Вооруженные силы России до 2028 года получат 76 истребителей пятого поколения Су-57. В поставку также будут входить современные авиационные средства поражения и наземная инфраструктура. Об этом заявил Владимир Путин в ходе совещания по развитию ОПК.
По словам президента РФ, соответствующий контракт может быть подписан уже в ближайшее время. Это позволит переоснастить новейшими самолетами три авиационных полка. Стоимость контракта оценивается в 160−170 млрд. рублей. Российская оборонка не выполняла таких заказов 40 лет.
За день до сенсационного заявления самолет Путина на подлете к Ахтубинску сопроводила шестерка Су-57. Уже на земле в беседе с летчиками президент подчеркнул, что истребитель должен быть лучшим в мире. Все это напоминало пиар-акцию. Но если для развития нашего самолетостроения требуется президентский пиар…
Госпрограмма вооружения на 2011−2020 годы предполагала закупку 52 истребителей Су-57. Однако из-за экономической нестабильности планы Минобороны были уменьшены более чем втрое — до 16 таких машин. Теперь же они не только восстановлены, но и перекрыты с лихвой.
Столь резкое увеличение объема объясняется 20-процентной скидкой и внутренним перераспределением средств в Минобороны. Как пояснили «Коммерсанту», заработать на военных контрактах из-за низкой (3−5%) рентабельности у завода в Комсомольске-на-Амуре не получится, но заказ гарантирует загрузку мощностей на десятилетие вперед.
Тот факт, что работники авиапредприятия будут иметь стабильную работу, а Вооруженные силы новые самолеты не может не радовать. Однако Россия могла бы хорошо зарабатывать, продавая Су-57 на экспорт. Правда пока произведенный в России десяток Су-57 — штучный и поэтому дорогой товар.
А вот американцы, в отличие от нас, действуют с размахом, «клепая» свои F-22 «Раптор» и более продвинутые F-35 сотнями. Так, к лету 2018 года был произведен трехсотый по счету F-35, а к весне 2019 года оборонная компания Northrop Grumman сообщила, что выпустила уже 500-ю по счету центральную часть фюзеляжа для этого истребителя.
Массовое серийное производство позволяет американцам эффективно снижать затраты. Например, время, необходимое на постройку F-35A, снизилось со 108 тысяч человеко-часов в 2012 году до 41,5 тысячи в 2017 году. В два с лишним раза! Естественно, это снижает себестоимость самолета, а американская дипломатия дополнительно стимулирует продвижение F-35 на мировом рынке.
России следует учиться у «супостата». Крупносерийное производство Су-57 позволило бы снизить себестоимость и повысить прибыль от их продажи. И хотя ранее вице-премьер Юрий Борисов заявлял, что не видит смысла форсировать массовое производство Су-57, возможно сейчас, после президентской поддержки проекта, имеет смысл пересмотреть этот взгляд.
Потенциал Су-57 на внешнем рынке оценил главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов.
— Во-первых, экспорт Су-57 совсем недавно разрешили (в апреле 2019 года — авт.). Среди рынков наиболее близким вариантом может быть Индия. Ведь Индия сначала пыталась разрабатывать на базе Су-57 свой истребитель, а потом были разговоры, что они могут просто купить Су-57 в экспортном варианте.
После Индии подтянутся страны, которые уже эксплуатируют истребители семейства Су-27 и Су-30. Например, Алжир. Вьетнам может заказать. Допускаю, что и Китай закажет какое-то количество, как было с Су-35.
«СП»: — Наши самолеты должны бы продаваться как горячие пирожки. Они ведь дешевле своих американских аналогов в разы…
— Нет, это не так. Тот же F-35, который главный конкурент нашего Су-57, постоянно дешевеет. Для США он стоит уже меньше 100 млн. долларов. Конечно, экспортные цены нами варьируются, но отличие совсем не в разы. Вряд ли Су-57 на экспорт будет очень дешевым.
«СП»: — Он будет дешеветь только если будет крупносерийное производство?
— Да, но такой большой серии, как у F-35 не будет. США их производят уже по 100 машин в год. А у нас даже из того, что планируется заказать для своих Вооруженных сил, получается не более 8−10 машин в год. За счет только серийности мы точно не выгадаем.
«СП»: — Не опасно ли передавать новейшие технологии кому попало пусть и за большие деньги?
— В 1990-е Россия порой поставляла на экспорт то, чего не было в наших Вооруженных силах. Например, Су-30МКИ. Он уже только потом стал у нас Су-30СМ. Или модернизированные дизель-электрические подводные лодки, комплексы ПВО «Панцирь», которые вообще разрабатывались на деньги ОАЭ. Это было вызвано нехваткой средств у оборонки.
Сейчас же оборонные предприятия за счет того, что валютные контракты намного более рентабельны, чем гособоронзаказ, могут как-то сводить концы с концами. К тому же в случае экспорта более свободные условия траты заработанных денег. Если деньги со спецсчета гособоронзаказа можно тратить только на цели конкретного заказа, то по экспортным деньгам таких жестких требований нет.
