Руководство ВВС Индии, а также одна из первых индийских женщин-пилотов, осмотрели и протестировали симулятор кабины истребителя F-21, производимого американским аэрокосмическим гигантом Lockheed Martin. Об этом сообщила популярная деловая индийская газета The Economic Times, известная многозначительными информационными взбросами от «авторитетных анонимных источников». Теми самыми, за которыми обычно выглядывают «уши» правительства этой страны.
Что интересно: впервые издание такого уровня назвало F-21 главным претендентом на победу в многолетнем тендере MMRCA (Medium Multi-Role Combat Aircraft) на покупку 114 ультрасовременных «средних многоцелевых боевых самолетов» для ВВС Индии. Конкуренцию «американцу», по мнению The Economic Times, составят F/A-18 Boeing и Rafale от Dassault Avia.
Российского истребителя МиГ-35, который наши СМИ поспешили назвать фаворитом конкурса MMRCA, в этом списке, как видите, нет. Хотя вскользь в статье о нем и упоминается.
Похоже, дело не в том, хорош МиГ-35 или плох. В местной прессе можно найти статьи, в которых прямо говорится: «Основная цель тендера — это диверсификация. МиГ-35, вероятно, является наименее предпочтительным кандидатом именно по этой причине».
Это мнение не изменилось после тестов при запуске двигателей в разреженной атмосфере гималайского города Лех (высота 3524 метра над уровнем моря — авт.). На видео, размещенном организаторами испытаний, видно, что движки МиГ-35 запустились без проблем. Однако ответственные за контракт лица признались, что четыре из пяти самолетов, участвующих на этом этапе MMRCA, столкнулись с проблемами при запуске в разреженной атмосфере.
После чего руководству ВВС Индии пришлось просить производителей провести изменения в топливных системах самолетов. При этом ни один самолет почему-то не был дисквалифицирован. Хотя тесты в Гималаях изначально назывались приоритетными.
Загвоздка в том, что, как пишут американцы, истребитель F-16 Block 60 тоже преуспел в этих испытаниях. «Хорошая новость для Техаса», — так отреагировали в США.
Что касается МиГ-35, то кому-то из индийцев привидился черный дым во время пуска двигателя, хотя на видео все выглядит гладко. Значит ли это, что правы те эксперты, которые пророчили провал МиГу, независимо от результатов испытаний MMRCA? Если — да, то — почему?
«Индийцы эксплуатировала оригинальный истребитель МиГ-29Б на протяжении десятилетий, — пишет издание Battle Machines. — Они были впечатлены его маневренностью, и теперь „тридцать пятому“ обещали то, чего не хватало в „двадцать девятом“ — передовую авионику. Но за спиной русских индийцы говорят, что микояновское бюро — всего лишь тень его прежнего „я“. У него не было никаких крупных заказов, и российскому правительству пришлось несколько раз выручать его».
Другими словами, многолетний перекос заказов Минобороны РФ в сторону боевых самолетов фирмы «Сухой» потенциальные иностранные покупатели МиГов восприняли как плохую новость для самолетов микояновцев. Но самое главное — в Индии считают, что многоцелевой истребитель, который будет выбран победителем по программе MMRCA, должен стать основой для разработки собственного индийского самолета 5-го поколения. Видимо, это есть главная причина недавнего отказа индийцев от совместной с Москвой разработки российского истребителя пятого поколения Су-57.
Словом, Нью-Дели «настаивает, прежде всего, на западных технологиях в качестве ступеньки для своей программы MCA, которая, в свою очередь, должна стать противовесом зависимости от России».
Вот и получается, что Нью-Дели даже готов переплатить за не самый лучший боевой самолет, лишь бы получить американскую или европейскую «начинку», а также инновационные сборочные линии. С целью в перспективе производить уже свои ультрасовременные самолеты в «противовес России». И, само собой, — Америке и Франции.
В пользу этой версии говорит факт, что Индия давно имеет российские линии для производства истребителей Су-30. Их же, по идее, она могла бы использовать и для выпуска МиГ-35. Казалось, почему бы не сэкономить огромные деньги?
Видимо, на это и рассчитывала Москва, когда так верила в победу именно нашего самолета в очень лакомом в финансовом отношении тендере. Но, как оказывается, у восточного покупателя своя логика.
