В сети появилось видео поединка в ближнем бою между французским истребителем четвертого поколения Dassault Rafale и «пятерочником» F-22 Raptor. «Американец» дважды попадал в перекрестие французской прицельной системы. И, следовательно, был условно сбит.
Вообще-то, это не такая уж и новость. В 2013 году было обнародовано видео учебных боев между этими двумя истребителями, которые состоялись в 2009 году в Объединенных Арабских Эмиратах в рамках программы для пилотов авиации НАТО и стран-партнеров Северного альянса «Курс передового тактического лидерства». Тогда «Рафаль» оказался на голову сильнее, одержав четыре победы в пяти боях.
Необходимо особо сказать, что по сценарию все поединки между самолетами проходили на ближней дистанции, где «Раптор» чувствует себя не слишком уверенно. Несмотря на заявления разработчиков, что машина, имеющая отклоняемый вектор тяги двигателей (правда, только в вертикальной плоскости), обладает прекрасной маневренностью. Ведь неслучайно F-22 создавался исключительно для завоевания господства в воздухе. Ну а потом, когда мировым трендом истребительной авиации стала многозадачность, «Раптору», насколько это было возможно, усилили функцию нанесения ударов по наземным целям.
Однако видео из ОАЭ опровергает заявление о высокой маневренности, демонстрируя, как американский самолет на продолжительное время словно приклеивается к перекрестию прицела «Рафаля». А ведь французский самолет четвертого поколения не является сверхманевренным.
Американцам такой исход поединков, конечно, был обиден. Поэтому они постарались объяснить проигрыш своего истребителя, считающегося лучшим в мире, «неверными правилами игры». Было среди этих объяснений и довольно странное — якобы у «Раптора» были привешены внешние топливные баки. Зачем? Чтобы дать фору французам? Думается, ответа они и сами не знают, потому что на видео никакие внешние элементы на силуэте F-22 не просматриваются.
Данное выяснение обстоятельств того, что мешает танцору в контактном танце, происходило 6 лет назад. Сейчас ситуация изменилась. Сейчас американцы уже не скрывают того, что в ближнем бою «Раптор» далеко не самый сильный самолет. Особенно на фоне сверхманевренных российских машин. Пилоты F-22 элитного подразделения, которых обучают воевать с российскими истребителями из эскадрильи «Агрессоры», уже неоднократно признавались, что ближний бой для них — это чрезвычайное происшествие. Что его необходимо избегать, прилагая максимум сноровки.
И тут необходимо сказать, что сравнительно недавно в сети много шума наделал скрин-шот прицельной системы российского истребителя, на котором отчетливо виден силуэт «Раптора». Данное фото было сделано в Сирии, где эти самолеты порой встречаются друг с другом.
Но если ближний бой — это слабая сторона американского истребителя, то есть у него и очень сильные стороны. Поскольку в «Рапторе» по максимуму применены стелс-технологии, он силен в боях на средней и дальней дистанциях, благодаря своей малозаметности.
Но такое ли это неоспоримое преимущество по отношению к Су-35С на дистанциях, которые являются для F-22 коронными?
Если решать эту задачу, что называется, в лоб, с использованием одной лишь арифметики, то шансов на победу у российского самолета не так уж и много. «Американец» увидит на радаре «россиянина» раньше, соответственно, раньше выпустит ракету и запишет победу в свой актив.
Однако существуют нюансы. У Су-35С все-таки снижена заметность за счет частичного использования стелс-технологий. Не до уровня «американца», а до величины ЭПР порядка 0,7 кв. м. Поэтому американский радар AN/APG-77 способен увидеть российский самолет с расстояния в 150 км. В связи с чем не полностью будут использованы возможности ракеты «воздух-воздух» большого радиуса действия AIM-120D, имеющей дальность в 180 км.
Российская РЛС «Ирбис» обнаруживает цели с ЭПР 0,01 кв. м. (именно столько у «Раптора», несмотря на занижение этого параметра в рекламных целях) на дистанции в 90 км. И есть соответствующая ракета, перекрывающая это расстояние — Р-27. Ее дальность стрельбы составляет 110 км.
Однако всякое включение РЛС существенно повышает заметность самолета за счет мощного и направленного электромагнитного излучения. То есть, засекая Су-35, «Раптор» одновременно выдает свое местоположение. Хоть американцы и уверяют, что излучение РЛС обнаружить практически невозможно благодаря низкому уровню сигнала и сложной его цифровой обработке. И это странно. О какой сложной обработке можно говорить, имея в составе БРЭО микропроцессор с частотой 25 МГц?
Так что включение РЛС для F-22 крайне опасно, потому что в арсенале российского истребителя есть ракета Р-37, имеющая дальность 300 км. При этом российский пилот, понимая, что «американец», увидев Су-35, уже выпустил ракету, готовится к противоракетному маневру. И он, учитывая сверхманевренность истребителя, с большой вероятностью может оказаться успешным.
Одновременно на Су-35С будет приведена в готовность авиационная система обороны. Что еще больше снизит шансы американского пилота на успех. На большей протяженности полета ракеты AIM-120D ее траектория корректируется по спутниковому сигналу GPS. А затем включается активная радиолокационная головка самонаведения. Комплекс радиоэлектронной борьбы Су-35С способен как подавлять сигнал GPS, так и создавать помехи РЛ ГСН, уводя ракету в сторону. Что же касается «Раптора», то у него отсутствует комплекс РЭБ.
Необходимо сказать, что «Раптор», как, впрочем, и другие американские истребители, в значительной степени полагается на информацию, получаемую от самолетов АВАКС. Комплекс РЭБ российского истребителя способен перекрыть этот канал, что снизит боеспособность F-22. Также возможно и устранение источника данной информации — крупный АВАКС прекрасно виден на радаре Су-35С на очень большом расстоянии, это порядка 300 км. Соответственно, и ракета Р-37 имеет ту же самую дальность.
У F-22 нет целого ряда систем, которыми обладает Су-35С. Это вызвано двумя причинами. Во-первых, самолет начал разрабатываться в середине 80-х годов. И современные системы считались тогда неактуальными. Во-вторых, когда министерство ВВС стало требовать введения в истребитель дополнительных функций, стоимость разработки и будущего производства «Раптора» взлетела до небес. По этой же причине был урезан выпуск F-22 до двухсот машин.
У «Раптора» отсутствует система инфракрасного обнаружения цели, а также ее сопровождения. Такие системы называются IRST ((Infra-Red Search and Track). Они позволяют сканировать воздушное пространство в поисках самолетов противника в пассивном режиме, то есть — не обнаруживая себя. Поскольку никаких волн, которые улавливают датчики самолета противника, она не испускает.
Также нет оптико-локационной системы, имеющей телевизионный и тепловизорный каналы. У Су-35С ее дальность действия достигает 80 км. Это означает, что ночью «Раптор» обладает меньшими боевыми возможностями.
Также российский самолет располагает значительно большей полезной нагрузкой — 8 тонн против 3,5 тонны. То есть в бою Су-35С может использовать большее количество ракет.
Так что напрашивается вполне естественный вывод: в бою на дальней и средней дистанции шансы у этих самолетов примерно равны. И решающую роль будет играть мастерство пилотов.
В заключение напомним, что при сближении этих самолетов на форсажной скорости бой на дальней дистанции перерастет в сражение на ближней дистанции уже меньше чем через 2 минуты. А о его результате мы уже сказали в начале.
Военные новости: Северная Корея посрамила русские подлодки
Военные технологии: В Германии С-400 назвали «кошмаром для НАТО»