Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Битва военных технологий: Русская ЗРС С-500 против «Черного дрозда 2.0»

Гиперзвуковой самолет-шпион ВВС США SR-72 готовится пролететь над Россией. Чем будем сбивать?

21537

В последнее время в прессе США участились публикации о совершенно секретном гиперзвуковом летательном аппарате SR-72. О новом американском воздушном чудо-шпионе написали известные заокеанские СМИ, специализирующие на военной тематике. Такие, как National Interest, Military.com, Popular Mechanics, Air & Space и другие. Все они в восторге: «Черный дрозд 2.0» (должен заменить SR-71 «Черный дрозд» — авт.) мало того, что вроде бы реализован в прототипе, так еще якобы подтвердил свои гиперзвуковые «способности».

В Пентагоне утверждают, что SR-72 спроектирован не только как разведывательная платформа — он должен иметь потенциал для запуска крылатых ракет. И, следовательно, является важной частью стратегической программы «быстрого глобального удара».

Судя по индексу, SR-72 представляет собой модификацию SR-71, который разгонялся до скорости чуть больше 3300 км/ч, то есть в пределах 3 M. По американским источникам, «Черный дрозд» в принципе мог лететь еще быстрее, но ограничивающим фактором стала запредельная температура на входе в четырёхступенчатый компрессор. Были и другие проблемы, но они худо-бедно решены.

Читайте также
Тяжелая судьба легкого транспортного самолета Ил-112 В Компания «Ильюшин» борется с лишним весом новинки и с некомпетентностью в Минобороны РФ

В конце 80-х годов прошлого века «Черный дрозд» был фактически надолго «сбит» российским истребителем-перехватчиком МиГ-31. Естественно — в переносном смысле. Поскольку скорость русской «Лисьей гончей» (по кодификации НАТО) оказалась сопоставима с SR-71 и позволяла производить перехват американского чудо-самолета. Короче: в США эту почти готовую разработку сняли с производства в конце 1998 года.

Впрочем, ВВС США не отказались от мысли создать более быстрый шпионский летательный аппарат. В начале «нулевых» периодически появлялись сведения о неких секретных работах по совершенствованию ракетопланов X-plane. Прежде всего — знаменитой модели-рекордсмена Х-15 с прямоточным воздушно-реактивным двигателем (ПВРД).

Для сведения: эта программа официально была закрыта почти полвека назад, но её достижения до сих пор впечатляют.

Напомним, ракетоплан X-15А #3 (бортовой номер 56−6672) достиг максимальной скорости — 7274 км/ч и поднялся на высоту 107,96 км. С точки зрения военно-политической рекламы все было просто замечательно. Да, после суборбитального полета ремонту подлежала силовая установка и корпус, но информация подавалась вполне положительно. Мол, выявились некоторые проблемы, которые требовали решения.

Правда, компания North American Aviation, разработчик X-15, по сути, обанкротилась. И после слияния с Rockwell оказалась частью корпорации Boeing в виде дочерней фирмы Boeing Integrated Defense Systems. Именно она разработала боевой челнок Boeing Х-37. «Свободная Пресса», кстати, писала о нем, как о существенной угрозе безопасности России. Можно смело предположить, что труды по созданию Х-15 оказались не напрасными.

С другой стороны, длительная история с «живыми» «движками» X-plane, с помощью которых достигались скорости 5,8 МАХ, тоже получила продолжение. Вряд ли янки забыли о достигнутых результатах и «заморозили» пусть и сырые, но все-таки гиперзвуковые технологии.

Поскольку собственником проекта X-plane являются ВВС США, то Пентагон вправе передать гиперзвуковые секреты разработчику SR-72, который остро нуждается в ПВРД. Тем более — дизайны обоих самолетов схожи.

И вот корпорация Lockheed Martin, согласно ряду публикаций в американских СМИ, уже построила «демонстрационный прототип «Черного дрозда 2.0». Который, как ожидается, вскоре пройдет первые летные испытания. Как пишет журнал Aviation Week, «в начале июля беспилотный самолет в уменьшенном масштабе был замечен на заводе ВВС № 42 в Палмдейле, штат Калифорния, где расположена штаб-квартира легендарного подразделения Skunk Works ключевого оборонного подрядчика Пентагона».

