Разведка США считает, что Россия выпустит не более 60 комплексов «Авангард» — межконтинентальных баллистических ракет с гиперзвуковым маневрирующим боевым блоком. Причина — острая нехватка комплектующих из углеродного волокна. Об этом сообщается в материале, опубликованном 1 июля на сайте телеканала CNBC.
«Россия будет производить только несколько единиц гиперзвукового оружия, которое, как хвастался президент Владимир Путин, находится уже в серийном производстве. Кремлю трудно найти источник важнейших компонентов углеродного волокна, необходимых для производства гиперзвуковых блоков», — утверждает CNBC со ссылкой на людей, знакомых с отчетом американской разведки.
CNBC напоминает, что в октябре 2018 года уже сообщал о проблемах с поставками углеволокна для «Авангарда». По словам собеседника телеканала, корпус аппарата не выдерживал нагрева при повторном входе в плотные слои атмосферы, что приводило к сбою в работе внутренних систем.
«Русские продолжают сталкиваться с проблемами, именно поэтому они так долго проводят летные испытания системы», — заявил тогда CNBC Ханс Кристенсен, директор Проекта ядерной информации в Федерации американских ученых.
И вот сейчас, спустя восемь месяцев, американский телеканал вернулся к «Авангарду». «Согласно докладу американской разведки, подготовленному месяц назад, Кремль до сих пор не смог найти альтернативный материал из углеродного волокна. Ожидается, что они сделают не более 60 единиц этого гиперзвукового оружия, просто потому, что это слишком дорого», — утверждает собеседник CNBC.
Напомним, впервые о гиперзвуковом боевом блоке президент Путин рассказал в ходе послания Федеральному собранию в 2018 году. По его словам, комплекс способен поражать цели из космоса «как огненный шар».
В мае 2019-го командующий Ракетными войсками стратегического назначения Сергей Каракаев заявил: РВСН начали получать комплексы «Авангард», они встанут на боевое дежурство уже к концу 2019 года. Командующий также сообщил, что в Ясненском ракетном соединении (Оренбургская область) уже создана инфраструктура для ракетного полка с комплексом «Авангард».
На фоне этих заявлений материалы CNBC могли бы выглядеть откровенной пропагандистской «уткой». Если бы не одно «но».
Дело в том, что «Авангард» — не первое изделие, производство которого сталкивается со сложностями из-за отсутствия отечественного углеволокна.
В январе 2019 санкции США перекрыли поставки из Америки и Японии материалов для композитного крыла самолета МС-21. Речь идет о компонентах производства американской Hexcel и японской Toray Industries. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и «Ростех» пытались найти возможность выпуска аналогов в России, но пришли к выводу: для этого нужны длительные опытно-конструкторские работы и сертификация, что может задержать запуск самолета в серию с 2020 года на несколько лет. Согласитесь, это немного похоже на ситуацию с «Авангардом».
На размышления наводит и другая история. 25 июня стало известно, что правительство РФ может отказаться от серийного производства космических аппаратов «Глонасс-К». Причина — ограничения на закупки зарубежных комплектующих и невозможность оперативно изготовить российские аналоги.
С учетом сказанного, доклад разведки США может оказаться правдой. Пусть не 100-процентной, но весьма неприятной.
— Действительно, по ряду материалов и компонентов отставание России от Запада чудовищное, особенно если речь идет о весьма высокотехнологичных компонентах, — отмечает научный сотрудник НИИЯФ МГУ, заместитель главного конструктора комплекса научной аппаратуры Василий Петров. — С другой стороны, что-что, а производство углеродного волокна и композитных материалов у нас вполне развито — в ряде отраслей.
Здесь надо понимать: не вполне корректно сравнивать потребности гражданской авиастроительной отрасли и военной.
Когда вы проектируете новый самолет, конкуренция жутчайшая. Несмотря на все проблемы «Боинга», корпорация остается монстром, которого так просто с рынка не подвинешь. Не подвинешь и «Эйрбас», и даже более мелких авиапроизводителей, с которыми по всему миру вам придется конкурировать.
И вот тут основной вопрос — ценообразование. Для самолетов крайне важно не только качество материала, но и совокупность факторов: цена производства, логистика, количество субподрядчиков, технологические цепочки и даже юридические моменты.
Например, принято считать, что в Sukhoi Superjet 100 очень много импортных узлов и агрегатов не потому, что мы не можем производить свои. Таким способом производители хотели SSJ 100 не просто удешевить, но и обойти ряд трудностей при его сертификации.
Замечу, в спутникостроении примерно та же история. У вас надежность изделия складывается, в том числе, из надежности отдельных компонентов. И если вы делаете изделие из компонент, которые имеют необходимые сертификаты, вы можете сэкономить на собственных проверках этих узлов.
Для гражданских самолетов производители могут — даже в ущерб цене и логистике — выбирать производителей компонентов, у которых есть опыт поставок именно для самолетной отрасли. В конечном итоге это сокращает траты.
А вот перед военными вопрос цены стоит гораздо менее остро. Конечно, когда у вас стоимость комплекса чудовищная — производители и разработчики будут немного экономить, чтобы влезть в бюджет. Но не более того.
«СП»: — То есть, для производителей «Авангарда» найти нужный углепластик — не проблема?
— В случае с «Авангардом» речь идет о выпуске нескольких десятков комплексов. Максимум — нескольких сотен.
По большому счету, «Авангард» — это оружие сдерживания. Такие комплексы не нужно производить десятками тысяч — это не патроны и не винтовки. Его задача — стоять на вооружении и показывать: если дойдет до применения, много кому станет очень плохо.
В таком случае цена поставки не критична. С другой стороны, в наших ракетах — например, тех же «Союзах» и «Протонах» — очень приличная часть корпуса из стекловолокна и углепластика. У многих наших космических аппаратов корпуса также состоят из углепластиковых панелей — сложных многослойных композитов.
Все это говорит о том, что такие производства у нас имеется. Другой вопрос, насколько эти производства перегружены, и откуда они берут исходное сырье.
Но сдается мне, что в России на несколько десятков — или даже сотен — изделий класса «Авангарда» углепластик найдут. Конечно, этим материалам придется пройти этап испытаний и технологической отработки, но все это — решаемые вопросы.
«СП»: — Другими словами, CNBC сгущает краски?
— Критические заявления по новейшим российским вооружениям звучат из идеологических рупоров наших геополитических соперников. Поэтому я отношусь к ним скептически.
— CNBC преувеличивает наши трудности, — уверен и ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. — Так, США заблокировали поставки нам углеродистого волокна. Но в марте вице-премьер Юрий Борисов заявил об успешной разработке российских образцов частей центроплана и кессона крыла из композитов для самолета МС-21 — уже без использования американских материалов. Борисов особо подчеркнул, что перепроектировать конструкцию крыла МС-21 из-за замены материалов не потребуется. По его словам, при оптимистичном раскладе с 2021 года можно будет начать поставку заказчикам МС-21 с «импортозамещенным» крылом и оперением.
Поэтому, думаю, и с углеродистым волокном для «Авангарда» у нас будет все в порядке. Другое дело, что американцы так уверенно пишут — наверное, хотят выманить у нас информацию: из чего все-таки сделан «Авангард»?
Я сильно сомневаюсь, что американцы реально знают, из чего сделан гиперзвуковой блок. Какое там покрытие, какие материалы используются. Используется ли углеродное волокно, которое шло на МС-21, или вообще используется керамика, которая стояла у нас еще на «Буране»? Эту керамику мы разрабатывали самостоятельно, и вполне могли восстановить производство за это время.
Так что я бы не придавал серьезного внимания публикации CNBC. Разведка США, небось, рассчитывает, что наши специалисты бросятся опровергать: у «Авангарда» не из того материала блок сделан, а из этого — и доставят разведывательную информацию.
Но российская сторона, надо думать, ничего говорить не станет — не купится на такую примитивную разводку.
«СП»: — Американцы также пишут, что «Авангард» слишком дорог, и мы не сможем выпустить более 60 комплексов. Этого достаточно, с точки зрения обороноспособности России?
— «Авангард» система дорогая — тут и спорить не о чем. Но таких комплектов много и не надо. Это система первого удара, ее цель — вывести из строя основные компоненты американской стратегической системы ПРО и системы военного управления. То есть, поразить Пентагон, ПВО США, выбить основные радиолокаторы ПРО — их всего несколько штук. Плюс нанести удар по районам пусковых установок американских противоракет.
Таким образом, американская ПРО и система военного управления будут сведены к нулю. Они будут ослаблены настолько, что не смогут эффективно противостоять нашему ответному удару.
Поэтому даже если у нас будет 60 «Авангардов» — этого вполне достаточно для решения задач. К тому же я думаю, что их может быть больше.
Повторюсь, штамповать слишком много «Авангардов» не имеет смысла. Потому что вторая волна нашего ядерного удара может наноситься обычными ракетами — им уже ничто не помешает достигнуть целей.
Военное обозрение: Действительно ли иранский"Хордад-15″ - конкурент С-400
Военные новости: Эрдоган: С-400 будут в Турции через 10 дней