Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Простительная ошибка: Америка не накажет Иран за сбитый Boeing

176 пассажиров принесены в жертву, чтобы не началась Третья мировая война

8881

Расследование сбитого лайнера Boeing 737−800 «Международных авиалиний Украины» 8 января после вылета из аэропорта, в результате чего погибло 176 человек, еще продолжается, однако официальный Иран спустя три дня после катастрофы признал «катастрофическую ошибку». О ней говорит и иранский лидер Хасан Рухани, а командующий военно-космическими силами КСИР (Корпус стражей исламской революции) Амир Али Хаджизаде взял на себя полную ответственность за крушение пассажирского самолета. Собственно и факт ракетного пуска был очевиден, подтвержден визуально, поэтому Тегерану отпираться было бесполезно. При этом нужно отдать должное Ирану, который признал сам факт сбитого самолета и выразил готовность выплатить соответствующие компенсации.

Украинский лайнер ранним утром 8 января оказался фактически в эпицентре военного конфликта — за несколько часов до этого Иран нанес ракетный удар по двум американским базам в Ираке, в ответ на убийство своего генерала Касема Сулеймани, и ждал ответной атаки со стороны США. Силы ПВО страны находились в состоянии полной боевой готовности и были готовы к отражению удара с воздуха. С учетом такой нервной обстановки пальца иранских операторов зенитных ракетных систем лежали на кнопке «Пуск», а любая отметка на экране радаров могла померещиться приближающейся военной целью. Boeing 737, скорее всего, был просто перепутан с ракетой или беспилотником. К слову, американская многоцелевая высокоточная крылатая ракета «Томагавк», является дозвуковой (скорость 880 км/ч, а при подлете к цели в два раза меньше) и совершает полет на предельно малых высотах. Ее вполне можно перепутать с взлетающим пассажирским самолетом, который поднялся на высоту чуть более двух километров и находился в непосредственной близости от пункта управления возле аэродрома Тегерана.

Читайте также
США берут на прицел Россию из Тихого океана Пентагон разместит гиперзвуковые ракеты на островах к востоку от Тайваня и Филиппин

Преднамеренно сбивать украинский лайнер Иран точно не хотел. Большая часть пассажиров на его борту была гражданами этой страны и канадцами иранского происхождения. Опять же противоречий между Тегераном и Киевом как-то не наблюдается, так что национальная принадлежность самолета не могла стать поводом для нанесения по нему ракетного удара. Другое дело, что международный аэропорт в Тегеране, ожидавшем в тот момент ответной американской атаки, не был закрыт для пассажирских самолетов и они взлетали оттуда с интервалом в 20−30 минут. Вылетел и лайнер «Международных авиалиний Украины», но случайный ракетный обстрел почему-то пришелся именно на него. Мог оказаться любой другой. Горе…

Иранские силы ПВО нельзя назвать совершенными, хотя РЛС представлены достаточно современными станциями российского, белорусского, китайского и иранского производства, предназначенными для контроля воздушного пространства. Наиболее эффективными зенитными системами и комплексами являются российские ЗРС С-300ПМУ-2 и ЗРК «Тор-М1» (поставки были завершены в 2007 году), из последнего, как предполагается, и был сбит украинский лайнер. Стоят на вооружении и новые иранские ЗРК Bavar-373, 15th Khordad, Talash, Mersad-16 и ряд других. Они позволяют закрыть воздушное пространство над многими регионами страны, крупными городами, военными объектами, центрами нефтяной и атомной промышленности. При этом силы ПВО организационно находятся как в составе иранской армии, так и в Аэрокосмических силах КСИР. Для общего управления существует оперативное командование единой системы ПВО. Можно предположить, что 8 января произошел некий «сбой системы», то есть ракеты были переведены на ручной режим управления и ПВО КСИР отрабатывало отдельные задачи. В результате чего и произошла трагическая ошибка.

