Российские военные выходят из спорной территории на севере провинции Алеппо. Речь идет о районе Аазаз, а именно о ключевом городе в его составе — Талль-Рифъат. Причин для этого может быть много, однако очевидно, что катализатором вывода послужил визит президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Москву.
Для турок этот район Алеппо давно был головной болью. После успешной операции «Оливковая ветвь» курдские силы были изгнаны из Африна, и часть из них рассеялась на северо-востоке Сирии, но кто-то все же засел поблизости — именно в том самом Талль-Рифъате. Из-за вмешательства РФ и Ирана турки не решались на штурм проблемного района. А вот курды, невзирая на определенные обязательства своих неожиданных покровителей в лице Москвы и Тегерана, не чурались любых методов ведения войны. Возможностей у них, в принципе, было немного, но периодически они обстреливали позиции Сирийской свободной армии и турок ракетами, а иногда осмеливались совершать набеги. Анкара вяло отвечала, правда, эффекта от этого не было. Вот, похоже, устав от всего, Эрдоган решил разобраться с проблемой. Для этого ему понадобился всего лишь один визит в российскую столицу.
Кажется, визит оказался еще более успешным, чем можно было ожидать. Дело в том, что есть информация о готовящемся выводе не только российских военных, но и самих курдов. А если сдаются курды, то это может означать только одно — последующую оккупацию территории турецкими военными.
Некоторые российские и иностранные СМИ распространили информацию, что Дамаск и Тегеран отказались от плана передачи территории Анкаре. Будто бы они даже готовы ввязаться в вооруженное противостояние, однако это все очень сомнительно. Дамаск многократно возражал против турецкого присутствия и делал грозные заявления — например, с Африном была такая история, и даже некоторое количество бойцов Сирийской арабской армии были отправлены тогда в осаждаемый район. В итоге, несколько человек погибли, но в итоге за считанные дни Турция добилась своего и теперь распоряжается Африном как своей территорией.
С Ираном все несколько сложнее, но и тут зачастую хватает всего лишь давления со стороны Москвы. Например, по просьбе Москвы персы совершенно перестали сопротивляться израильской агрессии, более того, РФ даже умудрилась заставить персов расформировать часть своих баз. А не так давно стало известно, что сам Владимир Путин лично поддержал идею вывода иранских военных из Сирии. По крайней мере, об этом говорил господин Нетаньяху, комментируя итоги очередных переговоров с российским президентом.
На основании всего это можно полагать, что Талль-Рифъат все-таки станет турецким, как до того турецким стал Африн. К слову, Идлиб вполне может ждать такая же судьба, во всяком случае, некоторую его часть. Когда-то, к слову, не так давно, эти земли принадлежали Османской империи, а Эрдоган позиционирует себя как большой любитель славных времен турецкой гегемонии на Ближнем Востоке. Он не один таков — многие его сограждане поддерживают президента, и любой его успех поднимает рейтинг, а Эрдоган, как известно, планирует остаться еще как минимум на два президентских срока — благодаря недавним конституционным изменениям у него есть такая возможность. Так что, похоже, все очень просто.
Российский военный эксперт Алексей Леонков полагает, что все эти события происходят в связи со стремлением заинтересованных сторон избавиться от дестабилизирующего курдского фактора.
— Разумеется, все это может делаться только при четком согласовании. Мы действуем в связке с Турцией, и тут надо четко все обговаривать. Идет, как я уже говорил, процесс замирения. Стороны стараются сделать так, чтобы конфликт не распространялся, чтобы не было крови. Сейчас для этого, в том числе надо избавиться от всевозможных диверсионных и партизанских групп. Насчет курдов. Они ведут себя очень непоследовательно. Определенное время у РФ был договор с курдами. Поначалу они соблюдали свои обязательства, но потом, когда им это перестало казаться выгодным, ситуация резко изменилась. Вообще, у них у самих нет взаимопонимания — кланы, роды, селенья конфликтуют между собой, а с другими силами, так у них и вовсе полная неразбериха. То они с нами дружат, то с американцами, то с кем-то еще. На мой взгляд, это самоубийственно. В общем, курды выходят из доверия.
«СП»: — Как думаете, что будет с Талль-Рифъатом после вывода российских и курдских сил?
— Я думаю, что в первую очередь это делается, чтобы выдворить курдов. Именно они зачастую служат усугублению конфликтов в этой части САР. А дальше — это договоренность между Россией и Турцией.
«СП»: — Будет как в Идлибе?
— Да, похоже на то. То есть даже если это отойдет под контроль турецких военных, в этом нет ничего страшного. Скорее всего, будет совершаться совместное с Россией патрулирование территорий, как это происходит в Идлибе. В конечном итоге, все вернется Дамаску.
Новости Сирии: В лагере беженцев в Сирии умерло 235 детей