США пришли к выводу, что ударный российский ракетный комплекс «Авангард» с гиперзвуковым маневрирующим блоком и межконтинентальная баллистическая ракета «Сармат» подпадают под действие Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). Об этом заявила Комитету по международным отношениям Сената замгоссекретаря США по контролю над вооружениями и вопросам международной безопасности Андреа Томпсон.
Томпсон проинформировала Сенат, что эти системы вооружений могут быть развернуты до февраля 2021 года — до момента истечения срока СНВ-3. Поэтому они «будет считаться существующими типами и будет подпадать под договор в соответствующий момент их цикла разработки».
«Более того, мы считаем, что и остальные три системы отвечают американским критериям „нового вида стратегических наступательных вооружений“ в рамках СНВ-3», -подчеркнула дипломат.
О каких конкретно системах идет речь, замгоссекретаря не сказала. Видимо, в Вашингтоне имеют в виду комплекс «Кинжал», оснащенный гиперзвуковыми ракетами, океанскую многоцелевую систему «Посейдон», а также крылатую ракету с ядерным двигателем «Буревестник».
Со своей стороны, Москва уверена, что новое российское стратегическое оружие не подпадает под действие СНВ-3. Ранее посол России в США Анатолий Антонов четко обозначил российскую позицию: «Это не является предметом договора». Посол добавил, что российская сторона не отказывается обсуждать с Вашингтоном свои новые ударные системы в рамках двустороннего диалога по стратегической стабильности. Однако, по его словам, США не хотят пойти на такой шаг.
Напомним: действие десятилетнего договора СНВ-3 истекает в 2021 году. Подписав документ, США и Россия обязались в течение семи лет сократить свои стратегические наступательные вооружения. Согласно договору, на вооружении стран-участниц могут оставаться по 700 межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет подводных лодок и тяжёлых бомбардировщиков. Допустимое суммарное количество пусковых установок ограничивается 800 единицами. А развернутых ядерных боезарядов — 1550 единицами.
СНВ-3 может быть продлен на пять лет, но для этого стороны должны приступить к переговорам уже сейчас — об этом ранее заявил российский президент Владимир Путин. Однако американская сторона до сих пор не предприняла никаких конкретных шагов для начала обсуждения.
Проблема в том, что часть американских политиков рассматривает продление СНВ-3 как инструмент давления на Москву. В команде Дональда Трампа популярно мнение, что США должны выйти из всех договоров, которые связывают американцам руки. Эти настроения разделяет и значительная часть законодателей.
Так, в 2018 году конгрессмен Лиз Чейни и сенатор Том Коттон внесли в нижнюю палату законопроект, запрещающий выделять финансирование на продление СНВ-3 до тех пор, пока Россия не согласится сократить свои тактические ядерные вооружения и распространить действие договора на новейшее оружие.
Чего добиваются США, согласимся ли мы с аргументами американцев?
— Трамп и его администрация хотят демонстрации видимых внешнеполитических успехов, — считает эксперт Российского института стратегических исследований (РИСИ) Сергей Ермаков. — Не за горами следующая президентская гонка, и Трампу нужно показать: его политика диалога с позиции силы приносит плоды. Значит, все было сделано правильно — в отличие от демократов и лично Барака Обамы. Это означает, что Трампу нужен новый договор о сокращении стратегических наступательных вооружений.
Замечу: принципиальное отличие трамповской внешней политики от обамовской — бОльший накал воинственной риторики и информационного давления. При этом Трамп границ не переходит. В российско-американских отношениях, на мой взгляд, работает тот же принцип.
Думаю, после демонстративного давления на Москву со стороны США последуют попытки договориться. В итоге будет объявлено, что Америкой одержана великая дипломатическая победа.
«СП»: — Почему вы в этом уверены?
— С точки зрения режима контроля над вооружениями, США не заинтересованы в возникновении ситуации непрозрачности. Особенно это касается отношений с Россией.
Да, американцы выстраивают режим контроля, исходя из выгоды для своих национальных интересов. Да, они никогда не пойдут договариваться там, где у них преимущество — где, как они считают, что нет предмета для переговоров. Но с СНВ-3 ситуация иная. Россия продемонстрировала способность представлять для США вызов. В том числе — в области перспективных вооружений. И это стало для Вашингтона неприятным сюрпризом.
Неслучайно в апреле Пентагон призвал продлить СНВ-3. С таким заявлением выступил глава Стратегического командования ВС США генерал Джон Хайтен. По его мнению, взаимные обязательства между ядерными державами должны быть сохранены. И для этого представителям Госдепа следует провести переговоры с российскими дипломатами, сказал Хайтен.
Переговоры предполагаются жесткие. Штаты хотят достичь соглашений, которые снимут неопределенность относительно того, что Россия в плане вооружений имеет? И чего сможет достичь лет через десять? Как максимум, американцы хотят включить в режим контроля еще и Китай.
«СП»: — Разве это достижимо?
— Сделать это сложно. На мой взгляд, одна из причин, по которой 2 февраля США приостановили выполнение условий ДРСМД, — как раз попытка надавить на Москву. Чтобы мы содействовали включению Китая в договорную базу. Чтобы Пекин поменял свою точку зрения, и стал рассматривать контроль над вооружениями как часть своей политики.
Это многоходовая комбинация, которую Трамп и его администрация пытаются сейчас реализовать. Россия в ней отчасти заинтересована. Добавлю, что контроль над вооружениями — одна из немногих областей, в которых у России и США сохраняется если не партнерство, то полноценное взаимодействие.
«СП»: — Зачем США притягивают к СНВ-3 наши «Авангарды» и «Сарматы»?
— Американцы пытаются «сложить в одну корзину» все ядерное оружие, включая тактические ядерные вооружения и перспективные вооружения, включая гиперзвуковые. При этом их максимальная задача — вывести из этих соглашений свои системы ПРО. Эти цели прямо противоположны тому, чего хочет Россия.
Мы не раз заявляли, что рассматриваем в едином комплексе и оборонительные, и наступательные стратегические системы. Наша позиция по этому вопросу принципиально не меняется в течение многих лет. Еще в преамбуле договора по ПРО 1972 года записано, что стратегические наступательные и оборонительные вооружения увязаны.
Думаю, тем не менее, какие-то подвижки в этом пункте возможны. И Трамп, не исключено, получит козырь — сможет громогласно объявить, что добился небывалых внешнеполитических успехов. Смог продавить Россию, и изменить СНВ в угоду американским интересам.
— Договор СНВ-3 ограничивает количество развернутых носителей и ядерных боеприпасов к ним, — напоминает академик Академии геополитических проблем, бывший начальник Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ генерал-полковник Леонид Ивашов. — Но мы в этом договоре сделали важную оговорку, обозначив наши условия: если вы, господа, не закроете систему ПРО, мы оставляем за собой право выйти из соглашения. Иначе получается неравноценная защита — количество носителей и боезарядов будет одинаковым. Но одна сторона будет прикрыта системой ПРО, а другая — нет.
Есть и другой важный момент. В договоре сказано, что при возникновении непонимания стороны садятся за стол переговоров и проводят консультации.
На деле, заявления американской стороны о возможном выходе из СНВ-3, я считаю, не должны нас даже настораживать.
«СП»: — То есть, если американцы будут настаивать, что «Сарматы» и «Авангарды» подпадают под соглашение, а мы не будем держаться за него любой ценой?
— Новые разработки не подпадают под СНВ-3. В договоре идет речь о носителях баллистического типа. А по «Сармату» — пожалуйста, мы не превышаем обозначенные в соглашении лимиты по боезарядам и носителям.
Причем, здесь надо понимать: заключая СНВ-3, мы пошли американцам навстречу. Ради политических, я считаю, иллюзий, мы жестко не поставили вопрос об их противоракетной обороне. Более того, мы отдали по этому договору США право требовать от нас данные по каждому нашему испытательному пуску новых ракет.
Американцы аналогичной информации, особенно по баллистическим ракетам, нам не дают: у них новых ракет нет. А у нас новых ракет — целая серия. И мы параметры их испытаний передаем США, по сути, безвозмездно.
Так что, если американцы поставят вопрос о выходе из СНВ-3 — бояться этого не нужно. Или даже нам самим на определенном этапе можно поставить так вопрос. Заявить: «Поскольку США наращивают систему ПРО, наращивают и развертывают вокруг российских границ крылатые ударные высокоточные ракеты — мы можем пойти на выход из СНВ-3. Причем, без какого-либо ущерба для себя».
Но, полагаю, Кремль считает: пусть это все-таки сделают американцы.