В истории авиации случаи сбитых военными средствами гражданских самолетов известная, но не распространенная практика — преднамеренно лайнеры сбивают редко. 27 июля 1955 года самолет Lockheed L-049 израильской авиакомпании El Al, следовавший из Вены в Телль-Авив, нарушил воздушное пространство Болгарии и был сбит истребителями близ города Петрича. Погибло 58 человек. Болгарское правительство признало ошибку и принесло извинения, а также выплатило компенсации. 21 февраля 1973 года в воздушное пространство Израиля ошибочно вошел ливийский Boeing 727, который был сбит истребителями. Израиль выплатил семьям 108 погибших человек компенсацию. 27 июня 1980 года в Тирренском море (близ берегов Италии) потерпел катастрофу DC-9, погиб 81 человек. Многолетнее расследование привело к заключению, что лайнер стал случайной жертвой воздушного боя между самолетами НАТО и Ливии. Италию обязали выплатить семьм погибших компенсации. 3 июля 1988 года пассажирский Airbus А-320 иранской авиакомпании Iran Air потерпел крушение в районе Персидского залива, погибло 290 человек летевших из Бендер-Аббаса в Дубай. По лайнеру выпустил ракеты крейсер ВМС США Vincennes — по официальному заявлению Вашингтона лайнер был ошибочно принят за иранский военный самолет. 4 октября 2001 года над Черным морем потерпел крушение Ту-154 авиакомпании «Сибирь», выполнявший рейс по маршруту Тель-Авив — Новосибирск, погибло 78 человек. Было установлено что самолет был непреднамеренно сбит украинской ракетой во время учений ПВО. Киев долго не соглашался с этой версией, но в итоге вину признал и выплатил семьям погибших компенсации, проигнорировав при этом требование авиакомпании выплатить ущерб.

Последний в этом списке — рейс пассажирского Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines, следовавший по маршруту Амстердам — Куала-Лумпур, который был прерван 17 июля 2014 года в небе над Донбассом. Погибло 298 человек. Международное расследование (в том числе с показаниями российских специалистов) выяснило, что лайнер был сбит из ЗРК «Бук», которая имеется на вооружении Украины и России. Киев настаивает, что пуск ракеты был произведен с территории, контролируемой ополченцами ДНР. Минобороны РФ настаивает на том, что пуск был произведен с подконтрольной украинским военным территории. Ответственность на себя до сих пор никто не берет.

Читайте также
Госпереворот в Сухуме: Абхазию упорно отрывают от Кремля Чем закончатся волнения в Стране души и откуда ветер дует с призывом свержения власти, понятно многим

Можно упомянуть и сбитый 1 сентября 1983 года в небе над Сахалином корейский Boeing 747 выполнявший международный рейс по маршруту Нью-Йорк — Анкоридж — Сеул, на борту которого находилось 246 пассажиров и 23 члена экипажа. Лайнер отклонился от маршрута более чем на 500 километров и вошел в зону действия советских ПВО. Был сбит ракетами истребителя-перехватчика Су-15, пилот которого по целому ряду причин принял его за самолет-разведчик. Катастрофа, которая вызвала и без того серьезное обострение отношений между СССР и США, вскоре перестала быть поводом для выяснения причин трагедии. В декабре 1990 года во время визита президента Республики Корея Ро Дэ У в Москву, президент СССР Михаил Горбачев принес официальные извинения корейской стороне за катастрофу того рейса.

Похоже, что и сейчас официальный Тегеран никто не собирается серьезно наказывать за случайно сбитый украинский лайнер. Иран как-то вовремя признал свою ошибку и не стал снимать с себя вину. Извинения принесены, компенсации будут выплачены — инцидент, если так можно назвать эту страшную трагедию, вскоре будет исчерпан. Публичная порка отменяется. Более того, буквально на следующий день после катастрофы Вашингтон заявил о готовности сесть за стол переговоров с Тегераном без предварительных условий. По словам постпреда США при ООН Келли Крафт, США «готовы без предварительных условий начать серьезные переговоры с Ираном с целью предотвращения дальнейшей угрозы международному миру и безопасности или эскалации со стороны иранского режима».

Военное обозрение: Шойгу заявил об усилении отслеживания развёртывания США ракет средней и меньшей дальности

Последние новости
Цитаты
Максим Шевченко

Журналист, общественный деятель

Александр Романов

Бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полетов

Дмитрий Ежов

Доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве России

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня