Наконец-то министр обороны Сергей Шойгу высказался со всей определенностью о развитии отечественного военно-морского флота. Точнее — о его деградации. Вот что было сказано им в интервью «МК»:
«Гигантские деньги тратятся США на частные военные компании, на авианосные группировки. Но вот нужны ли России свои пять-десять авианосных группировок, если мы не собирается ни на кого нападать? Нам нужны средства, которые потенциально могут быть использованы против подобных авианосных групп противника в случае агрессии на нашу страну. А это несравненно дешевле и эффективнее!»
Это высказывание не осталось незамеченным в Китае, с армией которого Шойгу налаживает тесное даже не сотрудничество, а взаимодействие. Несколько китайских СМИ совершенно справедливо констатировали: Россия отказывается от статуса океанской державы.
При этом совершается экскурс в сравнительно недавнюю историю Советского Союза, когда высшее партийное руководство страны начало претворять в жизнь данную концепцию. В конце 50-х — начале 60-х годов прошлого века «стало очевидно», что будущее вооруженных сил — ракетное оружие. Причем самое мощное — межконтинентальные баллистические ракеты с ядерными боеголовками. Логика была простой — ракета быстрее долетит, чем корабль доплывет. Поэтому были свернуты программы по строительству кораблей океанской зоны, а авианосцы также, как и сейчас, были признаны бесполезными. Кстати, точно также обошлись и с истребительной авиацией, личный состав которой сильно пропололи.
Однако Карибский кризис продемонстрировал ошибочность такой позиции. На блокаду Кубы кораблями ВМС США Советскому Союзу ответить было нечем. Ну, разве что угрозой ядерной войны. И в середине 60-х годов начали наверстывать упущенное. В конце концов, СССР стал способен отстаивать свои интересы, а также интересы «партнеров по строительству социализма» в самых отдаленных местах Земного шара.
Однако в середине 80-х разразилась перестройка, а затем ее сменили лихие 90-е, когда флот стал стремительно приходить в упадок. Собственно, и в нулевые годы мало кто о нем заботился.
Однако деградировал не только флот, но и судостроительная промышленность, которая должна поддерживать в боеспособном состоянии уже имеющиеся корабли и строить новые.
Да, они, конечно, строились. Однако то, что долгие годы тянулось на верфях, строительством назвать непросто.
Вопиющих примеров вполне достаточно.
Фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков» водоизмещением 5000 тонн был заложен в 2006 году, спущен на воду в 2010 году. Вступил в строй Северного флота в 2018 году.
Первый серийный корабль этого проекта «Адмирал флота Касатонов», заложенный в 2009 году, сейчас проходит ходовые испытания. По следующим фрегатам «адмиральской» серии примерно та же картина в планах — цикл создания корабля, надо сказать, не самого крупного по современным меркам, занимает 10 лет.
Большой десантный корабль проекта 11711 «Иван Грен», имеющий полное водоизмещение в 6000 тонн, был заложен в 2004 году, вступил в строй Северного флота в 2018 году.
Но и корветы проекта 20380 (флагман — «Стерегущий»), предназначенные для плавания в ближней морской зоне, строятся, а затем доводятся до кондиции по результатам испытаний от 6 до 9 лет.
Даже если бы Шойгу сейчас громогласно заявил о необходимости резкого повышения количества кораблей океанской зоны, то на ситуацию это не очень повлияло бы. Надо очень много денег. Так, каждый корвет проекта 20380 стоит 17 млрд. А за головной корабль модернизированного проекта 20386 «Дерзкий» судостроительный завод «Северные верфи» запросил 29 млрд. рублей. Это дороже фрегата «Адмирал флота Советского Союза Горшков», стоимость которого оценивается в 25 млрд. рублей.
Серьезнейшее препятствие для строительства кораблей первого ранга, способных работать в океанской зоне, — отсутствие производственных мощностей. А конкретно — доков, которые способны принять конструкции, длина которых приближается либо превышает 200 метров. Программы крупнейших доков расписаны на долгие годы вперед. И когда один из них выходит из строя — это ЧП поистине национального масштаба.
