Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

МиГ-35: Самолет, не вписавшийся в систему «свой-чужой»

Почему еще один новейший истребитель «не нужен армии»

22621

В Сети появилась фотография двухместного учебно-боевого истребителя МиГ-35УБ, построенного на Луховицком авиационном заводе им. П.А. Воронина, филиале РСК «МиГ». Это означает, что затянувшаяся подготовка государственных испытаний этой прекрасной машины подходит к концу.

В конце 2016 году в подмосковных Луховицах были построены два предсерийных опытных образца МиГ-35, которые были переданы на заводские испытания. В 2017 году было принято решение запустить на госиспытания 4 самолета, один из которых — спарка МиГ-35УБ. Испытания были запланированы на 2018 год. И первая пара истребителей приняла в них участие.

Однако первый самолет из дополнительной пары появился только сейчас. И испытания будут завершены лишь тогда, когда всех им требованиям просоответствуют все четыре истребителя. Сейчас этот момент запланирован на конец 2019 года. Государственные испытания должны проходить в Летно-исследовательском институте им. Громова в подмосковном Жуковском.

По окончанию госиспытаний должно начаться серийное производство МиГ-35 и МиГ-35УБ. Однако закупки самолетов Министерством обороны таковы, что они ставят под сомнение целесообразность проведения госиспытаний. Существует контракт на постройку шести машин. И это всё. Правда, в госпрограмме вооружений на 2018−2027 годы предполагается закупить 24 истребителя. Однако без конкретных контрактов эту цифру стоит воспринимать как заявление о благих намерениях.

Читайте также
Mitsubishi F-3: Японский истребитель превосходства над Америкой США предлагают самурайским инженерам ноу-хау F-35, но получают в ответ — «не надо»

При такой низкой серийности дешевый в производстве и в эксплуатации самолет неизбежно становится дорогим. А ведь миговцы проделали громадную работу не только по достижению прекрасных характеристик самолета, но и по удешевлению его эксплуатации. Она должна обходиться в 2,5 раза меньше, чем эксплуатация МиГ-29. Но это при условии, что создаваемая под новый самолет инфраструктура быстро окупится за счет массовости полетов.

Соответственно, и стоимость производства легкого истребителя, каковым является МиГ-35, ниже, чем тяжелого Су-35С. Но лишь при условии одинаковой серийности.

При этом из-за отказа от массовых закупок МиГ-35 со временем в ВВС РФ легкие истребители исчезнут как класс. Потому что уже сейчас необходимо начинать замену МиГ-29 на более современную машину. А со временем состарившиеся истребители МиГ-29 (всего их 125) начнут выводиться из строевых частей в массовом порядке. О необходимости замены всех старых машин на МиГ-35 периодически говорит руководство РСК «МиГ». Однако у Министерства обороны на этот счет иное мнение. В результате Россия может стать единственной страной в мире, в ВВС которой нет легких истребителей.

А они необходимы. Причем, согласно классической концепции строительства ВВС, их должно быть вдвое больше, чем тяжелых истребителей, к которым относятся Су-27, Су-30, Су-35 и Су-57. Резон тут такой. При боевых действиях высокой интенсивности и широкого масштаба убыль легких истребителей восполнить проще. Неслучайно США долгие годы уделяли большое внимание самолету F-16.

Однако, как считают в Минпромторге, у этого самолеты высокий экспортный потенциал. То есть будем строить его для других. Во время презентации истребителя на авиационно-космическом салоне МАКС-2017 29 стран заявили о своем желании приобрести новинку. Также есть перспективы того, что МиГ-35 в конце концов победит в эпохальном индийском тендере на закупку легких истребителей.

Так почему же эта машина попала в немилость к Министерству обороны? Думается, большую роль в дискредитации МиГ-35 сыграло мощное лоббирование своих самолетов конструкторским бюро Сухого. Также удар и по престижу, и по кадровому составу КБ нанесли и финансовые неурядицы, и громкие скандалы, вызванные крупными хищениями в компании в нулевые годы.

В результате неритмичной работы компания выставила в 2010 году на индийский тендер под видом МиГ-35 абсолютно сырой полуфабрикат со слабым двигателем и «подслеповатой» РЛС. К тому же тогда самолет не только не выпускался серийно, но и не прошел необходимые испытания. То есть был этакой «темной лошадкой», которая могла преподносить неприятные сюрпризы в случае запуска машины в серийное производство. В результате индийцы самолет забраковали. Забраковали абсолютно справедливо, пусть кто-то и начал поговаривать об «американских кознях».

