Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Авианосец «Ульяновск» тряхнет стариной, чтобы бросить вызов ВМС США

Через десять лет у «Адмирала Кузнецова» появится товарищ по оружию

11530

В России может появиться еще один «бумажный» авианосец. Их уже достаточно много, существующих в виде макетов, перевозимых с выставки на выставку морской техники. Есть пара легких, водоизмещением 40 и 50 тыс. тонн. Есть тяжелый «Прибой» водоизмещением 100 тыс. тонн. Есть «Ламантин» примерно такой же «комплекции». И каждый из этих проектов имеет свой номер и шифр. Конструкторские бюро работают с повышенной нагрузкой.

В начале этой недели два источника в судостроительной отрасли сообщили ТАСС, что Главное командование ВМФ Министерства обороны должно до конца 2020 года закончить работу над ТТЗ (тактико-техническим заданием) на постройку первого российского авианосца («Адмирал Кузнецов» — советский) с атомной энергетической установкой.

После чего ТТЗ будет передано в Объединенную судостроительную компанию для начала работ по проектированию авианосца. И тут источники сообщают важную и весьма любопытную деталь — при проектировании будет использована архивная документация по недостроенному советскому атомному тяжелому авианесущему крейсеру (АТАВКР) проекта 1143.7 «Ульяновск». То есть получается, что ТТЗ пока еще нет, а основные характеристики корабля уже известны. Но, в общем-то, практика достаточно распространенная — разработчик выдвигает вчерне, в инициативном порядке, созданный проект, а заказчик, которого проект устраивает, трансформирует предложенный военный комплекс в требования к нему.

Читайте также
Россия сходит с космической орбиты Есть ли у страны шансы продолжить дело Сергей Королева и Юрия Гагарина

Предполагается, что контракт на постройку авианосца будет подписан к 2025 году. А строительство завершится к 2030 году.

При этом источники, дабы не раскрывать секрета Полишинеля, ничего не сказали о том, кто же будет реализовывать этот проект. Хотя абсолютно понятно, что это Невское проектно-конструкторское бюро. Именно это бюро спроектировало в 1987 году «Ульяновск». И оно же показала на недавнем Международном военно-морском салоне в Петербурге макет «Ламантина» (проект 11430Э), который внешне отличается от «Ульяновска» только островом — палубной надстройкой. Так что всё сходится. Собственно, и документы не надо из архива поднимать — они давно уже в работе в Невском ПКБ.

Вполне понятно, что если бы «Ульяновск» был принят на флот, как было запланировано, в 1995 году, то это был бы достаточно современный и эффективный корабль, способный работать в любой точке Мирового океана. Его преимущество в сравнении со всеми прочими отечественными авианесущими крейсерами (а их раньше было несколько) определяло хотя бы наличие атомной энергетической установки. Но у «Ульяновска» были и иные преимущества.

Увы, история распорядилась по-своему. Строительство «Ульяновска» началось в 1988 году на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве (ныне Украина). В 1991 году «Ульяновск» был выведен из списочного состава ВМФ СССР. Работы прекратились, когда авианосец был готов на 20%. А в 1992 году корабль начали разделывать на металл.

Итак, что же мог получить флот в 1995 году, если бы страну миновали политические потрясения? И «Адмирал Кузнецов», и другие отечественные авианосцы, как уже существующие, так и строившиеся, значительно проигрывали бы «Ульяновску» и по ударной мощи, и по географии решения боевых задач.

На корабле водоизмещением 80 тыс. тонн (у «Адмирала Кузнецова» 60 тыс. тонн) должны были базироваться 70 самолетов и вертолетов (на «Кузнецове» 50). Причем самолеты на атомном авианосце были представлены только одними тяжелыми палубными истребителями Су-33, в то время как на «Кузнецове» «разбавлены» легкими МиГ-29К. Существенно отличалась и автономность плавания — 120 суток против 45 суток.

Еще одно существенное достоинство, которое так и не было реализовано не только из-за отказа от продолжения строительства «Ульяновска», — наличие в авиагруппе четырех турбовинтовых самолетов ДРЛО Як-44, которые также были бы оснащены аппаратурой радиоэлектронной борьбы. Вот благодаря этому обстоятельству перспективный АТАВКР вставал вровень с американскими авианосцами того периода. Однако и Як-44 не получился. В 1993 году этот жизненно необходимый для ВМФ проект был свернут в связи с прекращением финансирования.

Что же касается оружия обороны, то оно было примерно таким же, как и у «Кузнецова» — ПКР «Гранит», ЗРК «Кинжал», ЗПРК «Кортик», реактивные бомбометы, пара противолодочных вертолетов.

