Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

F-16 атакует наш МиГ-35 в индийском небе

Схватка за контракт: позволит ли Нью-Дели обворовать страну не только Франции, но и США

43566

После того, как в Индии стало известно, во сколько обойдется каждый из 36-и истребителей «Рафаль», которые поставляет Франция согласно подписанному в этом году контракту, разразился скандал. Оппозиция обвиняет правительство в коррупции и требует его отставки. Действительно, столько истребитель четвертого поколения, совершивший первый полет в 1986 году, стоить никак не может.

Американский истребитель пятого поколения F-22 Raptor стоит 150 млн. долларов. F-35, тоже пятого поколения, — 100 млн. долларов. Российский истребитель поколения 4++ Су-35 — 75 млн. евро. «Рафаль» — 218 млн. евро. Это противоречит всяческой логике.

Нет, конечно, продавец может выставить любую цену, хоть в миллиард евро. Но это не значит, что покупатель должен с ней согласиться. Даже если другие варианты приобретения необходимой продукции не просматриваются. Но тут не тот случай — Индии готовы продать истребители и Россия, и США, и Швеция, и европейский концерн, выпускающий самолеты «Тайфун».

Оппозиционные индийские политики заявили, что иначе как коррупционным сговором данное приобретение объяснить невозможно. Тем более что французы неоднократно были уличены в такого рода делах.

Французы объясняют такую дороговизну тем, что Нью-Дели закупают очень мелкую серию — 36 истребителей. Поэтому им надо заплатить 7,9 млрд. евро. Типичное жульничество. Производство раскручено, для своих ВВС построено порядка 150 самолетов, согласно контракту осталось еще 30. Вот если бы производство было остановлено, а потом его пришлось бы восстанавливать, чтобы удовлетворить индийский заказ, тогда можно было бы говорить о дороговизне мелкосерийного производства. Более того, компания Dassault Aviation строит еще 36 истребителей для Катара. И эти поставки уже начались.

Читайте также
Черное крыло: Россия пытается спасти самолет, в который уже вложили больше $5 млрд Из Иркутска на смотрины на МАКС-2019 перегнали три МС-21

И тут Париж делает очень сильный ход. Разумеется, опять жульнический. Индии предлагают дополнительно закупить еще столько же самолетов (30−36), чтобы серия была побольше. И тогда можно будет сэкономить 1,9 млрд. евро. Нет, общая сумма будет не 7,9 — 1,9 = 6 млрд. А 2×7,9 — 1,9 = 13,9 млрд. евро. То есть один истребитель обойдется в 193 млн. евро. Разница абсолютно несущественная.

Тут есть и еще один момент, который также подтверждает версию преступного сговора. Индия, стремясь обзавестись современными технологиями в сфере военной техники, каждое крупное приобретение увязывает с разворачиванием в стране серийного производства закупленного оружия. Незначительную часть оружия, порядка 5%-10%, производитель поставляет индийцам в готовом виде. Остальное делают сами индийцы по предоставленной технологии. При этом иностранные спецы помогают запустить производство. То есть в Индии зорко следят за тем, чтобы работал принцип «Made in India».

Но при подписании контракта с французами от этого принципа отказались. Удовлетворились заявлением представителей компании Dassault Aviation о том, что существующая в Индии авиационная промышленность настолько примитивна, что она не сможет выпускать самолеты необходимого качества. А это будет удар по престижу французской компании.

Как себя поведут в сложившейся непростой ситуации Нью-Дели? Достаточной устойчивостью правящая «Бхаратия джаната парти» обладает. Поэтому Индийскому национальному конгрессу, коррупционность которого в период правления была несоизмеримо выше, вряд ли удастся побороть своих оппонентов. 36 «Рафалей», конечно, поступят в ВВС Индии. Однако закупать вдвое больше — это был бы явный перебор по «коррупционной составляющей» — звоночек к следующим выборам, хоть предыдущие и прошли совсем недавно.

Однако скандальная история с «Рафалем» могла бы оказаться полезной для России. Главная интрига в истории с тендером на закупку средних (по массе и «мощности») истребителей продолжает сохраняться, несмотря на то, что тендер MMRCA продолжается уже почти полтора десятилетия. Точнее, он вступил в новую фазу — MMRCA-2. Выяснилось, что покупка 36 «Рафалей» — это «не считается». Теперь Индии предстоит выбрать компанию-производительницу, которая обеспечит ВВС Индии 114-ю истребителями. Причем победители тендера должны поставить 14 самолетов, остальные должны быть произведены в Индии при технологической и инженерной поддержке фирмачей.

