ВМС США стремятся укрепить свое могущество за счет подводных дронов, которые включают в себя супер большие беспилотники. Об этом сообщило заокеанское издание National Defense, ссылаясь не на анонимных инсайдеров, как зачастую водится в таких случаях, а на конкретного капитана Пита Смолла, директора программы развития беспилотных морских систем ВМС.
В этой связи следует сказать пару слов о самом издании. В США журнал National Defense известен, как портал, который осуществляет «авторитетное, беспристрастное освещение деловых и технологических тенденций в области обороны и национальной безопасности». Даже тот факт, что ND содержится на деньги американской Национальной оборонно-промышленной ассоциации (National Defense Industrial Association, или NDIA — авт.) говорит о многом. Дело в том, что лоббисты NDIA вхожи в высокие кабинеты Белого дома и Пентагона.
Словом, информация ND о больших беспилотных военно-морских системах, которые разрабатываются в США, заслуживает самое серьезное внимание и требует объективной экспертной оценке. Кроме того, такие публикации являются своеобразным сигналом потенциальным противникам — бряцанием оружия.
Итак, Пит Смолл рассказал «уважаемому источнику военных новостей», что ВМС США заключили с корпорацией Boeing контракт на строительство 5 сверхбольших прототипов UUV Orca («Касатка» по латыни). Он напомнил, что изначально сделка была рассчитана на четыре «Касатки», но в силу большого интереса и хороших перспектив Пентагон решил изготовить на одну больше. Таким образом, можно говорить о мелкосерийном производстве новых боевых систем.
Что же это за зверь — американская «Касатка»? О подлодке Orca практически нет объективной информации. Оно и понятно, почему. В частности, претендующий на всезнайство сайт Global Security пишет об этом проекте, как о совместной работе ведущих оборонных корпораций США Boeing и Huntington Ingalls Industries (HII), которые еще пару лет назад уже успешно испытали 15-метровую глубоководную робот-субмарину Echo Voyager. Теперь речь идет о развитии данной модели до уровня полноценной боевой единицы, действующей под управлением искусственного интеллекта, предполагает Global Security.
Что любопытно: размеры Echo Voyager и российского беспилотного подводного аппарата «Посейдон» идентичны, что свидетельствует о схожести проектных идеологий. Правда, наш «Статус-6» (проектное название «Посейдона») изначально разрабатывался, как полностью автоматический «убийца» береговой военной и гражданской инфраструктуры вероятного противника, тогда как прототип американской «Касатки» — как подводный дрон исследователь морского дня.
И хотя технические детали модификации Echo Voyager до военного уровня не раскрывают, Global Security, тем не менее, привел сведения, что «Касатка» получила отсек для полезной нагрузки, объемом 9 куб. метров, в котором могут располагаться дроны, ракеты и даже атомные заряды длиной чуть больше 3-х метров и диаметром — до 1,6 метра. Впрочем, в случае необходимости «Касатка» может нести полезную нагрузку вне корпуса, например, ядерные торпеды, которые не помещаются в грузовой отсек. Значит, функционал нового робота-подлодки существенно расширен: от разведывательных экспедиций до доставки боеприпасов.
Что касается силовой установки, то она, скорей всего, взята у Echo Voyager и, безусловно, улучшена. Как известно, корпорация Boeing устанавливала на своем исследовательском дроне дизель-электрическую установку замкнутого цикла. Остается лишь гадать, как в реальности далеко может плыть под водой UUV Orca, поскольку Пентагон намеренно искажает характеристики своих новинок. В то же время сайт Global Security убежден, что разработчики Boeing и HII в этом плане продвинулись вперед, иначе ВМС США просто не заинтересовались этой разработкой.
Отметим также еще один момент, на котором остановился коллега Смолла, Джон Мозес, менеджер программы разработки литий ионных батарей для ВМС США. Он прямо сказал, что аккумуляторы стали камнем преткновения и проблемой № 1: «Трудно найти безопасный вариант батареи с достаточной плотностью мощности, который можно использовать на беспилотных подводных аппаратах». А без них рассчитывать на длительные скрытные переходы не приходится. Если этого не сделать, то китайцы или русские рано или поздно обнаружат «Касатку» и её возьмут на абордаж.
С учетом того, что «Касатка» уходит в полностью подводное плавание с военно-морских баз, можно предположить, что 3000 км от острова Гуам, где базируются ВМС США, до побережья КНР и назад данный подводный аппарат все-таки должен преодолеть. Во всяком случае, такое предположение напрашивается само собой, поскольку именно Китай сегодня уверено оспаривает лидерство американцев в Южно-Китайском море, ставшем яблоком раздора между двумя первыми экономиками мира.
Но чтобы понять, насколько проект является продвинутым во всех отношениях, следует разобраться, прежде всего, в его финансовой стороне. Именно здесь можно кое-что почерпнуть для предварительного анализа. За редким исключением, дешевое хорошим не бывает, утверждают янки.
О деньгах для «Касатки» изданию National Defense рассказал все тот же капитан Пит Смолл. Он сообщил, что подписанный контракт оценен оборонным ведомством США в $274 млн. за пять «Касаток», то есть чуть меньше $55 млн. за аппарат.
Между тем, в 2017 году Пентагон, заказывая единичный прототип UUV Orca (контракт N00024−17-C-6307), заплатил разработчикам $42 млн. Но после того, как в марте 2018 года Вашингтон официально включил «Статус-6» в ядерную триаду России, цену проекта подняли уже до $92,6 млн. (бюджетный запрос FY ' 19). Тогда, напомним, Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию сказал: «В России разработаны беспилотные подводные аппараты, способные двигаться на большой глубине и на межконтинентальную дальность со скоростью, кратно превышающей скорость подводных лодок, самых современных торпед и всех видов надводных кораблей».
Вскоре за выступлением нашего президента американцы определили общий уровень затрат труда на выполнение контракта по созданию своей беспилотной подлодки Судного дня. По оценке специализированного аудита, для этого потребуется 300 000 человеко-часов прямого труда, включая затраты труда субподрядчиков. Речь в реальности идет о ничтожных инженерных и технологических усилиях по созданию такой сложной техники. Грубо говоря, 100 человек в течение одного года должны были не только спроектировать, но и собрать экстра большой подводный беспилотник.
Все это дает основание думать, что нечто подобное американцы уже раньше сделали или… украли. Иначе, пришлось затратить на порядок больше усилий. Впрочем, Boeing и HII могли просто купить готовые гражданские решения, в том числе и у китайцев, объединив их в одно целое.
Как бы там ни было, но технологии, положенные в основу «Касатки», будут использованы и при разработке другой подводной автоматической платформы под названием Snakehead («Змеиная голова» — авт.). По сути, идет дублирование систем и механизмов. Разница заключается лишь в том, что «Змеиная голова», как и российская система Судного дня — «Посейдон», будет транспортироваться к месту старта только специально переоборудованными субмаринами.
По словам капитана Смолла, первая «Змеиная голова» начнет испытываться уже через год с планами опытного производства малых партий в 2022 годах. Директор программы развития беспилотных морских систем ВМС США уверен, что обе системы — «Касатка» и «Змеиная голова» будут доведены до ума в ближайшей перспективе, что опять позволит американцам чувствовать себя в океане более уверенно.
Таким образом, мир вступает в новую эпоху подводного противостояния, в котором сражаться между собой будут не люди, а «искусственные интеллекты» стран, участвующих в гонке вооружений.
Военное обозрение: Русская «Пиранья» страшная только на бумаге
Военные новости: Военные США испытают новую систему обнаружения скрытых объектов на учениях в Европе