность их уничтожения. Средства ПЛО здесь бессильны. Широко не афишируется, но, предположительно, в России уже завершены работы по созданию этих подводных беспилотных субмарин, способных уничтожить за раз авианесущую группировку потенциального противника, и они уже входят в арсенал Вооруженных сил.
Еще один российский роботизированный морской комплекс «Галтель», морской разведчик и сапер, успешно прошел опытную эксплуатацию в прибрежных водах Сирии. Аппарат занимался поиском неразорвавшихся боеприпасов и охраной акватории в районе порта Тартус. Благодаря российской подлодке-роботу впервые была создана и детальная карта донной поверхности у средиземноморских берегов Сирии.
Под водой этот робот ориентируется по элементам гидроакустической навигационной системы, необходимым для позиционирования аппарата под водой. Подобным образом задаются координаты, фиксируется точка отсчета. Дело в том, что сигналы GPS или ГЛОНАСС на глубину не пробиваются. Именно поэтому под водой и создаются такие маяки-ориентиры, которые дают возможность подводному роботу двигаться по заданной траектории. Одновременно «Галтель» фиксирует любые плавающие или лежащие на морском дне объекты — от пловца-диверсанта, до спичечного коробка.
В состав комплекса входят телеуправляемый необитаемый подводный аппарат и две автономные необитаемые подводные лодки, с автономностью плавания до 24 часов и дальностью до 100 километров. За 12 часов подводный дрон обследует акваторию площадью четыре квадратных километра. Подлодка может передвигаться по разным траекториям и способна самостоятельно обходить подводные препятствия даже в местах не заложенных в бортовую программу рельефа дна.
Вероятно, что «Посейдон», «Скиф», «Галтель» и ряд других боевых глубоководных дронов являются частью одного проекта. По крайней мере, их объединяет один носитель — атомная подводная лодка, которая доставляет беспилотники на максимальное приближение к цели.
Военные технологии, новости: Для российских десантников разрабатывают новый вертолет
Новости ВПК: В США начали испытания самого быстрого вертолёта в мире