Министерство обороны рассматривает возможность постройки двух атомных подводных лодок нового проекта «Борей-К», сообщил ТАСС источник в оборонно-промышленном комплексе России. Они будут принципиально отличаться от стратегических подводных крейсеров «Борей» и «Борей-А» отсутствием баллистических ракет с ядерной боевой частью «Булава». Новую лодку вооружат крылатыми ракетами, в связи с чем она будет называться атомной подводной лодкой с крылатыми ракетам (ПЛАРК) или же ударной многоцелевой лодкой.
«Если решение будет принято, то эти подлодки будут строиться по новому проекту „Борей-К“ со сдачей заказчику после 2027 года», — сказал собеседник агентства. Технические подробности при этом не были раскрыты. Но их, с большой долей вероятности, можно сказать, и не существует.
Но что касается ракетного вооружения «Борея-К», то вариантов тут немного. Это могут быть ракеты, использующиеся на ПЛАРК «Ясень», — противокорабельные «Оникс» и «Калибр». А также перспективная гиперзвуковая ПКР «Циркон», которая к моменту сдачи проекта уж точно будет стоять на вооружении.
Следует сказать, что перепрофилирование «Борея» выглядит довольно странно. В мире существует один такой прецедент, к тому же он был вынужденным. Согласно договорам о сокращении наступательного вооружения (СНВ-1 и СНВ-2) в США было запланировано сокращение подводных носителей баллистических ракет «Трайдент-2».
Из 18 лодок третьего поколения «Огайо» следовало оставить 14. В результате в начале нового столетия 4 лодки были переоборудованы в многоцелевые ударные. Американские конструкторы умудрились впихнуть в каждую лодку вместо 24-х баллистических ракет 154 крылатых ракеты «Томагавк». При этом модернизация проходила в темпе 2−3 года на каждую лодку.
Но то была вынужденная переделка стратегических подводных лодок, дабы не резать их на металл. Поскольку ресурс у этой четверки «Огайо» оставался изрядный. Но у питерского КБ «Рубин», создавшего «Борей» и его последующую модификацию «Борей-А», просматривается, на первый взгляд, совсем иная задача — получить финансирование на новый проект. Хоть этот проект и выглядит довольно странно.
Существует ПЛАРК проекта 885 «Ясень», который, как и «Борей» относится к четвертому поколению. Он обладает неоспоримыми достоинствами, проигрывая лишь построенной в трех экземплярах американской многоцелевой субмарине «Сивулф» («Морской волк»). Основу же американского подводного ударного флота составляют лодки четвертого поколения «Вирджиния». И «Ясень», модернизированный до уровня 885 М «Ясень-М», по множеству параметров превосходит «Вирджинию». Так чего же, спрашивается, новый огород городить?
«Ясень» и его модификация были созданы в Санкт-Петербургском морском бюро машиностроения «Малахит». Между первоначальным вариантом лодки и его современным воплощением прошло много лет. Так что «Ясень» (К-560 «Североморск»), хоть и был введен в строй в 2014 году, — это, по сути, советская разработка. «Ясень-М» — российская. Первая лодка модифицированного проекта — К-561 «Казань» — должна прийти на Северный флот в этом году по завершению испытаний.
При создании «Казани» конструкторами «Малахита» был сделан существенный шаг вперед по сравнению с «Северодвинском». Удалось снизить шумность лодки за счет изменения обводов и проведения мероприятий по снижению вибраций и замыкания шумов внутри корпуса лодки.
Повышена чувствительность и избирательность гидроакустической станции (ГАС). Для чего была радикально изменена компоновка оборудования и вооружения. Передняя часть была освобождена от торпедных аппаратов, впервые в истории подводного флота их сметили к центру, разместив по бортам. Освободившееся пространство было отдано под аппаратуру гидролокации, как пассивной, так и активной. Помимо носовой антенны ГАС «Иртыш-Амфора» использует еще две боковые.
Уровень автоматизации процессов на российской лодке выше, о чем свидетельствует существенная разница в размерах экипажей: на «Ясене-М» 90 офицеров и матросов, на «Вирджинии» — 134.
У «Ясеня-М» выигрыш и по вооружению. На нем 10 торпедных аппаратов против 4 у «Вирджинии», 30 торпед против 26, 32 крылатые ракеты против 12. И по качеству вооружения «Казань» лидирует, что предопределено рывком в области высокоточного оружия, который Россия совершила в последние годы.
Ракетное вооружение «Вирджинии» представлено только одним типом ракет — «Томагавками». Это выпускающиеся крупными сериями дозвуковые ракеты, предназначенные для нанесения ударов по наземным целям, находящимся на удалении до 1600 км. Их особенность состоит в том, что они хорошо защищены от электронного противодействия противника, но имеют немного шансов на прорыв мощной противоракетной обороны, которая осуществляется при помощи современных ЗРК. «Томагавки» при невысокой скорости страдают еще и «неповоротливостью», то есть плохо маневрируют.
При этом у «американок» нет противокорабельных ракет (ПКР). Поэтому борьба с подводными лодками и надводными кораблями возложена на торпедное оружие. Можно предположить, что единственная американская ракета «Гарпун», изрядно уже устаревшая, не была принята во внимание конструкторами «Вирджинии» в силу ее невысокой эффективности. К тому же в случае оснащении лодки ПКР пришлось бы сильно потесниться основному оружию — «Томагавкам». А их и без того всего лишь 12.