Сейчас все готово в самом лучшем виде. То есть это уже совсем другой самолет. Хоть и с тем же прекрасным планером, унаследованным у МиГ-29. Но авионика уже совсем другая, благодаря чему истребитель относится к поколению 4++. И в нем немало признаков, по которым определяют принадлежность самолетов к пятому поколению.

Например, РЛС «Жук-А» имеет активную фазированную антенную решетку. Она позволяет обнаруживать истребитель на расстоянии до 200 км. Количество сопровождаемых целей — 30, обстреливаемых — 10. Разрешающая способность при картографировании местности — 1 м х 1 м. Радиотехнические характеристики РЛС не разглашаются. Но можно предположить, что в ней использован метод работы на разных частотах с пониженным выделением энергии с целью маскировки самолета. Кстати, в МиГ-35 частично, до ЭПР порядка 1 кв.м., снижена радиолокационная заметность. Также снижена и тепловая заметность.

Довели до ума и двигатель РД-33МК, который теперь удовлетворяет большинству требований, которые предъявляются к двигателям для самолетов пятого поколения. В нем используется плазменное зажигание, а также полностью цифровая система управления, которая оптимизирует все режимы работы и переходы между ними. В результате были повышены тяга (до 9400 кгс на форсаже) и ресурс, а также снижен расход топлива. Помимо этого существует модификация двигателя с отклоняемым в двух плоскостях вектором тяги, она может устанавливаться по желанию заказчика.

К завоеваниям миговских конструкторов в области бортового радиоэлектронного оборудования следует отнести использование не одной, а двух оптико-локационных станций с телевизионным и тепловизионным каналами. С помощью одной осуществляется обзор в передней полусфере. Вторая предназначена для нижнего обзора, что повышает эффективность борьбы истребителя с наземными целями.

Истребитель оснащен мощной системой обороны, которая включает в себя датчики облучения, комплекс радиоэлектронной борьбы, средства подавления тепловых ГСН ракет противника. Связная аппаратура позволяет использовать МиГ-35 в качестве командного самолета, осуществляя целенаведение для самолетов группы и иным образом помогая группе выполнять боевую задачу. БРЭО имеет открытую архитектуру, что максимально упрощает подключение нового оборудования, не прибегая к монтажу и отладке в заводских условиях.

Необходимо сказать, что МиГ-35 не так уж и легок, он относится скорее к классу средних истребителей. Его боевая нагрузка достигает 6,5 тонны. К вооружению относятся как корректируемые бомбы, так и высокоточные ракеты широкого спектра дальности. Разнообразное ракетное оружие позволяет и завоевывать господство в воздухе, и наносить точные удары по наземным и надводным целям.

Если сравнивать возможности МиГ-35 с Су-35С, которым усиленно заполняют строевые части, то следует признать, что легкий и динамичный микояновский истребитель, пожалуй, лучше по части маневренности. При условии, конечно, использования в нем модификации двигателя, имеющего отклоняемый вектор тяги. У него существенно — на 50 м/с — выше скороподъемность. И выше максимальная эксплуатационная перегрузка — 10 g против 9 g у Су-35.

Что же касается БРЭО, то у обоих самолетов оно самое новое, по большей части разработанное в Концерне радиоэлектронных технологий для этих двух самолетов. А РЛС у микояновской машины даже лучше, чем у Су-35С.

Читайте также
Минус 43%: Русская авиация свалилась в штопор Правительство пытается убедить нас, что падение отрасли — это нормально

Но «силовые» характеристики, такие как дальность полета, потолок, мощность ударов по наземным целям, количество ракет для воздушного боя, разумеется, у тяжелого истребителя Су-35С выше.

ЛТХ МиГ-35 и Су-35С

Масса пустого, кг: 11000 — 19500

Максимальная взлетная масса, кг: 23500 — 34500

Масса топлива, кг: 5830 — 11500

Боевая нагрузка, кг: 6500 — 8000

Тяга двигателей, кгс: 2×5500 — 2×8800

Тяга на форсаже, кгс: 2×9400 — 2×14500

Максимальная скорость на высоте, км/ч: 2400 — 2500

Максимальная скорость у земли, км/ч: 1400 — 1400

Боевой радиус, км: 1000 — 1500

Практический потолок, м: 17500 — 20000

Скороподъемность, м/с: 330 — 280

Управляемый вектор тяги: есть — есть

РЛС: АФАР — ПФАР


Военные новости: У «Борея» хотят отнять ракету «Булава»

Военные технологии: В России разрабатывают синхрокоптер

Последние новости
Цитаты
Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня