В минувший четверг появились две новости из сферы военно-транспортной авиации, неразрывно связанные между собой.
1. Легкий самолет Ил-112 В, несмотря на состоявшийся на прошлой неделе первый полет, в таком виде Министерству обороны не нужен. И его необходимо переделывать, на что может уйти больше года.
2. Алексей Рогозин покидает посты вице-президента Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) по транспортной авиации и генерального директора Авиационного комплекса им. С.В.Ильюшина.
Нельзя сказать, что именно при Рогозине-младшем был создан этот самолет. Он занял ответственные посты в начале 2017 года, в то время как Ил-112 В начал создаваться (в который раз!) двумя годами раньше. Но именно при нем была проделана большая часть опытно-конструкторских и технологических работ.
Да, этот самолет должен был бы работать в Военно-транспортной авиации (ВТА) уже долго. Потому что его гражданская модификация начала прорабатываться в условиях скудного финансирования в середине 90-х годов. Однако вскоре все полностью застопорилось в связи с разразившимся дефолтом.
В начале нулевых годов Министерство обороны обеспокоилось состоянием парка легких транспортных самолетов. Их представляют в ВВС и морской авиации ВМФ около 150-и различных модификаций Ан-26. Мало того, что этот парк изношен, так еще и самолеты, созданные в начале 70-х годов, изрядно морально состарились. При этом необходимо учитывать, что Ан-26 — это модернизация пассажирского самолета Ан-24, запущенного в серийное производство в 1962 году.
Был объявлен конкурс по созданию замены Ан-26, в котором приняли участие следующие проекты: МиГ-110ВТ, Ту-136Т, М-60ЛВТ (ОКБ Мясищева) и Ил-112 В. В 2004 году победителем был назван проект Авиационного комплекса им. Ильюшина. Изготовлением полностью разработанного самолета должно было заняться Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО). Поступление первых машин в ВТА планировалось в 2010 году.
Однако прежний министр обороны, заступив на пост, свернул проект, решив закупать на Украине похожий по техническим параметрам самолет Ан-140. Произошло это, когда в Воронеже уже начали собирать первый прототип. Однако закупить успели лишь 5 машин, которые теперь в ВТА, как говорится, ни к селу, ни к городу. Заместивший Сердюкова на посту министра Шойгу сделку отменил. И в России практически с нуля опять начали разрабатывать легкий транспортник. То есть КБ им. Климова было выдано ТЗ на разработку турбовинтового двигателя, в аэродинамической трубе начались продувки макета, на авиазаводе вновь начали подготавливать производственную базу для серийного выпуска Ил-112 В. Разумеется, при этом были списаны прежние затраты, и началось новое финансирование проекта.
Облик пригодного для испытаний самолета появился 2−3 года назад. Правда, именно в 2017 году самолет должен был совершить первый полет, как было запланировано в момент перезапуска проекта. А спустя два года — пойти в серию.
О новом самолете в Авиационном комплексе им. Ильюшина говорят много хорошего, а порой и восторженного. Разумеется, понять создателей самолета, на разработку которого потрачено изрядно труда и таланта, можно.
Однако результаты разработки получились по некоторым пунктам не совпадающими с требованиями заказчика — Министерства обороны. Главные претензии к избыточному весу машины. Что неизбежно сказывается и на грузоподъемности, и на излишнем расходе топлива, и на дальности полетов.
В последние 2−3 года разработка шла неритмично, что называется, в нервозной обстановке. Заказчик требовал соблюдения графика. Однако первый полет неоднократно переносился. Сильно нервничал и Алексей Рогозин. Именно этим можно объяснить его прошлогоднюю гневную реплику в Фейсбуке в адрес американского издания The National Interest, который вполне добродушно заметил, что самолет неплох, но его скорость не слишком высока.
Дважды вопрос о сроках готовности Ил-112 В поднимался на селекторных совещаниях Министерства обороны под руководством Сергея Шойгу. Тогда же министр обороны говорил и о несоответствии массы самолета требованиям тактико-технического задания.
Ситуация обострилась настолько, что в середине марта «Интерфаксу» понадобилось разместить заявление информированного источника о том, что проект не будет закрыт. Однако ожидать массовых закупок самолета в ближайшее время не приходится. При этом на устранение отклонений от требований ТТЗ у разработчиков может уйти около года.
В аппарате вице-премьера Юрия Борисова, курирующего оборонно-промышленный комплекс, сообщили «Интерфаксу»: «Разработка самолета идет непросто, как и любой новой техники. Не секрет, что ранее установленные сроки первого вылета уже переносились. В настоящий момент по результатам недавнего совещания у вице-премьера Юрия Борисова, ОАК и ПАО „Ил“ дано поручение предоставить заказчикам (Минобороны и Минпромторгу) уточненный план-график завершения опытно-конструкторских работ по созданию Ил-112В». Впоследствии вся информация относительно состояния дел с Ил-112 В будет передана в коллегию Военно-промышленной комиссии Российской Федерации.
Что же, будем надеяться, что у ильюшинцев, в конце концов, получится самолет, который полностью устроит заказчика. Вот каким он должен быть.
Длина — 24,15 м, высота — 8,89 м, размах крыла — 27,15 м.
Грузоподъемность — 5 т, максимальная взлетная масса — 21 т.
Емкость топливных баков — 2700 л.
Экипаж — 2 человека.
Мощность двигателей — 2×3100 л.с.
Максимальная скорость — 550 км/ч, крейсерская скорость — 500 км/ч.
Дальность полета: при загрузке в 3,5 т — 2400 км, при полной загрузке — 1200 км. Перегоночная дальность — 5200 км.
Самолет может работать с грунтовых аэродромов.
В конструкции планера использованы современные материалы. Он имеет более вместительную, чем у Ан-26, грузовую кабину. Механизация крыла обеспечивает более устойчивый полет и простое управление машиной. Новый двигатель вкупе с аэродинамикой самолета обеспечивает в 2,4 раза более высокую топливную эффективность, чем у Ан-26. Уступает Илу по этому параметру и украинский самолет Ан-140, которым Сердюков намеревался оснастить ВТА.
Существенной новизной отличается и авионика самолета. Несколько его систем засекречены. К ним, например, относится система связи. Именно поэтому Ил-112 В не предназначен для продажи на рубеж. Впоследствии будет создана гражданская модификация Ил-112Т, которая будет оснащена «традиционной» авионикой. Вот этот самолет и будет не только поступать в российскую гражданскую авиацию, но и производиться на экспорт.
Ни Ан-26, ни Ан-140 не защищены от ракетных атак с земли и с воздуха. В новом ильюшинском самолете используется комплекс обороны «Витебск», способный бороться с ракетами, оснащенными головками самонаведения как теплового (инфракрасного), так и радиолокационного типов.
Еще одно несомненное достоинство Ил-112 В по отношению к украинскому самолету — наличие рампы. Благодаря этому имеется возможность работы с крупногабаритными и массивными грузами, а также производить десантирование военной техники. При этом существенно облегчаются прыжки парашютистов.
Новости ВПК: Индии — отказать: Фрегат «Адмирал Бутаков», вопреки планам, срочно отправлен в Крым