На «Северодвинске» и «Казани» более разнообразное ракетное вооружение. ПКР «Оникс» развивает скорость в 2,6 М. Их перехват — дело очень непростое для интегрированной системы ПРО «Иджис».
Семейство ракет «Калибр» предназначено для поражения наземных целей (дальность пуска — 2600 км), надводных кораблей (дальность — 400 км) и подводных лодок (боевой частью является самонаводящаяся мини-торпеда). Ракеты дозвуковые, однако на финальном участке их скорость возрастает до 2,9 М. Запуск производится из стандартных торпедных аппаратов калибра 533 мм.
Все это, конечно, прекрасно. Однако количественное соотношение российских и американских атомных ударных подводных лодок «высшего качества» не может не удручать. У нас, как было сказано выше, две лодки четвертого поколения, способные конкурировать с «Вирждинией» и не подвергаться повышенному риску обнаружения противолодочной обороной противника, — «Северодвинск» и «Казань».
В настоящий момент в ВМС США эксплуатируются 18 подводных лодок типа «Вирджиния». У нас строятся еще 5 лодок проекта 885 М «Ясень-М» — «Новосибирск», «Красноярск», «Архангельск», «Пермь» и «Ульяновск». Последняя лодка была заложена в 2017 году. Итого вместе с «Северодвинском» их будет семь. Правда, не вполне понятно, в каком году это может произойти. Четыре года назад директор «Севмаша» обещал, что предприятие исполнит все заказы по «Ясеням» к концу 2020 года. Но, видимо, к этому оптимистичному сроку надо прибавить лет 5−6.
Однако тогда в ВМС США будет уже 26 или 27 «Вирджиний». За счет крупной серийности постройки удалось сократить время от закладки лодки до передачи ее в ВМС с 5 лет до 3 и даже 2 лет.
Такое ускорение, связанное с отладкой технологий строительства и устранением конструкторских огрехов, наблюдается и при строительстве российских лодок. Правда, тут периоды более протяженные. «Северодвинск» строили 21 год — с 1993 по 2014 год. Но это было вызвано, прежде всего, длительным отсутствием финансирования. А также адаптированием советской разработки к более современным технологиям.
Вторая лодка, «Казань», была заложена в 2009 году, спущена на воду в 2017 году. И в этом году ожидается ее передача Северному флоту. Но и тут сыграло роль то, что на «Севмаше» осваивали, по сути, новую лодку, глубокой модернизации. Строительство «Новосибирска» идет быстрее, на полный цикл работ должно уйти 7 лет. Глядишь, шестую и седьмую лодку будут строить года за 4, а то и быстрее.
Нужно ли России догонять США по количеству современных, то есть относящихся к четвертому поколению, многоцелевых ударных лодок? По-видимому, надо. Потому что имеющиеся атомные субмарины третьего поколения — а их в ВМФ 24 единицы — уступают и «Ясеню-М», и «Вирджинии» по акустическим шумам и по возможностям ГАС обнаруживать противника на значительном расстоянии. Да и ракетно-торпедное вооружение не соответствует современным требованиям.
Вот количественный список ветеранов: 949А «Антей» — 8; 671РТМ «Щука» — 2; 945 «Барракуда» — 1; 945А «Кондор» — 2; 971 «Щука-Б» — 11. В этом строю параллельно идут два процесса. Некоторые лодки выводят из состава ВМФ. На прошлой неделе «приговорили» лодку проекта 671РТМ «Щука» «Даниил Московский», которая служила на Северном флоте с 1990 года. Некоторые лодки модернизируют, приближая их, насколько это возможно, к четвертому поколению. Обновляется оборудование, устанавливаются современные ракеты «Оникс» и «Калибр», а также тепловые торпеды «Физик».
Вполне понятно, что большая часть «ветеранов» в обозримом будущем будет выведена из состава флота. И им требуется замена. И для этого логично продолжить строительство лодок проекта «Ясень-М». Логично не только исходя из соображений качества, но и экономики, а также технологии. Североморский завод «Севмаш» в скором времени освоит все нюансы производства этой лодки и будет выпускать их с высокой ритмичностью.
На проектирование новых «Бореев» под крылатые ракеты придется потратить значительные средства. И времени на это уйдет изрядно. Затем длительное время новая лодка будет осваиваться в производстве. И параллельно, как водится, будут исправляться ошибки проектировщиков. Ну, а готовый продукт может быть получен в лучшем случае к концу 30-х годов.
Кому это выгодно? Несомненно, не флоту. И не судостроительной промышленности, поскольку гораздо удобнее «гнать» серию технологически отлаженных субмарин. Причем, тут вполне уместен и даже полезен американский опыт строительства лодок одного типа поблочно, по 5−8 лодок в блоке. При этом от блока к блоку повышается их качество за счет внедрения новейших технологических достижений.
Выгодно это, пожалуй, лишь КБ «Рубин». Работы по модернизации атомного стратегического подводного крейсера «Борей» до уровня «Борей-Б» не были утверждены. Лодка пятого поколения «Хаски», на которую КБ возлагало большие надежды, ушла к «Малахиту». В связи с чем остро встал вопрос о финансировании прославленного предприятия, долгие годы создававшего отечественные субмарины с баллистическими ракетами. Ситуация печальная.
Военные технологии: От «Хаски» до «Лайки»: На корабли ВМС США начнет охоту «собачья стая» русских субмарин
Военные новости: Военно-морской флот Китая догонит Россию через пять лет