Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Какие военные секреты Александр Коршунов мог похитить у США

Был ли смысл топ-менеджеру «Ростеха» охотиться за несуществующими тайнами General Electric?

6121

Как мы уже рассказывали, на этой неделе в Италии был арестован директор по развитию бизнеса Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) Александр Коршунов, которого США пытаются обвинить в промышленном шпионаже. Если конкретно — в краже секретов двигателей компании «Дженерал Электрик», на которых летают боинговские авиалайнеры. США требуют экстрадиции топ-менеджера «Ростеха».

Это второй случай в истории современной России, когда американские спецслужбы пытаются получить таким образом важную информацию о своем потенциальном противнике.

Первый был 15 лет назад, когда в Швейцарии по требованию США был арестован экс-министр по атомной энергии Евгений Адамов, обвиненный в присвоении американских денег. Вполне понятно, что попав в США, он был бы поставлен перед выбором — сгнить в тюрьме, получив серьезный срок заключения, или же пойти на сделку со следствием и поделиться с Вашингтоном секретной информацией. А в министерстве по атомной энергии таковой более чем достаточно.

Ситуация была настолько критическая, что Жириновский предложил выкрасть Адамова. А если не получится — ликвидировать.

К счастью, убивать Адамова не пришлось. Швейцария вернула Адамова России, где против экс-министра было возбуждено свое уголовное дело.

Читайте также
Итальянские каникулы для топ-менеджера «Ростеха» закончились делом о шпионаже Теперь ни один, даже самый высокопоставленный россиянин не может чувствовать себя за рубежом в безопасности

Конечно, Коршунов не столь компетентен в государственных секретах. Однако военными секретами, причем серьезными, он, видимо, располагает в достаточной степени. Потому что ОДК создает двигатели не только для гражданских авиалайнеров, но и для истребителей, бомбардировщиков, широкого спектра ракет, в том числе и межконтинентальных, боевых кораблей. Все это относится к оборонно-промышленному комплексу, деятельность которого раскрывается в минимальных объемах. При этом американским конструкторам, есть чем поживиться в ОДК и в области создания двигателей для гражданской авиации.

Какие же конкретно «военные тайны» мог украсть у «генеральных электриков» Коршунов? И было ли это ему надо?

Для этого хотя бы в общих чертах следует узнать, что же такое турбовентиляторный двигатель (ТВРД), каковы его достоинства и на каких воздушных судах его рационально использовать.

ТВРД еще называют турбореактивным двухконтурным двигателем (ТРДД). В общих чертах он представляет собой обычный турбореактивный двигатель (ТРД), размещенный, условно говоря, в трубе большего диаметра.

Проблема в том, что при его работе значительная часть энергии сгорания тратится не на создание тяги, а на обслуживание работы двигателя, то есть на вращение турбины и компрессоров.

В ТВРД турбореактивный двигатель соосно помещен, условно говоря, в «трубу-кожух». На входе ТВРД расположен всасывающий вентилятор, диаметр которого равен диаметру «трубы». Вентилятор, который вращается за счет вращения турбины ТРД, прогоняет воздух по двум контурам — по внутреннему и по внешнему. Движение воздуха по внешнему контуру также создает на выходе реактивную тягу.

Причем именно внешняя тяга является главным движителем. Отношение объемов внешнего потока к внутреннему потоку воздуха обозначается как коэффициент двухконтурности. Чем он выше, тем выше кпд двигателя. И, соответственно, тем экономичнее расходуется топливо.

Ну, а совсем уж схематично ТВРД — это большая бочка диаметром до 3 метров, сужающаяся сзади соплом. Внутри этой бочки находится турбореактивный двигатель, вращающий расположенный впереди бочки вентилятор. И поток воздуха между ТРД и стенками бочки создает основную реактивную тягу.

Введение внешнего контура потребовало усложнения внутреннего контура, то есть ТРД. В нем устанавливается вторая турбина низкого давления, которая находится на одном валу с вентилятором, то есть появляется и второй вал. А в некоторых ТВРД применяется и трехвальная схема с компрессором среднего давления для повышения эффективности двигателя.

Между турбиной низкого давления и вентилятором может вводиться редуктор. Благодаря чему снижаются обороты вентилятора.

А теперь — внимание!

Американцы утверждают, что Коршунов в 2013—2014 годах получил через итальянского «подельника» секретные сведения относительно конструкции редуктора, который применяется американской компанией «Дженерал Электрик» для производства своих турбовентиляторных двигателей.

Однако среди мировых лидеров двигателестроения лишь одна компания — Pratt & Whitney, тоже американская, в конструкциях своих ТВРД использует редукторы. Все остальные обходятся без них. Собственно, это мировая тенденция постепенного отказа от редукторов. У них, конечно, есть достоинства, но недостатки перевешивают. К ним относятся технологическая сложность реализации, лишний вес, уменьшение межремонтного периода, дополнительный нагрев конструкции, большее, пусть и не намного, потребление топлива.

У GE редукторов нет. Так что если Коршунову и поставляли о них какую-то информацию, то это была, как говорят в определенных кругах, чистая разводка.

И вот теперь самое интересное в этой истории — свидетельство того, насколько компетентно ФБР, которое активно подключилось к «ловле русского шпиона». В деяниях, которые инкриминируются Коршунову сказано, что он преступно добывал информацию о редукторе для того, чтобы использовать ее при конструировании российского двигателя ПД-14.

Но в ПД-14 редуктора нет. И, следовательно, Коршунову не надо было рисковать, чтобы добыть то, что в ОДК никому не нужно. И тратить деньги не надо было. А деньги всякий шпион вынужден тратить. Хотя бы на подкуп информаторов. Это раньше, гораздо раньше, когда была сильна коммунистическая идея, западные спецы могли сотрудничать — и сотрудничали! — во имя этой идеи.

Читайте также
Северный флот ВМФ РФ сел на мель Утопленный в ноябре прошлого года огромный плавучий док перегородил Кольский залив

Так что все обвинения в коммерческом шпионаже, предъявленные Коршунову, шиты белыми нитками.

ПД-14 уже готов. Он прошел весь цикл испытаний. И два двигателя предприятие «ОДК-Пермские моторы» уже передало на Иркутский авиационный завод для установки на среднемагистральный пассажирский самолет МС-21. Все характеристики двигатель подтвердил. И многие из них превосходят показатели лучших мировых двигателей ТВРД того же класса. Так, удельный расход топлива ниже на 10−15%. Меньше и эксплуатационные расходы - на 14−17%. Ниже цена. В связи с чем ПД-14 может стать серьезным конкурентом на внешнем рынке для двигателей «большой тройки» — General Electric, Pratt & Whitney и Rolls-Royce.

Вопрос в том, хватит ли для этого производственных мощностей у «Пермских моторов»?


Международное положение: Итальянские каникулы для топ-менеджера «Ростеха» закончились делом о шпионаже

Новости политики: Посольство РФ предупредило Вашингтон о последствиях охоты на россиян

Последние новости
Цитаты
Константин Блохин

Эксперт Центра исследования проблем безопасности РАН

Константин Сивков

Военный эксперт, доктор военных наук

Александр Калинин (ФЗП)

Генеральный директор Национального фонда защиты потребителей

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня