На рассвете 5 января девять боевиков сомалийской исламистской группировки напали на кенийский аэродром Манда-Бей, где обосновались американские военные. Были убиты от двух до четырех человек. Сгорели несколько самолетов, хранилище горюче-смазочных материалов.
Боевики сообщили об уничтожении семи самолетов и трех наземных транспортных средств. Африканское командование США признало, что шесть самолетов получили «повреждения различной степени», «нанесен ущерб инфраструктуре и оборудованию».
Опубликованные фотографии пожарища, а также объем ущерба таковы, словно по американской базе был нанесен серьезный ракетно-бомбовый удар минимум тройкой истребителей-бомбардировщиков.
Главная потеря американцев — самолет наблюдения и разведки Bombardier DHC-8−202 (RO-6, гражданская регистрация N8200L, серийный номер 455). Самолет DHC-8−202 является одной из двух машин этого типа, оснащенных комплексом разведывательного оборудования SOCOM Tactical Airborne Multi-Sensor Platforms (STAMP) и активно используемых американцами на Ближнем Востоке и в Африке. До того, как этот разведчик начал работать над территорией Сомали, он совершал полеты над Ливией. Прежде DHC-8−202 принадлежал частной военной компании Blackwater, впоследствии перешел к армейской авиации США.
Известно, что в разведывательное оборудование этого самолета входят электронно-оптический, инфракрасные и гиперспектральные камеры, оптические системы панорамного наблюдения, две РЛС с АФАР с синтезированной апертурой и алгоритмами поиска и сопровождения подвижных наземных объектов, а также средства электромагнитной и радиоразведки. Все это великолепие стоит очень серьезных денег.
Сообщается, что четверо нападавших были убиты, пятеро захвачены. Также стало известно, что перед атакой они отключили подачу на базу электричества.
Создается ощущение, что Пентагон страдает отсутствием памяти. То есть с приходом новых военных чиновников напрочь забывается, что же делали предыдущие. И где они сели в лужу. А Сомали — это страна, куда американским военным соваться категорически противопоказано.
Эта поучительная история, которая, похоже, ничему не научила следующие поколения американцев, такова. В 1992 году США, обзаведясь мандатом ООН, направили в Сомали для наведения порядка значительный контингент войск, в который, в частности, вошли 75-й парашютно-десантный полк специального назначения и 1-й полк специального назначения Сухопутных войск США «Дельта». Можно сказать, штурмовая элита.
Воюющие друг с другом сомалийские племена не придали этому особого значения. Но в июле 1993 года командование контингентом решило заявить, «кто в стране хозяин». Для этого решили «отрезвить» мятежного генерала Мухаммеда Фараха Айдида, подвергнув ракетным и бомбовым ударам ряд строений в столице Могадишо. В результате погибли 60 мирных жителей.
Это стало причиной того, что американцев люто возненавидели все сомалийцы, к каким бы группировкам они не принадлежали. Началась тотальная партизанская война.
В октябре 1993 года было решено покончить с генералом Айдидом. Для захвата генерала и его ближайших помощников были выделены приличные силы. Во-первых, это была 3-я рота (рота «С») 1-го полка «Дельта» численностью в 50 человек. На нее возлагалась задача по захвату здания. Во-вторых, это была 2-я парашютно-десантная рота 3-го батальона 75-го парашютно-десантного полка специального назначения, численностью в 75 человек. В-третьих, это была группа эвакуации из числа военнослужащих полка «Дельта», 75-го полка спецназа и полка спецназа ВМС. В-четвертых, была создана группа авиационного прикрытия в составе вертолетов армейской авиации и разведывательного самолета морской авиации.
Здание в центре Могадишо захватить удалось. Удалось взять в плен и 24-х «членов правительства» мятежного генерала.
После чего для американцев начался ад. Они оказались блокированы в здании, не имея возможности выбраться из него и пробиться к своим. Сомалийцы вели плотный огонь со всех сторон. По свидетельствам очевидцев, стреляли даже женщины и дети.
На помощь к блокированным были посланы два вертолета MH-60 «Блэк Хок». Но они были сбиты из РПГ. Двое вертолетчиков погибли сразу, двое умерли через некоторое время от ран, поскольку из-за плотного огня их не удалось эвакуировать.
Все имевшиеся американские силы — не занятые в операции бойцы 75-го и 1-го полков спецназа — были брошены на помощь блокированным товарищам. Бой продолжался 4 часа. Однако американцы были не в состоянии пробиться к окруженному зданию.
И тогда на помощь были призваны части 10-й горной дивизии Сухопутных войск США, мотопехотные подразделения Сухопутных войск миротворческого контингента Малайзии на бронетранспортерах, а также танки Сухопутных войск миротворческого контингента Пакистана.
Лишь через сутки «спасителям» американского спецназа удалось пробиться к блокированному зданию и начать эвакуацию. Однако для всех заложников не хватило места в бронетранспортерах. Двум десяткам американцев удалось каким-то чудом, преодолев два километра враждебного города, пробраться к своим.
В той катастрофической операции были убиты 19 американских и 1 малазийский военнослужащий, 76 были ранены.
Американцы, отбиваясь, не щадили никого — среди погибших полутора тысяч сомалийцев было значительное количество женщин и детей. И если американцы забыли этот урок, то сомалийцы прекрасно его помнят, о чем свидетельствуют события на американской базе Манда-Бей в Кении.
После побоища в Могадишо в США начался «разбор полетов». В результате министр обороны Лес Эспин был вынужден уйти в отставку.
При этом ни о каких операциях не могло быть и речи. Американский спецназ, окопавшись на своей базе, постоянно находился в состоянии повышенной боеготовности, решая единственную задачу по охране периметра.
Однако американцы, пытаясь сохранить лицо, направили к берегам Сомали авианосец и потребовали от генерала Айдида заключить перемирие. Что, в общем-то, было абсурдно, поскольку Айдид на США не нападал.
А к марту 1994 года последний американский солдат покинул территорию Сомали. Казалось бы, навсегда. Однако и у Пентагона, и у Вашингтона на этот счет какие-то свои, не вписывающиеся в классическую логику соображения. После разгрома во Вьетнаме они дольше сохраняли здравомыслие.
Ну, и в заключение необходимо сказать об иранской ракетной атаке двух американских военных баз, расположенных в Ираке. Даже не зная о реальном масштабе разрушений, одно можно сказать однозначно: ЗРК Patriot, который должен перехватывать любые типы ракет и летательных аппаратов, делать это не в состоянии. Пользы от него никакой.
Военное обозрение: Утром 8 января 2020 года Соединенные Штаты проснулись на фронте
Военные новости: Пушков: в Вашингтоне решается, быть или не быть большой войне