В России собираются создать сверхзвуковой стратегический бомбардировщик шестого поколения. Об этом рассказал командующий Дальней авиацией ВКС России генерал-лейтенант Сергей Кобылаш в интервью «Московскому комсомольцу».
Надо сказать, что командующий был немногословен. Он сказал, что, во-первых, самолет будет беспилотным. То есть управление возьмет на себя искусственный интеллект. Во-вторых, появление самолета следует ожидать к 2040 году. И это очень смелое заявление, если учесть ситуацию с дальним бомбардировщиком пятого поколения.
Конечно, интервью у Сергея Кобылаша взяли по поводу Дня Дальней авиации, которой в этом году исполнилось 105 лет. Ну, а в связи с торжественностью момента всегда, вольно или невольно, поизносятся очень громкие слова.
Так вот, насколько реально успеть сконструировать самолет нового поколения за 20 оставшихся лет? При этом перепрыгнув через поколение, которого у нас пока еще нет. Дело в том, что к пятому поколению стратегических бомбардировщиков относится Перспективный авиационный комплекс Дальней авиации (ПАК ДА), который широкой публике был продемонстрирован лишь в виде существенно уменьшенного макета, да и то прорисованного, а не объемного. Что-то ОКБ Туполева в этом направлении делает, но пока лишь известно, что а) самолет дозвуковой, б) построен по схеме «летающее крыло», в) при его конструировании максимально использованы стелс-технологии. При этом никто не может дать внятного ответа на вопрос: чем ПАК ДА отличается от американского перспективного дальнего бомбардировщика В-21, который обладает точно такими же отличительными признаками?
Есть подозрения, что ПАК ДА будет полностью готов для эксплуатации в ДА примерно в то же время, когда, по утверждению Сергея Кобылаша, будет готов бомбардировщик шестого поколения (назовем его для удобства изложения сверхперспективным — СПАК ДА). Несмотря на то, что менее недели назад заместитель министра обороны Алексей Криворучко заявил, что ПАК ДА будет принят на вооружение в 2027 году.
И это абсолютно не соотносится с реальным положением дел. Даже если бы уже существовал полностью построенный прототип, то на его наземные испытания ушло бы не менее двух лет. Это вызвано тем, что у ОКБ Туполева не существовало опыта создания такого типа самолетов — максимально невидимое «летающее крыло». Отсутствие опыта повлечет за собой и более длительный период летных испытаний — лет десять, никак не меньше. Итого, мы имеем уже 2032 год. Но ведь потом понадобятся государственные испытания, на которые понадобится года два. Получаем 2034 год. И это, можно сказать, идеальный вариант. А идеальных вариантов в нашей практике совсем немного.
Однако прототипа еще не существует. Поэтому наша арифметика никуда не годится. Этим летом стало известно, что какие-то практические работы производятся лишь по двигателю для ПАК ДА. Портал Avia.pro обнаружил на сайте государственных закупок информацию о поставке в феврале 2020 года первого комплекта сопловых аппаратов I и II ступеней турбины в сборе общей стоимостью 61 млн. рублей. Общий объем заказа — шесть сопловых аппаратов. В роли заказчика выступает самарское двигателестроительное КБ Кузнецова. Разумеется, при этом не раскрывается никаких подробностей. Не указан даже заводской индекс двигателя.
Вполне понятно, что первые двигатели на новые бомбардировщики устанавливать не будут. Агрегаты предназначены для всесторонних наземных испытаниях.
Чтобы завершить обсуждение перспектив ПАК ДА и перейти к машине следующего поколения, необходимо сказать о том, что у США гораздо больший опыт по созданию «невидимок», построенных по схеме «летающее крыло». Поэтому их разработка В-21 движется быстрее, чем ПАК ДА. В 1988 году в ВВС США начал эксплуатироваться дозвуковой истребитель F-117. Спустя 10 лет на вооружение был принят стратегический бомбардировщик В-2. И вот теперь компания «Боинг» в кооперации с «Локхид Маритн» делает еще одного «стратега» по той же аэродинамической схеме — В-21.
Необходимо сказать, что одна из главных сложностей, с которыми ОКБ Туполева столкнется при полетах перспективной машины, — очень значительная неустойчивость самолета, присущая аэродинамической схеме «летающее крыло».
А теперь о СПАК ДА. В последнее время и ОПК и Министерства обороны сильно запутали ситуацию с модификациями стратегического ракетоносца Ту-160 «Белый лебедь» — Ту-160М и Ту-160М2.
Еще два года назад мы твердо знали, что 16 находящихся в строю Ту-160 будут вначале подремонтированы, а затем на них будет установлено новое радиоэлектронное оборудование, что должно повысить их боевую эффективность. Причем модернизация будет частичной, то есть неглубокой.
Ту-160М2 — это новый самолет, хоть и использует практически тот же самый планер, что и Ту-160. Однако и планеры, и всю начинку нужно строить заново. И это гигантская работа. Для восстановления полностью утраченного (читай — разгромленного) производства «Белых лебедей» на Казанском авиационном заводе было выделено несколько миллиардов рублей. Поскольку технологии там сложнейшие — чего стоит хотя бы изготовление громадных элементов планера из титана и вакуумная их сварка.
При этом все «внутренности» будут абсолютно новыми. Их разрабатывает Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). Руководство концерна утверждает, что за счет такого обновления боевые возможности Ту-160М2 возрастут почти в 2 раза по отношению к Ту-160. При этом КРЭТ разрабатывает унифицированное БРЭО, которое будет использоваться и на ПАК ДА, и на Ту-160М2.
Так вот, было запланировано строительство 50 Ту-160М2. Но в последнее время об этом стали забывать. Повсеместно речь ведется только о Ту-160М. В прошлом году в Казани выкатили «Белого лебедя», который был построен не заново, а с использованием хранившегося на заводе планера, построенного в 90-е годы. Когда он совершил первый полет, заявили, что это прототип Ту-160М2. Но вскоре информация была скорректирована, оказалось, что летал Ту-160М. И это, конечно, понятно, поскольку БРЭО для новой машины КРЭТ пока еще не создал.
Объявлено, что общее БРЭО (начинка или же авионика) будет создано для двух самолетов — и для ПАК ДА, и для Ту-160М2. Соответственно, и строиться на Казанском авиазаводе им. Горбунова они будут примерно в одно время. Однако мощности завода не безграничны. Подсчитано, что он способен выпускать 3−4 Ту-160М2 в год. Если параллельно там же строить еще и ПАК ДА, то получится 1,5−2 каждого из этих самолетов в год. То есть процесс построения полусотни Ту-160М2 и стольких же ПАК ДА растянется на четверть века. И сюда перспективному самолету шестого поколения никак не втиснуться.
Это позволяет предположить, что под СПАК ДА военные теперь понимают доработанный ракетоносец Ту-160М2. Да, он сверхзвуковой. И не обладает пониженной радиолокационной заметностью. Именно так командующий Дальней авиацией охарактеризовал бомбардировщик шестого поколения.
При этом следует сказать, что его искусственный интеллект может быть не столь «изощренным» как у истребителя или фронтового бомбардировщика. Потому что «стратегу» не нужно вести маневренные воздушные бои и прорываться через плотный наземный огонь противника. Главное оружие российских самолетов Дальней авиации — ракеты Х-101/102, которые имеют дальность 5500 км. Для осуществления атаки самолету не надо приближаться к зоне ПВО противника. Однако при этом КРЭТ обещает оснастить самолет еще и мощным комплексом самообороны.
То есть беспилотный Ту-160М2 должен в автономном режиме взлетать и садиться, а также достигать точки пуска ракет и возвращаться на базу. Что при нынешнем уровне развития авиационной техники не является чрезвычайно сложной задачей. Остается выбор целей для поражения ракетным ударом и пуск ракет. И это также вполне решаемая задача. Причем «поведение» самолета в автономном режиме может корректироваться по каналу широкополосной связи с базой.
Вот этот путь, путь создания из Ту-160М2 беспилотного ракетоносца шестого поколения, и способен решить задачу, поставленную командующим ДА, к 2040 году. Если же конструировать самолет с нуля, то его готовность сильно вылезет за границу середины текущего столетия.
Военное обозрение: Поляки не хотят расставаться с МиГ-29 ради F-35
Военные новости: Шойгу заявил о снижении места России в мире по расходам на армию