Вполне понятно, что Dassault Aviation со своим «Рафалем» на победу рассчитывать не могут, хоть они и вновь подали заявку на участие в ристалище. Остальные претенденты — «Тайфун» европейского авиастроительного консорциума Eurofighter; F/A-18E/F Super Hornet американской корпорации «Боинг»; продукт американской корпорации «Локхид-Мартин» F-21, являющийся модификацией ветерана истребительной авиации F-16; шведский «Грипен», созданный компанией Saab; и МиГ-35, новейший истребитель РСК «МиГ».

К сожалению, у шведской машины призрачные шансы на победу. К сожалению, потому что это прекрасный истребитель, достойный всяческих похвал. И в воздухе он способен постоять за себя. Однако он относится к классу легких истребителей. И по части ударных функций не может тягаться с остальными участниками тендера. А Индии требуется именно многоцелевой истребитель, который способен не только завоевывать господство в воздухе.

Не вдаваясь в подробности относительно достоинств и недостатков евроистребителя и детища корпорации «Боинг», можно сказать, что главными конкурентами являются F-16 и МиГ-35.

У каждого из этих двух истребителей есть свои «группы поддержки» в индийском обществе. «Американца» поддерживает политический истеблишмент. В значительной степени это вызвано тем, что «Локхид-Мартин» громадные усилия направляет на лоббирование своей продукции. Тут и политические маневры, и, несомненно, тайная финансовая поддержка «кого надо». F-21 отличается от F-16E/F Block 60 только названием. Какая-либо принципиальная модернизация относительно модификации Block 60, которая появилась в 2003 году, не предполагается.

На стороне российского МиГ-35 военные. И, что существенно, среди сторонников российского самолета главный маршал авиации Индии Бирендер Дханоа. В конце июля, вернувшись из рабочего визита в Москву, он заявил, что МиГ-35 — прекрасный самолет. И у него не возникает ни малейших сомнений в том, что он принадлежит к поколению 4++, немного не дотягивая до пятого поколения. При этом маршал отметил не только прекрасные летные качества, в чем российские самолеты всегда были сильны, но и современную и эффективную авионику.

Действительно, РЛС МиГ-35 «Жук-АЭ» имеет активную фазированную антенную решетку с 1148-ю приемно-передающими модулями. По своим возможностям она даже несколько превосходит РЛС F-21 — обнаруживает самолет с ЭПР 1 кв.м. на расстоянии в 140 км, что на 10 км дальше, чем возможности РЛС AN/APG-80. При этом «Жук-АЭ» способен использовать модули не только для поиска целей и картографирования местности, но и в качестве излучающих элементов комплекса радиоэлектронной борьбы.

Высокая эффективность авионики МиГ-35 объясняется тем, что истребитель был готов совсем недавно, и на нем установлено бортовое радиоэлектронное оборудование новейшей разработки.

Есть две оптико-локационные системы (ОЛС), имеющие различные ракурсы обзора. Они напрямую связаны с прицельной системой, позволяют обнаруживать цель и наводить на нее ракеты на расстоянии до 60 км без включения РЛС. Более того, на истребитель можно установить контейнер, оснащенный поворотным объективом, это позволит работать как по наземным, так и по воздушным целям.

Читайте также
Шойгу поможет Абхазии «закишмарить» Грузию Москва и Сухум решают, чем остановить Тбилиси в случае агрессии

Также необходимо назвать датчики обнаружения пуска ракет по факелу работающего двигателя — это именно тот элемент, которым хвалятся создатели истребителя-бомбардировщика пятого поколения F-35.

Представленный ранее на тендер «полуфабрикат» истребителя МиГ-35 имел слабую РЛС. Теперь по этой части он даже немного опережает американского конкурента. Также была недостаточная сила тяги двигателей. Сейчас он оказался впереди и по этой характеристике — суммарная тяга двух двигателей на форсаже равна 18000 кгс против 14700 кгс у «американца». Соответственно и тяговооруженность (отношение тяги к весу самолета) выше — 1,05 против 0,97.

И еще один существенный момент — стоимость. Она на 30%-40% должна быть ниже стоимости F-21. Разумеется, и технологий американского самолета индийцам никто передавать не станет. Французы уже показали, как это делается. Россия же в этом отношении куда более надежный партнер. Что, в частности, подтверждено историей самолета Су-30МКИ, который сейчас производится в Индии на заводах корпорации HAL.

Так что трудно не признать МиГ-35 фаворитом предстоящего тендера. Однако победить он может лишь при условии, что конкурс пройдет честно. И вот тут могут быть всякие неожиданности.


Военное обозрение: Шойгу поможет Абхазии «закишмарить» Грузию

Военные новости: В Турции анонсировали поставку второй партии С-400

Последние новости
Цитаты
Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Александр Сафонов

Доктор экономических наук, профессор Финансового университета при правительстве РФ

Камран Гасанов

политолог, старший преподаватель РУДН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня