Что там твориться в голове у американского президента Дональда Трампа не может представить даже его ближнее окружение. Вот и недавно госсекретарь США Майк Помпео сообщил в интервью телеканалу CNBC, что Трамп «готов к военным действиям против Турции в случае необходимости». При этом утверждается, что Вашингтон «предпочел бы мир войне». В общем, правая рука не знает, что творит левая.
Но отдадим должное — Трамп за время своего президентства не развязал ни одной новой войны с участием США, даже умудрился уравновесить отношения с Северной Кореей и не «полез в бочку» в торговой войне с Китаем. Хотя не жалеет бранных слов и угроз. Сейчас «под раздачу» попала Турция — вначале за покупку российских ЗРК С-400, теперь вот за вторжение в Сирийский Курдистан, который еще совсем недавно находился под контролем американского военного контингента.
«В том случае, если потребуется динамика или военная акция, следует знать, что президент Трамп полностью готов предпринять такие действия», — предостерег Помпео. Госсекретарь отказался уточнить, какие действия со стороны Турции могут вынудить Соединенные Штаты использовать силу. И уж, естественно, не стал раскрывать ход военной операции и возможное применение вооружений. Сам Трамп пока лишь грозил Турции «жесткими санкциями», которые, похоже, не особо испугали президента Реджепа Эрдогана, который по вопросу Сирии улетел на переговоры в Сочи к Путину.
Решится ли Трамп действительно на применение военной силы в Турции, какой она может быть и насколько готова к американской агрессии турецкая армия?
— Крайне маловероятный сценарий развития событий, — считает политолог Александр Зимовский. — Можно все списать на эмоциональность Дональда Трампа, который, кстати, уже остыл по поводу разногласий с Эрдоганом и даже его в чем-то поддерживает по проведению операции «Источник мира» в Сирии. И уж точно никогда не отдаст приказ о военном нападению на Турцию.
Во-первых, Анкара является союзником США по НАТО, а значит, должна заручиться поддержкой всех стран альянса. И хотя Франция и Великобритания выступают за исключение Турции из НАТО, сам Вашингтон на это не согласится, в том числе и потому, что Анкара является его главным партнером в Ближневосточном регионе.
Во-вторых, на территории Турции находятся несколько военных баз США, на крупнейшей из которых авиабазе «Инджирлик» хранятся ядерные боеприпасы, которые в случае конфликта вывезти будет просто невозможно. В-третьих, в случае начала боевых действий Турция просто закроет для американских кораблей пролив Босфор и лишит их доступа в Черное море. Опять же нужно учитывать, что крайне отрицательной будет реакция России и Китая, которые выступят с поддержкой, возможно даже военной, в отношении Турции. Нельзя сбрасывать со счетов и фактор мощи турецкой армии, которая вряд ли выступит в роли «мальчика для битья».
Нынешним поводом для гнева США стало именно объявление о начале операции «Источник мира» на севере Сирии против курдских вооруженных формирований, которое президент Турции Эрдоган сделал 9 октября. И уже 13 октября Марк Эспер заявил о том, что США выведут около одной тысячи военнослужащих из Сирии, чтобы те не оказались между двумя наступающими сторонами. 17 октября в ходе переговоров Эрдогана, Майка Пенса и Майка Помпео Турция обязалась остановить операцию на 120 часов, чтобы курдские отряды ушли из 30-километровой «безопасной зоны».
Впрочем, уже на следующий день боевые действия возобновились.
Президент Трамп пригрозил Турции пошлинами и санкциями в случае «неприемлемого поведения», подписал указ об их применении. Но речь шла лишь о лицах, которые препятствуют прекращению огня в Северной Сирии, а также мешают политическому урегулированию в этой арабской стране. Теперь США в случае необходимости готовы применить военную силу в отношении Турции в связи с ее военной операцией. Непонятно при этом, какие шаги Анкары могут стать достаточным основанием для подобной реакции Пентагона.
— Если США решатся на военную операцию в Турцию, что, конечно, маловероятно, то это будут в первую очередь удары крылатыми ракетами по стратегическим объектам и расположениям военных баз, — считает военный обозреватель Владислав Шурыгин. — Это излюбленная американская тактика при агрессии в других государствах. Сухопутную операцию они проводить не станут, используют для этого, как обычно оппозиционные силы в стране, в данном случае это курды, которым могут поставить дополнительные вооружения и боеприпасы.
Но тут нужно учесть и фактор обороноспособности турецкой армии, на вооружении которой есть и ЗРК «Патриот» американского производства, которые были поставлены рядом европейских стран, а теперь и российские зенитные ракетные системы С-400, которые в скором времени заступят на боевое дежурство. Так что в Турции могут схлеснуться американские виды вооружений, что само по себе достаточно забавно.
Армия у Турции тоже достаточно серьезная — ее сухопутные войска считаются вторыми по силе в блоке НАТО, после американских, а численность личного боевого состава, не считая резервистов, составляет более 600 тысяч человек. Боевая авиация представлена около 250 многоцелевыми истребителями F-16 различных модификаций и еще целым рядом боевых самолетов, есть даже два F-35, поставки которого США заморозили. У Турции около 2 500 танков и другой бронетехники. Неплохими возможностями располагают и ВМС страны, которые базируются в Черном и Средиземном морях.
Да, ряд вооружений турецкой армии можно считать устаревшими, однако Анкара активно перевооружает своих военных современным и эффективным оружием. Одержать над Турцией победу представляется сложным делом даже для такой мощной армии как американская.
Международное положение: Лишний Трамп: Судьбу Сирии будут решать Путин, Эрдоган и Асад
Военные новости: Назван самый опасный российский военный корабль