Все это позволяет сказать, что в случае воссоздания «Ульяновска» под названием «Ламантин» или еще каким-то, он будет однозначно существенно сильнее нашего многострадального «Адмирала Кузнецова». К тому же следует еще учесть, что на него будет установлено современное радиоэлектронное и ракетное оружие.

Однако при этом следует понимать, что это будет авианосец вчерашнего дня. Никак он не может быть современным в отсутствии самолета ДРЛОиУ. Но это, конечно, вопрос оснащения и комплектации, от Невского ПКБ не зависящий. А вот использование трамплина, отсутствие даже паровой, не говоря об электромагнитной катапульте, — значительно снижает боевые возможности палубных истребителей.

Дело в том, что появление на американских авианосцах атомных силовых установок преследует, в том числе, цели обеспечения работы катапульт (как паровых, так и электромагнитных) очень значительным количеством энергии, необходимой для разгона большого количества самолетов в сжатый период времени. Традиционные силовые установки с этим плохо справляются.

У катапульт есть целый ряд достоинств, которых лишен взлет с трамплина. Во-первых, возможность запускать более тяжелые самолеты, то есть с полной загрузкой топливом и боекомплектом. На «Кузнецове» есть только один трек, проходящий от самой кормы до трамплина, который позволяет загружать самолеты не намного меньше, чем позволяют их ЛТХ. Два других трека укорочены, из-за чего тяжелый самолет не успевает набрать необходимую для правильного отрыва скорость. То есть трамплин сокращает дальность полетов истребителей и их ударные возможности.

Во-вторых, катапульта позволяет производить взлеты при более жестких погодных условиях — качке и ветре. В-третьих, при запуске самолетов с катапульты удается выдерживать более высокий темп взлетов. Это важно. Потому что самолетам приходится тратить дополнительное время и топливо на то, чтобы все встретились в точке сбора.

Конечно, у катапульты, особенно паровой, есть недостатки. Например, она занимает на корабле значительный объем и сложна в эксплуатации. Но это с лихвой компенсируется вышеперечисленными достоинствами.

Так что к радостным комментариям относительно того, что перспективный авианосец будет не хуже американских, следует относиться скептически. Хотя бы из-за трамплина и отсутствия самолета ДРЛОиУ.

Необходимо сказать, что в Советском Союзе был опыт, почти увенчавшийся успехом, по созданию паровой катапульты. Ее разработка началась в 1977 году. Эксперименты проводились в Крыму на комплексе НИТКА. В 1987 году появился шанс довести проект до победного конца и оснастить «Ульяновск» паровой катапультой. Работы по катапульте продолжались и после того, как авианосец был заложен. Но прекратились одновременно с отказом ВМФ от «Ульяновска».

Была попытка создания и электромагнитной катапульты. Она продолжалась 15 лет до конца 90-х годов в Институте высоких температур Академии наук (ИВТАН) при участии ОКБ Микояна.

Читайте также
Американцам придется сражаться с МиГ-36, Су-60 и Як-150 В США спрогнозировали прорыв, который совершат российские авиаконструкторы

И еще один важный момент. Для перспективного авианосца необходимо построить хотя бы пару кораблей охранения, которые должны отвечать за противоракетную и противолодочную защиту. И они должны быть «посерьезнее», чем у «Адмирала Кузнецова». То есть это должны быть крейсера или эсминцы, потому что это предопределено тем, что у авианосца атомная силовая установка и, следовательно, он, в отличие от «Кузнецова», должен совершать сверхдальние походы в океанской зоне. Но наша судостроительная промышленность за весь российский период освоила лишь строительство фрегатов.

Ну, и еще один вопрос. Очень серьезный. Нужен ли России осовремененный «Ульяновск»? Американский авианосный флот на протяжении нескольких последних десятилетий используется в основном как средство психологического давления на заведомо более слабого противника. Во время же серьезных военных операций в 90-е годы — начале нулевых годов нового столетия на Ближнем Востоке вклад палубной авиации по сравнению с налетами истребителей и бомбардировщиков ВВС был незначительным.

Самой крупной послевоенной операцией, в которой принимали участие авианосцы США, была Война в Персидском заливе 1990−1991 годов. В ней принимали участие 6 авианосцев — от построенного в 1945 году «Мидуэя» до ныне эксплуатирующегося «Теодора Рузвельта».

За два с половиной месяца операции ударные самолеты всех шести авианесущих групп совершили 18 117 боевых вылетов, в которых главным образом принимали участие палубные самолеты F/A-18 Hornet. За тот же период авиация наземного базирования совершила более 98 тыс. вылетов. Причем и ракетно-бомбовые удары у нее были мощнее, поскольку в операции принимали участие стратегические бомбардировщики.


Военное обозрение: Украина учит США воевать с Россией

Военные новости: Стало известно, когда в России появятся бомбардировщики нового поколения

Последние новости
Цитаты
Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня