Издание The National Interest опубликовало статью «Может ли этот новый российский истребитель сбить F-22 или F-35 в бою?». Речь идет о МиГ-35.
Американцы говорят о том, что вряд ли можно назвать этот самолет революционным, потому что он был создан в результате длинной цепочки модернизации МиГ-29. То есть финальный скачок в качестве не просматривается. При этом можно говорить о «кульминации многолетнего опыта российской аэрокосмической техники и о самом способном многоцелевом истребителе России на сегодняшний день».
Нет, американцы не говорят о том, что истребитель плох или морально устарел. Просто у них иной взгляд на развитие военной авиации. Если делается новый самолет, то он совсем новый. То есть в нем трудно отыскать использование существенного количество элементов уже существующих машин того же класса. Пусть они и были удачными и эффективными. Так, F-22 никоим образом не похож на F-15, а F-35 на F-16. Бомбардировщик В-1 В кардинально отличается от В-52. В-2 не спутаешь ни с одним предыдущим американским самолетом.
У российской конструкторской школы иная концепция. Скачкообразным было лишь появление стратегического бомбардировщика Ту-22М. Но это было неизбежно в связи с переходом на турбореактивную авиацию. Есть и еще один пример, но он не столь очевиден — Су-57. Все-таки в этом самолете использована достаточно традиционная схема построения планера. Все остальные новые самолеты создавались, отталкиваясь от уже имеющихся конструкторских наработок.
Абсолютно то же самое можно сказать и многоцелевом истребителе Су-35С. Он стал результатом последовательных модернизаций Су-27 — Су-30 — Су-34 — Су-35. И это отнюдь не препятствует тому, чтобы причислять его к поколению 4++. К тому же поколению относится и МиГ-35.
В чем право американское издание так в том, что от различных модификаций МиГ-29 буквально рябит в глазах. Однако не все они были реализованы на практике, то есть доведены до серийного производства. Самой продвинутой модификацией для использования на наземных аэродромах (есть еще палубные с литерой К и КУБ) является МиГ-29 СМТ.
Начиная с девяностых и до совсем недавнего времени, все работы в РСК «МиГ» проходили при крайне скудном финансировании, а зачастую и без него. По этой причине соисполнители не спешили с исполнением своих обязательств по разработке двигателей и авионики. Это больно ударило и по компании, и по авиационному престижу страны в 2011 году, когда МиГ-35 проиграл индийский тендер на закупку более сотни самолетов. Причем проиграл с позором, поскольку не подтвердил заявленных характеристик по эффективности РЛС и по тяге двигателя.
И это было известно заранее, потому что на конкурс, в котором участвовали F-16, F/A-18, французский «Рафаль», евроистребитель «Тайфун» и шведский «Грипин», по сути, был представлен полуфабрикат, множество неготовых систем которого пришлось заменить старыми миговскими образцами.
Поскольку индийцы так и не решили, что же им именно надо, то объявлен второй тур тендера с несколько скорректированными условиями. МиГ-35 вновь принимает в нем участие. Но это уже совсем другой самолет, в котором все системы доведены до высокого уровня эффективности.
И все-таки, несмотря на утверждение NI, что изменение качества у семейства МиГ-29 плавно размазано от модификации к модификации, МиГ-35 изрядно продвинулся вперед по отношению к предыдущей модели МиГ-29СМТ. Именно она была до недавнего времени наиболее совершенной в линейке продукции РСК «МиГ».
С двигателем РД-33МК после его модернизации стало все нормально. Теперь он удовлетворяет большинству требований, которые предъявляются к двигателям для самолетов пятого поколения. Тяга на форсаже возросла с 8300 кгс до 9500 кгс. Два двигателя обеспечивают в сумме 19000 кгс, что для среднего истребителя, каковым является МиГ-35, прекрасный показатель.
МиГ-35, как и всё это семейство истребителей, обладает прекрасной маневренностью. Однако она может еще более возрасти в случае использования модификации двигателя с отклоняемым в двух плоскостях соплом. Величина отклонения — 20 градусов, скорость — 60 град. в сек.
Истребитель оснащен принципиально новой РЛС с активной фазированной антенной решеткой «Жук-А». Это также одно из требований к самолетам пятого поколения. РЛС обнаруживает истребители четвертого поколения с ЭПР 5 кв.м. на расстоянии 200 км. Сопровождает 30 целей, обстреливает 10. Разрешающая способность при картографировании местности — 1×1 метр. У самолета снижена и тепловая заметность.
Так что в МиГ-35 много нового, чего нет в предыдущих самолетах линейки. В конструкции планера использовано более 20% композиционных материалов. За счет этого удалось одновременно облегчить машину и увеличить прочность конструкции.
Также следует отметить полностью «стеклянную» кабину, а также шлем пилота с системой целеуказания, что позволяет существенно разгрузить летчика от выполнения рутинной работы и предоставить ему возможность полностью контролировать всеракурсную воздушную обстановку.
В значительной степени это обеспечивают входящие в состав авионики разнообразные датчики лазерного и электромагнитного облучения, а также не одна, как обычно, а две оптико-локационные станции (ОЛС), которые обнаруживают как воздушные цели, так и наземные. ОЛС, как и РЛС, подключены к прицельному комплексу.
Повышена и живучесть самолета за счет частичного дублирования важнейших систем. Что позволяет истребителю решать и штурмовые задачи.
Отзывы пилотов о новой машине восторженные. И в основном они посвящены двум моментам. Во-первых, истребитель прекрасно пилотируется, сложное маневрирование не вызывает у летчиков никаких проблем. Во-вторых, по сравнению с предыдущими модификациями линейки существенно увеличена ударная мощность за счет доведения узлов подвески до 9 и веса ракетно-бомбовой нагрузки до 6,5 тонны.
Но, несмотря на то, что машина получилась и современной, и эффективной, существует одно серьезное «но». Министерство обороны относится к МиГ-35 прохладно. До недавнего времени в высших эшелонах армейской власти считалось, что нам, имеющим прекрасный самолет Су-35С, еще один истребитель не нужен. И пусть РСК «МиГ» ищет счастье на внешнем рынке. Поэтому были заказаны только 6 самолетов. Недавно все-таки снизошли до заказа на 24 самолета.
При такой мизерной серийности существенно возрастает стоимость самолета, который при нормальных условиях производства должен стоить не более 50 млн. долларов. Есть большие подозрения, что минобороновские чиновники будут руководствоваться соображениями: зачем нам средний истребитель, когда за те же деньги можно закупить тяжелый Су-35С?
Однако эта позиция противоречит общепринятым законам формирования парка истребительной авиации. Легких истребителей должно быть больше, чем тяжелых. Это вытекает хотя бы из того, что боевую убыль легких машин проще восполнить. Есть и другие моменты, например, стоимость эксплуатации. Но этот принцип, который действовал в ВВС СССР, сейчас перестали принимать во внимание.
А вот иностранным армиям этот самолет, действительно, интересен. На прошедшем салоне МАКС-2019, как сообщил ТАСС сотрудник «Рособоронэкспорта», представители нескольких иностранных делегаций обратились к компании по поводу возможной покупки самолета.
Кстати, ответ на вопрос, поставленный в заголовке NI, так и не дается. То есть автор, видимо полагает, что в бою МиГ-35 с F-22 или F-35 результат будет фифти-фифти. И это похоже на правду.
Военное обозрение: Американские ВВС задавят русские МиГи и «сушки» массой
Военные новости: Британцы перечислили самое опасное оружие России