Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Замену «Адмиралу Кузнецову» способны построить только в Китае

Без наших ядерных технологий КНР не в силах создать атомный авианосец. Но и нам без Пекина в таком деле — никуда

6084

В среду вечером газета «Коммерсант» разразилась оглушительной новостью. Якобы ущерб от случившегося на днях пожара на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов», который давно стоит на ремонте в Мурманске, составляет 95 миллиардов рублей (в пересчете — 1,5 миллиарда долларов) и сопоставим с остаточной стоимостью самого корабля за вычетом его почти 30-летнего износа. Если это так — России и на самом деле проще прямо сегодня начинать строить новый авианосец, а на боевых перспективах «Кузи» окончательно поставить жирный крест.

При этом «Коммерсант» указывает, что сенсационные сведения получил от неназванного источника в штабе Северного флота. Загадочный источник пояснил: «Речь идет не только о повреждении конструкций авианосца, но и о пострадавшем ремонтном оборудовании и вышедших из строя из-за травм военных и гражданских специалистах».

Скажем сразу: нет ровным счетам никаких оснований верить хотя бы в приблизительную корректность опубликованных уважаемой газетой подсчетов. Хотя бы потому, что оценка ущерба от аварии никак не входит в компетенцию штаба флота. Оценку всегда делают представители промышленности, Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), военной прокуратуры, ремонтники — кто угодно, только не сами военные моряки. Которые понятия не имеют, что и сколько стоит на отечественных заводах. И в состоянии ли там вообще поставить необходимую для восстановления корабля продукцию?

Читайте также
«Калибры», «Граниты» и «Гранаты» скрытно рвутся в Мексиканский залив Российские подлодки лишают города США спокойного сна. Как было до ДРСМД

Далее. Возгорание на авианосце произошло от искры при проведении сварочных работ. По словам специалистов, причиной пожара стало попадание сварочной окалины на мусор в трюме, откуда огонь перекинулся на электрокабели. Исходя из этого, всерьез рассуждать о пострадавшем ремонтном оборудовании вообще смешно. Не о сгоревшем же сварочном агрегате и паре баллонов речь?

Идем дальше. Пламя в энергетическом отсеке «Адмирала Кузнецова» удалось погасить лишь к утру 13 декабря, спустя 18 часов после возникновения чрезвычайной ситуации. За минувшие с той поры дни максимум, что можно было сделать — сформировать в Москве межведомственную комиссию для оценки ущерба и спешно направить ее в Заполярье.

Приблизительно понятно, что та комиссия в состоянии обнаружить на месте пожара — порядка 600 квадратных метров выгоревших и полупустых внутрикорабельных пространств, оплавленные пучки многочисленных кабелей и 14 пострадавших членов экипажа (из них — двое погибших). Кроме кабельных трасс и линий связи ничего особо ценного пламя уничтожить просто не могло. Просто потому, что значительная часть оборудования с авианосца давно выгружена для ремонта или для замены в заводских условиях.

Страховые выплаты «вышедшим из строя из-за травм военным и гражданским специалистам»? В соответствии с законом, таковые деньги в наших Вооруженных силах крайне невелики. А именно: единовременное пособие семье погибшего военного в России составляет 3 843 168 рублей 47 копеек. А тем, кто получил тяжелое увечье — 256 211 рублей 23 копейки.

Стало быть, вполне логичен вопрос: о каких внеплановых десятках миллиардов рублей для восстановления «Кузнецова» вообще может идти речь? Скорее — нет ничего удивительного в том, что 16 декабря, почти сразу же после ликвидации пожара на корабле, глава ОСК Алексей Рахманов выглядел не слишком удрученным. Его мнение в тот день было таково: «Корабль на плаву. Остойчивость не потерял. Значит, жить будет». А к детальному разговору о размерах ущерба, считает Рахманов, мы выйдем не ранее, чем через пару недель. Что совершенно логично.

Впрочем, даже если те самые оглушительные 95 миллиардов рублей от «Коммерсанта» — обычная газетная «утка», все равно никуда нам не уйти от обсуждения проблемы: что дальше делать с единственным российским авианосцем? Потому что понятно, что бесконечные проблемы с ним очень и очень многих в руководстве Россией и ее Вооруженными силами подталкивают к мысли, что гигантские деньги на бесчисленные ремонты и эксплуатацию крейсера просто вылетают на ветер. Как знаменитый на весь мир черный дым в безразмерную корабельную трубу «Адмирала Куузнецова».

Читайте также
Дело «Адмирала Кузнецова»: ВМФ России в шаге от катастрофы Тяжелый авианесущий крейсер могут пустить «под нож» и тогда палубной авиации придет конец

«Свободная пресса» свое мнение на этот счет детализировала на днях, 14 декабря, в материале «Дело „Адмирала Кузнецова“: ВМФ России в шаге от катастрофы». Если вкратце: по нашему мнению, вообще без авианосца возможности ВМФ РФ по истребительному прикрытию районов боевого развертывания российских атомных подводных ракетоносцев стратегического назначения окажутся опасно ограниченными. Кроме того, будет безвозвратно утеряна сложившаяся за последние десятилетия школа нашей палубной авиации. Поэтому авианосец флоту нужен. Желательно — не один.

Обязательно ли это должен быть именно «Кузнецов»? Конечно, нет. Специалистами давно признано, что конструктивно этот корабль изначально не слишком удачен. Ненадежна энергетика корабля. Не впечатляет состав авиакрыла, который втрое меньше, чем на американских аналогах. Отсутствие катапульт не дает возможности посадить на палубу значительно более тяжелые, чем даже истребители Су-33, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения. Без которых наш авианосец явно подслеповат в бою на больших дистанциях.

Перечень «родимых пятен» «Адмирала Кузнецова» можно продолжать и продолжать. Его замена давно назрела. Наверняка нашлись бы у страны и деньги на строительство нового корабля такого класса. Беда в том, что производить нечто подобное в разумные сроки российские верфи давно разучились. Не хватает квалифицированного персонала, нет современных технологий, отсутствуют свободные производственные мощности. Из надводных боевых кораблей более-менее надежно мы делаем только корветы, чье водоизмещение раз в 30−40 меньше, чем у современного авианосца ВМС США. Как же быть?

Предлагаю достать из пыльных пропагандистских сундуков традиционный советский лозунг: «Заграница нам поможет!». И обратить внимание на новость, только что пришедшую из Китая. Там на днях, 17 декабря 2019 года, в военном порту города Санья провинции Хайнань в боевой состав был торжественно принят более внушительный, чем «Адмирал Кузнецов» авианосец «Шаньдун» проекта 001А. Второй в этом классе кораблей в ВМС НОАК и первый полностью китайской постройки.

Что особенно примечательно — от момента закладки корабля (ноябрь 2013-го) до ввода его в строй флота прошло всего шесть лет и один месяц. Для сравнения: там же, на Тихом океане, мы свой микроскопический рядом с «Шаньдуном» корвет УРО проекта 20380 «Совершенный» доводили до ума 11 с лишним лет (с июня 2006-го по июль 2017-го).

И все же «Шаньдун» даже для Китая — вчерашний день. Поскольку на нем вместо обязательных сегодня паровых или электромагнитных катапульт для подъема авиации, как и на нашем «Адмирале Кузнецове», используется трамплин. Этого коренного недостатка, как предполагается, удастся избежать на следующем поколении авианосцев ВМС НОАК проекта 002. Первый из которых китайцы уже быстро строят, а второй намерены заложить в 2021 году.

Затем Пекин предполагал к середине 2020-х годов перейти к строительству таких же «плавучих аэродромов», каковые уже есть у американцев, — атомных, водоизмещением под 100 тысяч тонн. С электромагнитными катапультами и с минимум 50 летательными аппаратами в составе авиакрыла (проект 003). Конечная задача: к 2035 году иметь возможность вывести в океан сразу шесть многоцелевых авианосных групп. И начать и в этой сфере реальную глобальную конкуренцию с США.

Но тут сумасшедшая по стоимости и темпам реализации программа, кажется, дала серьезный сбой. По сообщению СМИ, несколько месяцев назад в Китае внезапно решили пока ограничиться строительством всего четырех авианосцев с обычными двигательными установками. Один — проекта 001, один — проекта 001А и два — проекта 002. От амбициозных планов с обретением атомных авианосцев проекта 003 наши дальневосточные соседи, вроде бы, уже отказываются. Или снабдят и эти перспективные авианесущие комплексы обычными корабельными двигателями. Что, конечно, существенно снизит боевые возможности проекта 003. Впрочем, официальных комментариев на сей счет Пекин не дает.

Читайте также
«Князь Владимир» приготовил Трампу подарок под «ёлочку» ВМФ России намерен догнать стратегический подводный флот США

Причин корректировки планов может быть много. В том числе — и финансовых. Но, во всяком случае, одна — точно технологическая. Китай, несмотря на все свои впечатляющие успехи в создании нового военно-морского флота, так и не научился пока делать ядерные реакторы для боевых надводных кораблей. А вот мы — давно умеем строить и тяжелые атомные ракетные крейсера, и атомные ледоколы.

Возможно, именно в этом наш совместный шанс на взаимовыгодное военно-техническое сотрудничество в столь необычной пока сфере. Который сравнительно быстро и сравнительно недорого позволил бы и Китаю, и России обзавестись современными атомными авианосцами.

Пока в этой сфере ситуация у Пекина такова. Да, соседи давно научились строить свои подводные лодки с ядерными реакторами. Однако, как полгода назад пояснил гонконгской газете South China Morning Post военный эксперт из Пекина Чжоу Чэньминь, реакторы субмарин нельзя просто перенести и на авианосец. По словам Чэньминя, Франция усвоила этот урок четверть века назад.

Стремясь сократить расходы на разработку первого и единственного своего атомного авианосца «Шарль де Голль», французские конструкторы решили использовать в качестве основной двигательной установки два водо-водяных энергетических реактора. Как на своих подлодках. Это не сработало. Из-за своего огромного размера, парусности и недостаточной мощности двигателей «Шарль де Голль» получил неофициальное звание самого медленного в мире авианосца.

Между тем, в ряде ситуаций авианосцы должны разгоняться, по крайней мере, до 30 узлов, чтобы создавать встречный ветер, необходимый для подъема самолетов с палубы. «Француз» на это оказался не способен. И в КНР не хотят становиться на тот же ущербный путь.

Но упорные китайцы не были бы китайцами, если бы не стремились самостоятельно решить и эту проблему. В частности, во время визита президента РФ Владимира Путина в КНР в 2014 году был подписан «Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в сооружении атомных электростанций». Согласно документу, Москва и Пекин намерены объединить усилия в строительстве плавучих атомных электростанций.

Дальше — больше. В июне 2018 года правительство России пригласило национальную ядерную корпорацию Китая участвовать в тендере на совместное создание атомного ледокола. Новый ледокол длиной 150 метров должен будет работать на модульных реакторах. Стало быть, китайцы получают доступ к соответствующим российским технологиям. Потому что какая разница, куда ставить миниатюрный корабельный реактор: на авианосец, ледокол или на плавучую АЭС?

Но зачем нашим странам обходные пути в таком деле? Почему бы прямо не предложить Пекину: мы вам — корабельные реакторы и технологии их производства. Вы нам — быстро, за семь-десять лет, строите на своих верфях новый атомный авианосец.

Почему именно за семь-десять лет? Потому что наш «Адмирал Кузнецов» даже и в случае успешного завершения нынешнего ремонта дольше вряд ли протянет.

Если понадобится доплатить за достойную смену для «Кузи» - доплатим. Все равно это определенно будет намного дешевле и надежней, чем затевать суперстройку с неизвестным исходом на нынешних российских верфях.

Читайте также
Шойгу остановит танки НАТО новой пушкой Обновленная «Малка» достанет врага на удалении в 50 километров

К слову: подобную идею еще полгода назад выдвинула та же South China Morning Post. 16 июля 2019 года она признала: «У России есть технологии, но нет денег. У Китая есть деньги, но нет технологий. Сотрудничая с Россией, Китай станет на шаг ближе к запуску собственного атомного авианосца».

Со своей стороны добавим: совместное продвижение по этому пути помогло бы и нам поскорее обзавестись таким же мощным авианесущим комплексом. Чем не тема для переговоров двух все более дружественных столиц перед лицом растущей военной угрозы со стороны США?

А в это время

Президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов в четверг, 19 декабря, заявил: «Информация некоторых СМИ о том, что сумма ущерба, причиненного в результате возгорания на ТАВКР (тяжелый авианесущий крейсер „Адмирал Кузнецов“ — „СП“) якобы равна стоимости самого авианесущего крейсера, полностью не соответствует действительности. Критических повреждений крейсер не получил, так как оборудование, находившееся в отсеке, где произошло возгорание, в ходе проводимого капитального ремонта было уже демонтировано в связи с заменой на новое, которое сейчас поступило на завод».


Военное обозрение: Лукашенко ставит подножку грозному русскому «Ярсу»

Военные новости: В Генштабе заявили, что НАТО готовится к большой войне

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня