Страшный сон США и Москвы: Кому Турция обломит взлет — F-35 или Су-57

Турция в пику Пентагону готова купить новейший истребитель у России, но вряд ли купит

  
7810
На фото: Су-57
На фото: Су-57 (Фото: Сергей Бобылев/ТАСС)

Есть в бизнесе такое выражение, как договор о намерениях, содержание которого напрямую не закрепляется в действующем законодательстве. И даже когда партнеры попросту «ударили по рукам», носит больше обязательств между ними, чем подобный договор. Так вот, Турция сейчас, заявив, что в случае давления со стороны США из-за приобретения российских ЗРС С-400 «Триумф» (по классификации НАТО SA-21 Growler, «Ворчун») купит вместо американских истребителей пятого поколения F-35 российские Су-57, лишь озвучила этот договор о намерениях. Так что завтра «сушки» с полумесяцем на фюзеляже точно не появятся в составе турецких ВВС. И послезавтра не появятся тоже, и позже — возможно, что вообще никогда Су не станет Ту. Турция таким образом перекинула мяч на поле соперника, вернее два мяча — один в США, второй в Россию. Пусть теперь Вашингтон и Москва ломают голову, как им распорядиться этим «счастьем».

Турция в последние годы заметно активизировала развитие и производство собственных вооружений. И если еще пару лет назад Анкара импортировала до 80 процентов «товаров военного назначения», то уже в 2018 году, по словам президента Эрдогана, закупает не более 35 процентов вооружений иностранного производства. Планка определена в 20% закупок, остальное своё. Отказавшись от устаревших американских и немецких танков, Турция клепает свой национальный Altay, которых планирует выпустить не менее 1000 единиц. Модернизированный истребитель F-16, пусть и американский лицензионный, тоже сами выпускают. Подводные лодки класса Gür, оснащенные противокорабельными ракетами Harpoom (США) и тяжелыми торпедами Tigerfish (Великобритания), считаются одними из лучших в своем классе. Сконструированные и построенные в Турции корветы проекта Ada выполнены с применением технологий малозаметности «стелс» и оснащены РЛС повышенной скрытности. Широкую известность получило и стрелковое вооружение турецкого производства, которое экспортируется в ряд стран НАТО.

Читайте также
В битве за Турцию сойдутся российские Су-57 и американские F-35 В битве за Турцию сойдутся российские Су-57 и американские F-35 Американцы, шантажируя Анкару за приобретение у России С-400, могут нарваться на неприятную «ответку»



Не «дотягивает» турецкая оборонная промышленность разве что до высокотехнологичных систем противовоздушной и противоракетной обороны и истребителей пятого поколения, которые вынуждена закупать за границей. Так возникла тема с закупками американских системам ПВО Patriot, которых Турции требовалось изначально в количестве четырех комплектов с 20 пусковыми установками. Сделка, как уже известно, не состоялась, и Анкара решила приобрести российские ЗРС С-400, о чем и был подписан договор в 2017 году, чем вызвала «гнев и ярость» Вашингтона — стратегического партнера по НАТО.

Логично, что появилась тема вероятности раскрытия всех секретов С-400, которая является на сегодняшний день лучшей среди зенитных ракетных систем в мире, в том числе и американского «Патриота». Говорили, что, мол, разберут нашу ЗРС до винтика проклятые натовцы (Турция ведь страна НАТО) и выведают, как она работает, чтобы в последующем успешно преодолевать ее оборону. Сошлемся на мнение военного эксперта, главного редактора журнала «Арсенал Отечества» Виктора Мураховского, который утверждает, что экспортные образцы по боевым характеристикам существенно уступают стоящим на вооружении Российской армии и «аккуратно освобождаются» от новейших технологий, защищенных военной тайной.

— Составление паспорта экспортного облика контролирует структура Минобороны — Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, — говорит Мураховский. — Без визы оборонного ведомства ни одно изделие не уйдет за рубеж в конфигурации, представляющей угрозу национальной безопасности России. Это касается и комплекса С-400.

Нужно заметить, что и покупатель не берет товар в коробке и сразу начинает его использовать, а подгоняет под свои стандарты. Турция тоже заявила, что собирается «модернизировать» российские С-400 и установить на них ряд новых приборов, так что в чистом виде это будет уже несколько отличающееся от оригинала изделие. К слову, Греция (тоже страна НАТО) уже не первый год эксплуатирует ЗРС С-300 и ЗРК «Бук», доставшиеся ей после заблокированного США контракта на поставку этих российских вооружений Кипру. Эти С-300 даже принимали участие в совместных греко-израильских учениях, во время которых пилоты ВВС Израиля пытались отработать противодействие средствам ПВО, размещенным на территории Сирии.