Так случилось в год назад, когда в связи с «прогрессивным менеджментом» «Роснефти», завладевшей недавно 82-м судоремонтным заводом в Мурманске, был потоплен крупнейший в стране плавучий док ПД-50. В нем ремонтировался авианосец «Адмирал Кузнецов». Авианосец, к счастью, уцелел, но ремонтировать его стало негде. Все крупные сухие доки заняты строительством атомных подводных лодок либо модернизацией крупнейших кораблей. Так, на «Севмаше» в Северодвинске уже пять лет проходит модернизацию тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Адмирал Нахимов». Есть мощности и на Дальнем Востоке, но и они все заняты на годы вперед.
Так что для возвращения России статуса океанской державы необходимо существенно преобразовать судостроительную отрасль. А для этого нужны не только серьезные деньги, но и твердая уверенность на самом верху в необходимости восстановления флота.
Итак, какие корабли океанской или хотя бы дальней морской зоны сейчас имеет ВМФ России?
Авианосцев — 1. Тяжелых атомных ракетных крейсеров — 3. Ракетных крейсеров — 3. Больших противолодочных кораблей — 10. Эсминцев — 4. Фрегатов — 1. Больших десантных кораблей — 20. Итого — 42 корабля.
Чем обладают США и Китай? Мы с ними входим в первую тройку сильнейших военно-морских флотов.
В строю ВМС Китая находятся 40 эсминцев, 75 фрегатов, 2 авианосца, 6 универсальных десантных кораблей. Общая сумма — 123.
ВМС США располагают 11 авианосцами, 9 универсальными десантными кораблями, 22 крейсерами, 69 эсминцами, 24 десантными кораблями, 1 фрегатом. Общая сумма — 126.
При этом следует учитывать фантастические темпы строительства китайских кораблей. Ежегодно в ВМС НОАК поступает от 4 до 6 кораблей первого ранга. Так что в обозримом будущем американцам придется изрядно потесниться на океанских просторах.
В России же странным образом существуют два флота — реальный и виртуальный. О положении реального в мировой табели о рангах мы немного сказали. Виртуальный же флот продолжает бурно развиваться. Санкт-Петербургские КБ и их филиалы с завидным постоянством предлагают все новые и новые проекты авианосцев и универсальных десантных кораблей. И они очень разнообразны, что называется, на любой вкус. И легкие, и тяжелые, и с паротурбинной силовой установкой, и с ядерным реактором, и с паровой катапультой, и с электромагнитной… И при этом утверждается, что стоить эти корабли будут совсем немного…
Однако в концепцию прижатия флота к своему берегу эти проекты не вписываются.
Да, конечно, отечественные создатели ракетного оружия совершили значительный прорыв. Теперь можно с борта ракетного катера в Каспийском море наносить точные удары ракетами «Калибр» по ближневосточным террористам. Прекрасно работает против авианосцев бомбардировщик Ту-22М3, оснащенный практически не перехватываемыми ракетами Х-32. Уникальными качествами обладает модернизированная противокорабельная ракета Х-35. Должна изменить расклад сил на морях и океанах гиперзвуковая ракета «Циркон», которая скоро должна появиться…
Однако Сергей Кужугетович немного слукавил, сказав об ограничении нашей стратегии одной лишь оборонительной задачей. Сирия показала, что Россия начинает отстаивать национальные интересы вдали от своих границ. Хорошо, что из Каспийского моря можно дострельнуть до Сирии. Но долетит ли та ракета, скажем, до Венесуэлы (а России вбухала немало миллиардов долларов в эту страну), если там начнется заваруха? Вот в чем вопрос. Без флота тут не обойтись.
Военное обозрение: Американский генерал решил воевать не с Россией, а с КНР
Военные новости:Трамп: расширение военного присутствия в Польше не связано с Россией