Новость о том, что во вторник, 9 апреля, в 19:27 вечера по токийскому времени (10:27 мск) японский истребитель F-35 Lighting II потерпел крушение в Тихом океане, подняла вопросы о надежности самого дорого в мире самолета. По официальной информации, самолет-невидимка, взлетевший с авиабазы Мисава, что на севере Японии, пропал с радаров во время учебного полета. Представители Минобороны Японии сообщили, что пилот успел передать о том, что прерывает тренировочную миссию.
Утром 10 апреля министр обороны Японии Такэси Ивайя проинформировал общественность, что найдены обломки самолета, точнее части хвостового оперения. Также глава оборонного ведомства Страны восходящего солнца рассказал, что поиски ведутся силами американского и японского флота. По его словам, за штурвалом новейшего истребителя был настоящий профессионал с более чем 3200 часами летного опыта, в том числе на F-35.
По данным японских СМИ, 302-я эскадрилья японских ВВС из 13 истребителей F-35 вступила в строй всего 11 дней назад на базе Мисава. За каждый самолет Токио заплатил по $100 млн. После катастрофы полеты на этом типе самолетов запрещены в Японии до выяснения всех обстоятельств аварии. Карл Шустер, бывший офицер ВМС США и профессор Гавайского Тихоокеанского университета, знакомый с положением дел, назвал наиболее вероятной причиной сбой системы управления, которая вызывает наибольшее опасение у производителя.
Другой эксперт — Питер Лейтон, бывший офицер ВВС Австралии и аналитик Института Азии Гриффита, предположил, что расследование аварии начнется в цехах сборки этого самолета на заводе в Нагоя, так как машина произведена по лицензии в Японии. По тем сведениям, которыми он располагает, летчик разбившегося F-35, видимо, погиб мгновенно, поскольку не сообщил о проблемах перед катастрофой. Лейтон также уверен, что пилота ввели в заблуждения бортовые датчики. «Летчик, похоже, думал, что управляет, а не находится в смертельной опасности, — пояснил эксперт — …но он летел прямо в океан».
Напомним, это уже вторая катастрофа F-35 за короткое время, с тех пор как самолеты перешли на упрощенную систему подготовки к полетам. Первая случилась 28 сентября, когда истребитель Lighting II из 501-й учебной эскадрильи разбился в Южной Каролине буквально в нескольких милях от авиабазы Бофорт.
Изначально на борту F-35 контролировалось 65 тысяч параметров, многие из которых дублировали друг друга с целью повышения надежности. С 2006 года любой полет суперистребителя сопровождает многочисленная команда инженерной поддержки, которая готовила каждый вылет. Однако это уже был не боевой самолет, а летающая лаборатория.
Под давлением генералов были снижены стандарты техобслуживания и упрощены изнурительные тесты перед вылетами. В Пентагоне назвали это вынужденной мерой, поскольку программа F-35 оказалась на развилке: либо нужно её сворачивать, либо, напротив, начинать массовое внедрение Lighting II в ВВС. Выбрали второе. А это в свою очередь привело к проблемам уже на этапе заключительных испытаний. Даже в самой последней версии программного обеспечения обнаружились десятки ошибок.
Тем не менее, о реальных причинах судить еще рано. Сейчас перед США и Японией стоит наиболее важная задача — найти самолет до того, как он может стать добычей российский или китайских подлодок. Американский канал Foxnews со ссылкой на свои источник сообщил, что в Пентагоне царит атмосфера паники, так как звездно-полосатые генералы опасаются, что секреты попадут в руки потенциальных врагов, после чего самолет потеряет свое главное преимущество — малозаметность.
«В мире нет более высокой цены для России и Китая, чтобы заполучить обломки F-35 Японии. Если они смогут, то сделают для себя огромное дело», — написал в Твиттере Том Мур, бывший высокопоставленный сотрудник комитета Сената США по международным отношениям.
Тайлер Роговей, редактор War Zone, предположил, что сейчас в океане разворачивается крупнейшая со времен развала СССР разведывательная операция. То, что самолет до сих пор не найдет американцами и японцами, свидетельствует, что разбившийся F-35 летел в режиме «невидимки» с выключенными радарными отражателями.
Похоже, высокие показатели безопасности полетов F-35, достигнутые в предшествующие годы, безусловно, сыграли плохую шутку с погибшим японским летчиком, хотя, как показала практика, научно-испытательные стандарты техобслуживания не могут быть соблюдены в реальных условиях. Об этом стало ясно еще в прошлом году, когда из-за конструкторских и программных проблем, которые угрожали жизни пилотов, несколько раз были запрещены все полеты Lighting II.
Знали ли об этом потомки самураев? Судя по всему — да. Страна восходящего солнца стала первым государством, которое развернула в спешке полноценную боевую эскадрилью и является самым большим иностранным покупателем Lighting II. Сегодня портфель заказов со стороны Токио насчитывает около 150 суперистребителей. Минобороны Японии покупает как наземные F-35A, так и морской вариант F-35B, которые должны будут взлетать с перепрофилированных вертолетоносцев класса Изумо. Таким образом, правительство Абэ планировало оказать мощное давление на Россию в переговорах о Южных Курилах и на Китай, к которому у Японии тоже есть территориальные претензии.
Поэтому, катастрофа Lighting II имеет далеко идущие политические последствия, в том числе и на турецком «фронте», поскольку Вашингтон угрожает Анкаре отказом поставки F-35, если та купит российские ЗРК С-400. До тех пор, пока выяснены причины знаковой катастрофы, такое давление, будет выглядеть, по крайне мере, несерьезно. Именно поэтому на ряде американских форумов стали выдвигаться невероятные версии аварии. Приведем один из самых популярных:
«Кому выгодна катастрофа F-35A? Китаю? Да, но не настолько, так как у него уже есть самолет-невидимка. Главным выгодоприобретателем является Москва и лично Путин. Сегодня для России просто все складывается идеально. Не хочется верить, но, кажется, русские „помогли“ упасть японцу».
Военные технологии: Северная Корея посрамила русские подлодки
Военные новости: Российские специалисты увеличат дальность индийской ракеты