Немалый ажиотаж вызвало и нынешнее сообщение из Анкары о намерении закупать российские Су-57 взамен американских F-35А, которыми Вашингтон шантажирует Турцию из-за приобретаемых С-400. Подобная сделка находится под большим вопросом и ее осуществление даже в случае положительного решения затянется на весьма продолжительный срок. Для сравнения посмотрим на участие Турции в международной программе (под эгидой США) по созданию истребителя пятого поколения, в которой она задействована с 2002 года. В настоящий момент в ВВС Турции имеются два F-35А, поступившие в 2018 году. При этом турецкая промышленность выпускает около 7 процентов деталей для нового истребителя, но рассчитывала на открытие собственного их производства. Сейчас F-35 за пределами США выпускают лишь в Италии, предполагается открытие линии сборки этих истребителей в Японии компанией Mitsubishi (38 единиц).

Турция, которая планирует приобрести 100 таких новейших истребителей и является одним из крупнейших заказчиков наравне с Великобританией и Австралией, рассчитывала на собственное их производство, но получила отказ от США. Сыграла здесь свою роль и нестабильность в американо-турецких отношениях, несмотря на общее членство в НАТО, и стремление Европы ограничить возрастающую самостоятельность Турции на международной политической арене. А уж когда Анкара «взбрыкнула» и отказалась от далеко несовершенных и дорогих американских «Патриотов» в пользу российских С-400, ей из Вашингтона погрозили пальчиком, мол, не получите теперь F-35. Турция в ответ парировала: «А что, нет других достойных самолетов? Мы купим российские Су-57».

Если F-35А, которые эксплуатируются ВВС США с августа 2016 года (в корпусе морской пехоты с июля 2015 года), до сих пор считают «сырым» самолетом, несмотря на то, что их выпущено уже более 380 штук, то российский Су-57 совсем еще «мокрый» истребитель. При этом, теоретически, при новом двигателе он «обойдет на вираже» своего основного конкурента F-35. «Сушка» обладает более высокими характеристиками, в том числе и скоростными за счет двух двигателей (у американца один), лучшей маневренностью и большей вооруженностью. Россия готова продавать свой Су-57 любому потенциальному заказчику, среди которых наиболее вероятными представляются страны Ближнего Востока. Почему бы и не Турции?

Читайте также
Подачка победителям: На пенсии ветеранам ВОВ выделено меньше депутатской взятки Подачка победителям: На пенсии ветеранам ВОВ выделено меньше депутатской взятки К 75-летию Победы кабмин решил добавить фронтовикам немного денег. Совсем немного

С Турцией, конечно, есть нюансы. Уже упоминавшееся ее членство в НАТО пусть и не самая большая, но все же препона. Анкара вряд ли захочет приобретать упрощенную (экспортную) версию Су-57, а потребует, чтобы все было на «полном фарше». Опять же туркам невыгодно зависеть от России в поставках запчастей, поэтому они захотят пусть частично, но наладить производство этих истребителей на своей территории. Турция сама активно разрабатывает истребитель пятого поколения, известного как проект TF-X, но явно не дотягивает его по высокотехнологичным компонентам. Большая проблема с двигателем, на производство которого «с нуля» требуется лет тридцать, поэтому турки активно сотрудничают в этом плане со шведской Saab, рассматривают возможность присоединения к южнокорейской или бразильской программам по создания истребителя нового поколения. Вполне вероятно, что Турция захочет получить возможность производства лицензионного Су-57, этакий вариант своего Ту-57. При этом наверняка затребует российский кредит под это производство, что самой России крайне невыгодно, самой необходимы средства для серийного выпуска истребителя.

Впрочем, все это пока лишь разговоры, те самые ничего не значащие договоры о намерениях, ведь Турция не приняла пока окончательного решения по покупке российских Су-57 и с большой долей вероятности может отказаться от этих истребителей, чтобы сохранить отношения с НАТО. Вашингтон тоже приложит усилия, чтобы навязать Анкаре именно свой F-35, тем более, что выход Турции из программы по его производству ставит под угрозу срыва выпуск нескольких десятков таких истребителей за счет ее комплектующих.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вячеслав Бобков

Заведующий лабораторией уровня и качества жизни Института социально-экономических проблем народонаселения РАН

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости НСН
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня