В Сирии так и не смогли принять пенсионную реформу. Она должна была повысить пенсионный возраст, как это сделала Россия год назад. Дамаск тоже пытался провести подобную пенсионную реформу. Были предложения сделать это несколькими способами. Первый — стандартный, он же российский: просто поднимают возраст и все, а второй подразумевал увеличение необходимого стажа. Суть от этого не меняется, так что народ при любом варианте будет недоволен, потому что его фактически лишают денег
Такая необходимость у властей Сирии появилась в связи с расширением подвластным Дамаску территорий. Чем больше городов и сел ты контролируешь, тем больше людей вынужден обеспечивать. Можно было бы подумать, что в разваленной войной САР правительство давным-давно забыло о народе, однако это не так. Да, права и свободы регулярно ущемляются, и даже не надо гадать почему, однако в плане выплаты пенсий и других пособий Дамаск очень ответственен. Да, тот самый Башар Асад, которого полмира обзывает душегубом, платил пенсии на протяжении всего периода гражданской войны (за исключением нескольких месяцев — авт.). Платит и сейчас.
Как выше упоминалось, платить он теперь должен в разы больше. Раньше из крупных городов у него был только Дамаск, который не пал под натиском фанатиков Багдади (лидер исламского государства* - авт.), затем появилось Алеппо, Дэйр-эз-Зор и так далее. А ведь еще есть куча мелких городов, села и лагеря беженцев, кое-где до сих пор функционирующие. И везде живут граждане Сирии, обездоленные, униженные и крайне нуждающиеся. Среди них много стариков. И вот своим долгом Асад считает платить им деньги. Что ж, очень похвально. Только вот с каждой освобожденной территорией пенсионеров становится больше, следовательно, нагрузка на бюджет увеличивается.
Как же Дамаску удается выполнять свои обязательства перед стариками без всяких пенсионных реформ?
Пенсионная система здесь работает примерно также, как и в России. Выходят на пенсию в 60 лет (мужчины — авт.) и в 55 (женщины). Если стаж больше 20 лет, то стать пенсионером можно в 55 и 50. А если стаж больше 25 лет, то возраст не играет никакой роли. Есть и социальная пенсия, но для того, чтобы ее получать, обязательно надо дожить до стандартного порога в 60 и 55 лет. Сумма пенсии вычисляется следующим образом: 2,5% от базовой заработной платы умножаются на количество лет, которые человек выплачивал взносы в местный фонд. Для людей особых категорий — чиновников, силовиков и трудившихся на тяжелых работах — есть ряд привилегий. Во-первых, они выходят раньше на пенсию, во-вторых, им намного чаще повышают сумму выплат.
Теперь же к самому интересному. Формируется пенсионный фонд, как и в России, за счет выплат трудящихся. Вроде бы все просто, только вот в Сирии безумная безработица и нищенские зарплаты. Здесь после войны осталось очень мало полноценно функционирующих зданий, что уж тогда говорить о предприятиях и рабочих местах!
Согласно последним данным, регулярные отчисления производятся только работниками государственного сектора. 90% работников государственного сектора отдают часть зарплаты в пенсионный фонд. А вот частный сектор практически вообще не участвует в его формировании. Только 9,5% производят регулярные выплаты. Надо понимать, что в частном секторе задействованы порядка 50% сирийских граждан, так что потери для бюджета колоссальные.
Логично предположить, что Дамаск крайне озабочен серьезнейшим дефицитом пенсионного фонда и всерьез задумывается о дефолте, если учитывать все остальные проблемы, навалившиеся на него в связи с гражданской войной. Ну, такие идеи были, и до сих пор про дефолт время от времени пишут местные интеллектуалы как от оппозиции, так и поддерживающие власть. Но, похоже, Асад об этом даже и не думает. Деньги людям поступают, и никто не собирается перекрывать этот канал. Довольно часто региональные чиновники говорят о том, что никаких изменений не предвидится, и пенсии по-прежнему будут исправно выплачиваться, а пенсионную реформу никто проводить и не думает. Более того, в ближайшем будущем размеры выплат увеличатся. Откуда же такие возможности?
Наш сирийский собеседник, ранее работавший в структуре GESI (Главное управление социального страхования — авт.) Ахмад (имя изменено по просьбе нашего собеседника — авт.) сообщает, что большую часть денег, которые предназначались для пенсий, Сирия получала в качестве помощи от иностранных государств. Например, по его словам около двухсот миллионов долларов, выделенных Россией на восстановление электроэнергетического сектора САР, были направлены в пенсионный фонд. А по назначению израсходованы только 50 миллионов. Иногда некоторые средства выделяются в качестве пожертвований от различных иностранных фондов и прочих организаций. Иногда помогает ООН, но чаще всего на это тратится Иран. Вернее он тратится на другие проекты, но так уж выходит, что для стариков денег больше взять неоткуда.
Странно даже не то, что российские или чьи-либо деньги идут на пенсии сирийцев. Нет, удивляет эта парадоксальная ответственность сирийских властей в вопросе выплаты причитающихся старикам денег. Как видно, деньги не разворовываются, не тратятся на закупку новых ракет, порой так необходимых, а идут на обеспечение пенсионеров, которых не душат пенсионными реформами и отъемом денег. Конечно, люди получают очень мало, но если вспомнить, что многие из этих людей активно протестовали против Асада и пытались свергнуть его, то президент Сирии вообще мог бы отказать им в поддержке. Тем более для этого у него есть масса уважительных причин — террористы, американцы, турки, курды, санкции и так далее. Однако он платит, не повышает пенсионный возраст и реально увеличивает размеры выплат каждые три года.
Новости России: Силуанов объяснил, почему реальные доходы россиян не растут
* «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.