С другой стороны, на индийских форумах можно прочесть сегодня, что западное оружие «невероятно переоценено. Посмотрите на ВВС Индии! В самолетах стоит, в основном, российская авионика. Вопрос: почему Индия не выбрала европейские системы? Если они настолько хороши, могли бы заменить, не так ли?».
Об затянувшейся индийской саге МиГ-35 написаны сотни статей, поэтому нет особой нужды погружаться в технические детали. Тем не менее, напомним, что в 2007 году, когда Россия продвигала свой истребитель МиГ-29, как прообраз более перспективного самолета МиГ-35 (для программы Aero India-2007, перешедшей в тендер MMRCA — авт.), страну возглавлял Индийский национальный конгресс (ИНК). Партия, которую ориентировалась на Москва еще с советских времен. Поэтому если бы ИНК нынче оставался у власти, то многомиллиардный заказ на истребители был бы у КБ Микояна в кармане. Однако в 2014 году премьер-министром стал Нарендра Моди, руководитель весьма националистических убеждений. К тому же — хороший управленец.
Именно при нем началась компания очернения российских военных самолетов Микояна. Тем более, что повод был существенный. В 2013 году в ВВС Индии разбились сразу два МиГ-29: 24 июня и 8 ноября.
С учетом тогдашних проблем по обслуживанию индийского флота МиГов, в Нью-Дели все чаще зазвучали мрачные прогнозы, что «тридцать пятого» вообще Россия никогда не доведет до ума. Дошло до того, что в недавнем опросе индийских СМИ российскому боевому самолёту отдали предпочтение лишь 15% опрошенных. В то время, как «французу» — 63%.
Все это говорит, впрочем, также и об огромном интересе индийцев к конкурсу.
Сегодня по результатам тестирования в общей сложности по 643-м параметрам, как утверждает Battle Machines, составлено предварительное ранжирование претендентов на «корону MMRCA» Строй претендентов на победу выглядит так:
Typhoon
Rafale
Gripen
F/A-18E
F-16
МиГ-35.
Здесь важно сделать оговорку: даже ярые критики русской машины признают, что без политики не обошлось. Что касается руководства ВВС Индии, то оно склонно к гораздо более универсальным самолетам семейства Су-27, чем ко всем вышеуказанным лидерам.
По мнению индийских летчиков, главные претензии к МиГ-35 заключаются в малой по сравнению с другими самолетами дальностью полета и недостаточной скрытностью в воздухе для средств ПВО противника. А чтобы воспользоваться, говорят они, явным преимуществом в воздушном бою нашей машины перед конкурентами (непревзойденной маневренностью) пилотировать ее должен летчик-уникум. А такие в авиации, как говорится, «штучный товар». Где же научить так великолепно летать не одного аса, а большое количество военных пилотов?
Теперь самое время вернутся к новости The Economic Times о поставке в Индию симулятора кабины американского истребителя F-21, на котором можно сколько угодно тренироваться в условиях, максимально приближенных к боевым. «Свободная Пресса» подробно останавливалась на этом самолете, пророча ему «победу» над МиГом в тендере MMRCA.
Напомним, 20 февраля 2019 года корпорация Lockheed Martin так презентовала этот истребитель: «Специально сконфигурированный для ВВС Индии F-21 предоставляет уникальные возможности для программы „Сделай в Индии“ и укрепляет путь Индии в будущее передовой авиации». «Предлагаемое компанией Lockheed Martin партнерство по проекту F-21 ускорит сотрудничество Индии и США в области передовых технологий».
О чем вообще речь и насколько опасен для нашего МиГа американский конкурент? Речь о произведенной за океаном переработке старенького «атакующего сокола» F-16 Fighting Falcon, чья технологическая платформа создана аж 41 год назад. Если МиГ-35 является представителем поколения 4++, то F-21 — 4+.
Несмотря на это, американцы все-таки могут победить в споре с микояновцами, поскольку вместе с сильно постаревшим «соколом» передадут индийцам и технологии новой авионики, и эффективные симуляторы. Именно то, что очень хочет получить правительство Моди.
Таким образом, давно всем известное отставание России от США в области IT-технологий практически перечеркнуло российскому производителю все другие его достижения.
Похоже, этот воздушный бой с Западом мы все же проиграли.