Орландо Карвалью, исполнительный вице-президент Lockheed Martin по аэронавтике, заявил корреспонденту Aviation Week: «Соединенные Штаты находятся на грани гиперзвуковой революции». О деталях он, само собой, не сообщил. Но издание предположило, что рубеж 5 М уже преодолен. И что новый самолет способен достигать скоростей 9 М — «быстрее, чем все, что сегодня летает, за исключением нескольких ракет дальнего радиуса действия, выставленных противниками Америки».

Обращает на себя внимание тот факт, что первое упоминание о почти готовом прототипе SR-72 и о скором его полете появилось еще два года назад. Но воз и ныне там. Учитывая практику американских инженеров «постоянно экспериментировать», отсутствие какой-либо информации говорит, скорее, об инженерных проблемах, чем о секретности. Как-никак, похвастаться за океаном тоже очень любят.

Если же копнуть глубже, то есть окунуться во времена ракетоплана Х-15, то на сайте NASA можно найти любопытную информацию о прямоточном воздушно-реактивном двигателе, разгонявшем самолет до 5,8 М. Речь идет о модели Х-15А. Оказывается, установленный на ней ПВРД «питался» топливом на основе водорода. Для подъема на высоту 21 км на скорости 2 М ему требовалось примерно 12 тонн горючего в двух подвесных емкостях. И только потом ракетоплан ускорялся за счет топлива, которое заполняло почти весь корпус самолета. По сути, он представлял собой сплошной летающий бак с небольшой кабиной для пилота. Нести ударные ракеты Х-15А не мог: конструкторы всем жертвовали во имя гиперзвука.

После первого полета на аэродром чудом вернулся обугленный самолет с разбитым движком от попавшего в него куска хвостового оперения. Он уже не поднялся в воздух. В ноябре 1967 года новый борт Х-15А под индексом #3 отправился в запланированный исследовательский полет для оценки системы управления наддувом. Во время экстремального ускорения на скорости свыше 5 М электроника «сошла с ума». Самолет вошел в атмосферу поперек траектории полета. Летчик погиб.

Трагическое событие, а также последующий анализ, похоронили проект. Руководство программы решило больше не летать на Х-15А, признав, судя по всему, трудности непреодолимыми. Однако с тех пор прошло почти 50 лет — срок вполне достаточный, чтобы разобраться с проблемами ПВРД.

Читайте также
Атомный российский «Лидер»: один в море не воин Северное ПКБ создает самый мощный в мире надводный боевой корабль. Но ВМС США побьют его числом

С одной стороны, Х-15А, хоть и обогнал SR-71, стал, по сути, одноразовым и чрезвычайно опасным самолетом. С другой — его движок, пусть и являлся прожорливым, тем не менее, обеспечивал стабильную гиперзвуковую скорость. С учетом того, что «Черный дрозд 2.0», если верить заявлениям из-за океана, будет летать быстрее 5 М, можно предположить, что на него установят модификацию водородного ПВРД из программы X-plane.

С другой стороны, уменьшенный прототип SR-72 даже не поднимался в воздух, хотя руководство Lockheed Martin уже презентовало «гиперзвуковую революцию». Зачастую такие громкие заявления обычно делаются, когда проекты «висят на волоске».

Так или иначе, но на объявленные угрозы, в том числе и потенциальные, Россия обязана реагировать. Как и в случае с боевым «челноком» Boeing Х-37 ответом может быть наша новейшая зенитно-ракетная система (ЗРС) С-500. Причем, только с ракетами, способными угнаться за гиперзвуковыми самолетами. То, что SR-72 являет собой, по сути, летающий топливный бак, упрощает задачу перехвата.

В то же время напрашивается вывод, что гонка вооружений уверенно перемещается в область гиперзвука — невероятно дорогого и высокотехнологического боевого средства поражения. Проиграть в ней Москва просто не имеет права.

Ясно также, что лидеры — Россия, США и Китай — уходят в отрыв от армий других стран, чья реальная безопасность де-факто таким образом теперь обесценивается практически до нуля. Изменения можно сравнить с переходом на огнестрельные ружья, когда остальные сражаются луками и стрелами.

Последние новости
Цитаты
Александр Корбут

Вице-президент Российского зернового союза

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня