В связи с разрушении Договора о запрещении ракет средней и меньшей дальности происходит коррекция структуры стратегических вооружений как у нас, так и в США. С большой долей вероятности можно предположить, что американцы в обозримом будущем начнут размещать в Европе и Азии ракеты средней дальности. Их создание уже запущено, работы идут полным ходом. О чем, например, свидетельствует проведение в этом году испытаний прототипов двух таких ракет, которые должны стать наземными модификациями «старых добрых» крылатых ракет морского базирования «Томагавк».
Главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко считает, что одним из ответов на эти процессы может стать возрождение проекта боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) «Баргузин». Его реализация была остановлена в 2017 году. Но, по сути, проект был близок к завершению. Весной 2016 года началось изготовление опытного образца БЖРК, точнее — его отдельных элементов. А осенью того же года прошли бросковые испытания ракеты. Летные испытания предполагалось начать в 2019 году.
Причина остановки проекта — коррекция оборонного бюджета в связи с недостаточностью средств. Все силы и, естественно, финансы по части создания нового вооружения для РВСН были направлены на тяжелую ракету шахтного базирования «Сармат».
Главное достоинство «Баргузина» — его скрытность, невозможность определения нахождения комплекса даже с помощью самой совершенной разведывательной аппаратуры космического и воздушного базирования. Потому что БЖРК внешне ничем не отличается от обычных грузовых составов, многие тысячи которых круглосуточно перемещаются по российской железнодорожной сети.
То есть «Баргузин» идеален в той части требований к стратегическому ракетному вооружению, которые относятся к его защищенности от уничтожения противником. Это необходимо для того, чтобы сохранить ракетно-ядерный потенциал для ответного удара.
Идея «Баргузина» не нова. Она уже была реализована в Советском Союзе в 1987 году, когда на вооружение был принят БЖРК РТ-23 УТТХ «Молодец» (SS-24 «Скальпель» по классификации НАТО). Головным разработчиком комплекса было днепропетровское КБ «Южное».
«Молодец» оснащался трехступенчатыми твердотопливными МБР 15Ж61 с десятью боевыми блоками индивидуального наведения мощностью 550 кт каждый. Сложность создания комплекса состояла в том, что ракета весила 105 тонн, в то время как стандартные железнодорожные вагоны рассчитаны на максимальную нагрузку в 60 тонн. И это в свою очередь приводило к тому, что, во-первых, необходимо было создавать вагоны, внешне не отличимые от стандартных, но с повышенными прочностными характеристиками. Во-вторых, требовалось так распределить нагрузку на рельсы, чтобы удельное давление на них не превышало допустимые нормы.
Разумеется, было и множество других проблем, с которыми советские разработчики столкнулись впервые. Поэтому создание «Молодца» продолжалось полтора десятилетия.
Первый советский и единственный в мире БЖРК с тремя 15Ж61 МБР представлял собой состав, внешне не отличавшийся от обычного технического поезда, обслуживавшего железнодорожные сети. Три вагона были замаскированы под пассажирские вагоны, 14 — под рефрижераторы. Также была цистерна с горючим для дизельных двигателей. Из-за сверхнормативного веса состава использовались три тепловоза повышенной мощности. То есть, «Молодец» мог перемещаться и по неэлектрифицированным путям. Боевой расчет комплекса состоял из 70 военнослужащих. Автономность достигала месяца.
БЖРК должен был сохранять боеготовность даже в случае воздействия ударной волны, возникающей при ядерном взрыве. Это требование было проверено на испытаниях на полигоне в Плесецке, когда в 1991 году неподалеку от «Молодца» взорвали пирамиду 20-метровой высоты, сложенную из вывезенных из Восточной Германии противотанковых мин. Мощность взрыва составила 1000 тонн тротила. Образовалась воронка диаметром 80 метров и глубиной 10 метров. Сразу же после взрыва пусковая установка комплекса отработала штатным образом.
Для запуска ракеты состав останавливался. Специальное приспособление отводило в сторону контактный провод. С трех вагонов последовательно сдвигались крыши, и пусковые установки занимали вертикальное положение. Из пусковых контейнеров ракеты стартовали с помощью пороховых ускорителей, поднимающих МБР на высоту в 20 метров и отводя их не некоторое расстояние от поезда, чтобы факел включившегося ракетного двигателя не повредил поезд.
Система управления была инерциальной, обеспечивающей круговое вероятное отклонение от цели порядка 400 метров. При этом пуск мог производиться с любой точки маршрута. Максимальная дальность полета — 10100 км. Длина ракеты в пусковом контейнере — 23,3 м, диаметр — 2,4 м.
Временные параметры были крайне жесткими. От получения команды из Генштаба до пуска первой ракеты должно было уходить не более трех минут.
В 1989 году по железнодорожным сетям Советского Союза курсировали уже 12 «ракетных поездов», вооруженных в общей сложности 36-ю МБР. О положении каждого из них в Пентагоне не было ничего известно, что крайне беспокоило американское командование. Поэтому Вашингтон еще во время перестройки начал настаивать на том, чтобы «во имя снижения ядерной угрозы» лишить БЖРК их главного достоинства — скрытности. И в 1991 году половине комплексов запретили выходить из депо, координаты которых были прекрасно известны. Второй половине разрешили удаляться от мест постоянного базирования не далее, чем на 20 километров.
А в 1993 году при подписании договора СНВ-2 комплексы были запрещены. 10 «ракетных поездов» были утилизированы на Брянском ремонтно-механическом заводе. 2 — разоружены и направлены в музеи — в Музей железнодорожной техники на Балтийском вокзале Санкт-Петербурга и в Технический музей АвтоВАЗа.
В «Баргузине» используется тот же самый принцип размещения ракет и необходимого оборудования в железнодорожных вагонах. Однако конструкторам не пришлось решать проблему компенсирования избыточной массы ракеты. В этом комплексе используется уже готовая ракета «Ярс». Вес ракеты не превышает 50 тонн.
Облегчение состава дает и еще одно преимущество — уменьшение необходимой тяги. И, следовательно, для «Баргузина» потребуется уже не 3 тепловоза, а меньше. Все-таки три тепловоза, везущие состав из 17 вагонов, — это чрезмерно для обычного поезда. Потому БЖРК «Молодец» нельзя считать абсолютно замаскированным.
Головной разработчик проекта — Московский институт теплотехники, который создал МБР «Тополь» и «Ярс», а также ракету для стратегических подводных лодок «Булава». Но, конечно, использована будет специальная модификация «Ярса». Суммарная мощность боевых частей индивидуального наведения и их количества будет меньше, чем у ракеты БЖРК «Молодец», — 4×500 кт или 6×150 кт. Однако дальность пуска возрастет до 12 тыс. км. При этом «Ярс» обладает повышенной способностью преодолевать противоракетную оборону противника за счет короткого активного участка, когда работает ракетный двигатель, комплекса РЭБ и системы выброса ложных целей. Возрастет и точность стрельбы.
Также утверждается, что состав «Баргузин» будет оснащен уже не тремя, а шестью ракетами. При этом количество тепловозов сократится до двух или даже до одного.
К еще одному достоинству БЖРК относится его способность быстрого перебазирования — в сутки состав может проходить до 1000 км.
Военное обозрение: F-15 Eagle для Украины: Против российский «сушек» они не орлы
Военные новости: Минобороны США: наши войска в Сирии оказались в ловушке