О том, какие критичные технологии России придется защищать при экспорте Су-57, рассказал главный редактор портала MilitaryRussia.ru Дмитрий Корнев.
— Напомню, что проект создания Су-57 изначально рассматривался процентов на пятьдесят как экспортный. Он бы совместный с Индией. И до недавнего прошлого Индия рассматривала Су-57 как свой перспективный основной истребитель. Для его обозначения использовалась аббревиатура FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft — авт.). Индусы у себя внутри называли его индийско-российским самолетом. Хотя все понимали, что это была просто локализация российского истребителя.
Но в итоге Индия отказалась от проекта. Видимо, из-за цены и из-за того, что наши отказались передавать некоторые технологии. Возможно, свою роль сыграло и то, что Россия резко срезала количество самолетов, которое мы планировали вводить в свои Вооруженные силы. По логике покупателя, если страна-производитель сама не хочет такой самолет, то зачем его у нее покупать? Например, наши танки Т-72 индусы покупали тысячами, потому что он был основным нашим танком.
«СП»: — Вы упомянули возможный отказ России передавать потенциальным покупателям некоторые критичные технологии Су-57. Что конкретно относится к ним?
— Если на финальной массовой версии Су-57 будет двигатель нового поколения, который сейчас только проходит испытания (на текущих Су-57 он отсутствует), то он, безусловно, будет представлять ценность с точки зрения ноу-хау. Кроме того, защищать от распространения надо цифровой комплекс управления вооружениями, систему «свой-чужой».
Далее, радиолокационный комплекс. На Су-57 не один, а целый комплекс радиолокаторов. Панели фазированных антенных решеток находятся и в носовой части, и по бокам, и в «носках» крыльев. Все эти антенны и комплекс, который собирает с них данные и выводит информацию пилоту или другим самолетам, также являются объектом защиты.
Критичными технологиями могут быть также композитные материалы. Хотя после американского эмбарго на них есть подозрение, что Су-57 будет цельнометаллический. Это может отразиться на высокотехнологичности аппарата. Но это только предположение.
Также защите подлежат элементы конструкции, обеспечивающие малую радиолокационную заметность Су-57 и компоненты систем вооружений — самые современные ракеты, бомбы.
«СП»: — Получается, критично передавать все, что делает Су-57 именно истребителем пятого поколения. Как же быть?
— Придется чем-то жертвовать. Ведь если поставить на Су-57, например, слишком упрощенный радиолокационный комплекс, убрать часть антенн, то он потеряет свой почти круговой обзор радиолокационными средствами. Тем самым будет серьезно ограничен по функционалу комплекс вооружений. Двигатель предыдущего поколения ухудшит скоростные, разгонные характеристики, экономичность, хотя это и не фатально.
Так что, возможно, часть экспортных Су-57, поставляемых в страны, которым мы меньше доверяем, будет дифференцированы по составу оборудования.
«СП»: — А как поступают в этом смысле США? Американцы «клепают» свои F-35 для всех стран-покупателей одинаковые?
— Комплектация самолетов для разных стран отличается. Ключевые узлы, установленные на американских или британских самолетах, могут отсутствовать, допустим, на турецких F-35. Также это может быть вызвано совместными программами США с разными странами. Общая разработка, например, с Израилем, может ставиться только на его самолеты.
По мнению военного эксперта Бориса Рожина, поставки Су-57 российским Вооруженным силам станут важной частью подготовки к будущим войнам.
— Надо помнить, что заказ 76 самолетов Су-57 растянут на несколько лет. Для завода это выгодно — люди будут обеспечены работой. Тем временем, Су-57 поставленные в армию наверняка будут применяться в каких-то локальных конфликтах. Нынешних или будущих. И это станет определенной рекламой для Су-57. Экспортный потенциал этого самолета будет реализован благодаря не рекламным буклетам и роликам, а боевой работе. Так было с танками Т-90 после их участия в сирийской кампании.
Думаю, Су-57 вполне успешно сможет конкурировать с американским F-35 и за счет цены, и за счет того, что США не готовы продавать свой самолет всем подряд. Часть затрат на создание Су-57 таким образом будут отбиты за счет экспорта. Если раньше говорили, что машин закажут мало, но теперь ясно, что Су-57 окончательно доведут до ума и она станет одной из «рабочих лошадок» в будущих войнах.
Тем более, что обстановка в мире продолжает накаляться. Отношения с США каждый год деградируют. Мы наблюдаем крах ДРСМД. Скорее всего, то же самое ожидает и СНВ-3. Так что пока есть такая возможность, средства, лучше перевооружить армию новой перспективной техникой.
Военные технологии: F-35С против Су-35С: У кого «убийца радаров» убийственнее
Военные новости: Новейшие американские истребители оказались уязвимы перед птицами