Запланированные ранее поставки бронетехники на базе тяжелой гусеничной платформе «Армата» в Вооруженные силы России пока не начинались. Об этом заявил журналистам после послания президента РФ Федеральному Собранию глава госкорпорации Ростех Сергей Чемезов. При этом Чемезов не указал причин затяжки Уралвагонзаводом, входящим в Ростех, разработки перспективной бронетехники, которую уже давно дожидаются в армии.
Действительно, процесс сильно затянулся.
Впервые танк Т-14 на платформе «Армата» был показан 9 мая 2015 года на параде Победы. Тогда же было сообщено, что Т-14 в качестве основного боевого танка будет принят на вооружение в 2017 году. А в 2018 году начнется его серийное производство. При этом тогдашний директор Уралвагонзавода Олег Сиенко назвал ошеломляющие цифры — получен заказ на 2300 танков до 2020 года. Тогда же было выделено несколько десятков миллиардов рублей на строительство новых цехов, предназначенных для производства перспективной бронетехники, принадлежащей к новому поколению. Забегая вперед, следует сказать, что к нынешнему моменту и строительство производственных мощностей не сильно продвинулось вперед, и были выявлены нецелевые расходования средств.
В 2016 году Уралвагонзавод распространил информацию о том, что получен заказ от Министерства обороны на выпуск ограниченной партии Т-14, 100 машин, для проведения войсковых испытаний.
Дальше дело шло строго по убывающей траектории. Летом 2018 заместитель министра обороны Юрий Борисов заявил, что танк Т-14 хоть и прекрасен, но дорог в производстве. И мы намерены существенно сократить план его выпуска. Потому что у нас есть отличные танки Т-72 и Т-90, последние модификации которых по боевым качествам превосходят лучшие зарубежные образцы. Вот на их выпуске и сосредоточится промышленность.
Спустя два месяца заместитель министра обороны Алексей Криворучко объявил о подписании контракта на закупки 132 боевых машин Т-14, Т-15 (БМП) и Т-16 (БРЭМ — бронированная ремонтно-эксплуатационная машина) на платформе «Армата». Контракт полностью должен быть выполнен до конца 2021 года. Всю эту технику планировалось направить для опытной эксплуатации в Таманскую мотострелковую дивизию Западного военного округа.
Но и эта достаточно скромная цифра по сравнению с 2300 машинами, о которых говорилось в 2015 году, была сильно урезана. В конце концов, заказчики и производители сошлись на 16 танках «опытно-войсковой партии». При этом на госиспытания было решено передать 5 машин.
В начале прошлого года было объявлено о начале госиспытаний танка Т-14. Которые должны были бы уже завершиться.
Однако не вполне понятно, хватит ли и 2020 года для их завершения. В декабре 2019 года Алексей Криворучко, пытаясь быть максимально оптимистичным, тем не менее, сообщил настораживающие подробности данного затянувшегося процесса: «Не буду скрывать, что работы по доводке новейших образцов бронетанковой техники и вооружения несколько затянулись, но в уходящем году успешно завершены предварительные и государственные испытания целой линейки новой техники. Завершены предварительные испытания танка Т-14 и боевой машины пехоты Т-15 на базе унифицированной межвидовой тяжёлой гусеничной платформы с задним и передним расположением моторно-трансмиссионного отделения. В ближайшие месяц-два мы ожидаем получить первую партию из 5 машин, которые также подключим к госиспытаниям для их скорейшего завершения».
В чем причина столь катастрофического пикирования? Их две. Неготовность производственных мощностей к серьезным поставкам. И настороженное отношение военных к новой машине.
Основная создающаяся мощность для производства машин на базе платформы «Армата» — механосборочный цех № 120. На его строительство в 2013 году было выделено более 7 млрд. рублей. В том же году и начали рыть котлован под фундамент. Однако взаимоотношения между заказчиком и исполнителем работ не сложились. Генподрядчик долгие годы пытался выбить из Уралвагонзавода 190 млн. рублей, поскольку выполненные работы были оплачены не в полном объеме. Стройка вперед продвигалась с черепашьей скоростью. В конце концов, у Уралвагонзавода сложилась такая репутация, что никто не желал с ним связываться. Например, никто не брался произвести реконструкцию гальванического цеха стоимостью 600 млн. рублей, хоть пять раз и объявлялся тендер.
