После визита в Японию президент Украины первым делом отправился в так называемую зону Операции объединенных сил (ООС). Из всех немногочисленных турне «гаранта» на передовую в Донбассе это обещает стать самым запоминающимся. А для всего остального мира внезапно возник вопрос: управляет ли сегодня этой страной в реальности хоть кто-нибудь? А если нет — существуют ли хоть какие-то перспективы у любых попыток установить мир в этих краях?
Вкратце: в районе населенного пункта Золотое, где давно сорвано разведение войск, украинский лидер повздорил с «ветеранами АТО». К слову, «ветеранами АТО» они называют сами себя. По факту — это неизвестные люди с оружием, которые, как выяснилось, даже под прицелом телекамер не подчиняются приказам своего Верховного главнокомандующего и публично его унижают.
На позициях украинских военных в Золотом Зеленский решил заночевать. По словам пресс-секретаря главы государства Юлии Мендель, здесь он «пообщался с местными жителями и военными, чтобы узнать настроения относительно разведения войск». Видимо, других важных дел у президента нет, поэтому общение растянулось на два дня.
Вопрос о том, насколько уместно любому главкому в любой стране обсуждать свои решения с рядовыми бойцами, вынесем за скобки. Но в этом был бы хоть какой-то смысл, если бы Зеленский разговаривал с действующими военнослужащими ВСУ. Он же, как оказалось, даже с точки зрения официального Киева в тот день общался с отъявленными и откровенными преступниками.
В пресс-центре штаба ООС заявили, что эти люди с оружием «не являются представителями каких-либо силовых ведомств или Вооруженных сил Украины, уполномоченных находиться и действовать в районе проведения операции Объединенных сил». Кроме того, законом четко определены категории граждан, которые могут находиться в прифронтовых районах с оружием в руках. Собеседники президента ни к одной из этих категорий не относятся. То есть — с ними должен говорить не президент, а соответствующие правоохранительные органы.
Но Зеленский остается верен своему принципу, который сам сформулировал во время недавнего пресс-марафона: «Силой и дурак может!». А он, как утверждает президент — не дурак. Поэтому будет общаться с людьми, доносить до них свою позицию, доказывать свою правоту.
Видимо, за этим Зеленский и поехал в поселок Золотое, где «ветераны АТО» окопались почти три недели назад. Президент не мог об этом не знать, хотя легенда у него другая. Он якобы случайно узнал от местных, что в частном доме поселилась группа вооруженных людей. «Жители Золотого не на шутку обеспокоены, кто это такие. Решил пообщаться с ними сам. Некоторые разговоры оказались эмоциональными», — написал Зеленский на своей странице в «Фейсбук».
Разговоры, фрагменты которых просочились в Сеть, оказались не только эмоциональными, но и унизительными для человека в статусе Верховного главнокомандующего Вооруженными силами Украины. На одной из опубликованных видеозаписей президент разговаривает с неким Денисом, который потребовал от него «формализовать отношения» и заключить некий меморандум. В ответ Зеленский тоже потребовал от на глазах обнаглевшего собеседника сдать оружие. И добавил: «Я — президент этой страны, мне 42-й год, я ж не лох».
Другой националист заявил, что те, кто хотят быстро решить вопрос мира, «получают позор и продолжение войны» (видимо, неудачная попытка процитировать Черчилля). Зеленского покоробило: «Вы обо мне сейчас?». Собеседник начал отнекиваться, мямлить что-то об Абхазии и Карабахе. Но украинский лидер все правильно понял. «Ветераны АТО» считают его политику неправильной и не допустят отвода войск.
По итогам встречи националисты записали видеообращение, в котором еще раз заверили, что никуда с с передовой уходить не собираются: «Мы назвали нашу акцию „Последний блокпост“ и мы останемся здесь до последнего, чего бы нам это не стоило. Мы здесь на законных основаниях. Это наш конституционный долг — защищать Украину и ее граждан».
Те же люди заявили, что Зеленский отдал личный приказ «выкинуть» их из Золотого. Хотя публично тот пообещал и дальше «говорить и искать взаимопонимания».
Разумеется, требование Зеленского сложить оружие, озвученное им неоднократно, радикалы не выполнили. Еще и пожаловались на «хамское поведение» гаранта. В итоге поездка в зону ООС обернулось для него публичным унижением.
О том, что президент с высочайшим уровнем доверия от населения страны не может совладать с кучкой радикалов, можно лишний раз не говорить. Это и так понятно. Важно другое: «Зе-команда» так и не смогла договориться с кураторами проекта «Последний блокпост». В частности, с министром внутренних дел Арсеном Аваковым, который если и не оказывает протекцию радикалам, то, как минимум, не мешает им саботировать разведение войск. В новом правительстве Украины старый глава МВД должен был стать гарантом уличной стабильности. Вышло наоборот: прикормленных радикалов под руководством «белого вождя» Андрея Билецкого он использует для укрепления собственных позиций.
При желании «разрулить» ситуацию можно довольно просто. Например, заключить бутафорное «джентльменское соглашение» между властью и ветеранами, которое позволит развести войска в районе Петровского и Золотого. Или еще проще: выйдет к «побратимам» тот же Билецкий и скажет, что президенту надо доверять. Но какова цена вопроса?
Очевидно, что одно из условий Авакова — засунуть куда подальше законопроект о переподчинении президенту Национальной гвардии, которая сегодня входит в структуру МВД. Об остальных деталях можно только догадываться.
Как бы то ни было, сталкиваться с агрессивными радикалами Зеленский пока не рискует. Перефразируем его собственное выражение: «Силой — дурак не может». Коленки трясутся. Потому что на подмогу нескольким десяткам «ветеранов АТО» в случае серьезных стычек завтра же приедут несколько сотен. Да и как поведут себя те же бойцы «добровольческих батальонов», которые влились в структуру ВСУ и МВД? Уж не вспомнят ли, кто их настоящие «вожди»?
С другой стороны, для украинской «ночи длинных ножей» в Киеве сейчас самое время. Во-первых, потому что огромный запас политической прочности сегодня позволяет Зеленскому реализовывать даже самые авантюрные или непопулярные инициативы. Буквально через несколько месяцев его рейтинг начнет падать, и тогда решить «ветеранский» вопрос будет намного труднее.
Во-вторых, сторговаться с Аваковым — означает усилить его позиции. В планы «Зе-команды» это не вписывается. Нынешний глава МВД рассматривается как рудимент эпохи Порошенко, от которого со временем можно будет избавиться. В противном случае президент просто не сможет установить реальный контроль над силовым блоком.
Тем временем решительных действий от Зеленского ждут и на международной арене. Не исключено, что его поездка в Золотое стало результатом дипломатического «пинка» со стороны Берлина и Парижа. Хотя и сам Зеленский заинтересован в том, чтобы развести войска в районе Петровского и Золотого, то есть выполнить последнее условие России для проведения встречи лидеров «нормандской четверки». Реализовывать Минские соглашения он уже (или еще) не собирается — украинскому лидеру просто нужно показать соотечественникам серьезность своих намерений.
Если «нормандской формат» не оживет, украинцы едва ли поверят, что для окончания войны и возвращения Донбасса Зеленский сделал все возможное. А недоверие в скором времени обернется большими электоральными потерями.
По большому счету, стремление во что бы то ни стало удержать разношерстного избирателя уже сыграло с украинским президентом злую шутку. Сторонники войны «до победного конца» увидели, что он хочет поладить с Россией. А там и до «капитуляции» недалеко.
Сторонники мирного урегулирования конфликта и реинтеграции Донбасса в состав Украины, напротив — упрекают власть в нерешительности и непоследовательности.
Словом, недовольны все. Пока что Зеленского спасает только тот факт, что многие украинцы готовы ждать изменений к лучшему год или даже дольше. Зато Кремль ждать не намерен. Затягивание с разведением войск уже привело к тому, что российская сторона озвучила новое условие для встречи лидеров «нормандской четверки» — имплементация «формулы Штайнмайера» в украинское законодательство.
Через пару недель, вполне возможно, Москва займет еще более жесткую позицию. Не потому ли Елисейский дворец настоятельно рекомендовал Зеленскому отвести войска, пока Путин окончательно не «забил» на «нормандский формат»?
Примечательно, что пока Зеленский выяснял отношения с радикалами, представитель Украины в Трехсторонней контактной группе Леонид Кучма публично открестился от «формулы Штайнмайера». Хотя он же и поставил под ней свою подпись. А это наглядный признак того, что нынешнего президента ни в грош не ставят даже его собственные переговорщики. Что уж говорить о политических оппонентах и подконтрольной им улице?
Если Зеленский хочет обрести реальную полноту президентской власти — самое время предпринять для этого решительные действия. Завтра будет уже поздно.
А в это время
Один из самых одиозных лидеров украинских националистов Дмитрий Ярош выступил с обращением к президенту Украины Владимиру Зеленскому из-за инцидента в Золотом. Он напомнил, как в 2015 году Петр Порошенко уже давал приказ армии разоружить стоявший на линии фронта один из «добровольческих батальонов» во главе с комбатом Черным.
Процитируем часть обращения: «Для исполнения этого антигосударственного задания руководители государства, подписавшие так называемые Минские договоренности, бросили несколько батальонов десантных войск, артиллерии и реактивщиков… Украинским „Градам“ даже координаты нашей украинской добровольческой базы дали».
И далее: «Украинские „Грады“ по украинским добровольцах тогда не работали. А тогдашний командующий десантников генерал Забродский, позвонив мне, сказал однозначно: „Украинские десантники в украинских добровольцев стрелять не будут“. Поэтому все вышло по-нашему… Российский план не прошел!».
Сегодня, по словам Яроша, его «добровольцев» поддерживает «вся Украина». Но они не хотят вооруженного столкновения с армией. Однако только «до тех пор, пока существующая временная власть не перейдет границы».
Одновременно с угрожающим обращением к Зеленскому публично выступил и другой известный лидер националистов Украины Андрей Билецкий. По его мнению, если глава государства прикажет «выкинуть» из Золотого ветеранов подразделения, то на следующей неделе в населенном пункте будут уже не несколько десятков, а тысяча людей.
«Если не выйдет с тысячей — будет десять тысяч», — отметил он.