Строительство цеха продолжалось в рваном темпе. Дважды с него уходили строители, и дважды объект консервировался. Цех № 120 должны запустить в 2020 году (по сильно скорректированным планам). Однако эксперты считают, что и этот срок нереален, поскольку объем выполненных работ незначителен. Более того, не вполне понятно, что в результате будет построено. Внеплановая проверка, которую в декабре провел департамент Госжилстройнадзора Свердловской области, показала, что строительство механосборочного цеха ведется с серьезными расхождениями от проектной документации.
А теперь о том, что же настораживает военных в конструкции танка Т-14. Вполне понятно, что это инсайдерская информация, ее распространители остаются инкогнито. Довольно неоднозначная информация поступала о том, что экипаж танка, расположенный в бронекапсуле, может «ослепнуть» на поле боя. Дело в том, что визуальная информация и для обзора, и для прицеливания поступает в капсулу от оптико-электронных устройств, т.е. от камер, оснащенных оптикой. Высказывались опасения, что эти камеры могут быть выведены из строя осколками или пулями. Эту тему даже подхватил Порошенко, заявив, что у ВСУ есть снайперская винтовка для отстрела «Армат».
Однако конструкторы «успокоили общественность», заявив о наличии бронешторок, обладающих рекордным временем реакции.
Существует заминка и с готовностью боеприпасов для новой пушки 2А82 калибра 125 мм. Это прежде не использовавшиеся бронебойные подкалиберные снаряды с увеличенной длиной ударного сердечника, а также программируемые снаряды с подрывом на траектории полета.
Куда более непонятная история произошла с силовой установкой. В начале десятых годов на Челябинском тракторном заводе (ЧТЗ) начал производиться предназначенный для перспективных машин четырехтактный, Х-образный, 12-цилиндровый дизельный турбопоршневой двигатель А-85−3А, мощностью 1500 л.с., разработки челябинского ГСКБ «Трансдизель» (входит в ЧТЗ). (У него есть еще и такие обозначения — 12Н360 и 2В-12−3А). И его начали внедрять в конструкцию «Арматы».
В ходе испытаний недостатки на нем не были выявлены. В общем, до форума «Армия-2019» А-85−3А считался лучшим отечественным двигателем, предназначенным для бронетехники. Однако на форуме вдруг заговорили, что «анализ характеристик и конструктивного облика двигателей ЧТЗ показывает, что 2В-12−3А уступает зарубежным аналогам по топливной экономичности, ресурсу, расходу масла, удельной теплоотдаче и другим важным показателям». И что его необходимо заменить.
В качестве замены был предложен дизельный двигатель 12ТВ373Ч («Чайка»). Он должен был быть готов на ЧТЗ в конце 2017 года. Однако сведений о том, когда же челябинцы доведут разработку до ума, не видно. И это не удивительно, поскольку многочисленные кредиторы добиваются банкротства ЧТЗ. Завод, включая и разрабатывающее двигатели КБ, переведен на неполный рабочий день. А в конце прошлого года были уволены 130 человек.
Есть и еще один вариант замены синицы в руках на журавля в небе. Тугаевский моторный завод (Ярославская обл.) в начале прошлого года приступил к созданию семейства высокооборотных дизельных двигателей ЯМЗ-880 мощностью от 400 л.с. до 1800 л.с.
Исходя из вышесказанного, полностью готовый танк Т-14 с новым двигателем, как считают эксперты, может появиться в 2023 году. Ну а сейчас, продолжатся испытания со старой силовой установкой по доводке прочих более быстро устранимых недочетов. И можно ожидать, что в 2021 году небольшая партия танков со старым дизелем А-85−3А будет передана в Таманскую мотострелковую дивизию для опытной эксплуатации. Помимо двигателя в танке много чего, более сложного, что можно испытывать. Если говорить по большому счету, танк, действительно, опередил свое время.
Военное обозрение: Оружие, которым гордится Кремль, попало в засаду
Военные новости: Стало известно, когда в России появятся бомбардировщики нового поколения