Мировой рынок вооружений представляет собой довольно запутанную схему, в которой принцип продаж порой не поддается логическому объяснению. Вот вроде как есть товар, известно его качество и цена, есть потребность в приобретении, но покупатель зачастую выбирает совсем другое. Потому как присутствует ещё и политический аспект, который зачастую оказывает основное значение при выборе того или иного импортного вооружения. Сейчас на этом рынке три основных игрока — США, Россия и Китай, нельзя, конечно, сбрасывать со счетов Францию, Германию, Великобританию, Израиль, но это второстепенные участники продаж. Конкуренция здесь достаточно жесткая и использование запрещенных приемов вещь достаточно распространенная. Грешат этим в основном США, которые используют шантаж и давление ради получения собственной выгоды.
Сейчас, как мы уже писали в своем военном обозрении, под угрозой срыва оказался российско-индонезийский контракт о поставке Москвой Джакарте 11 истребителей Су-35 на сумму более чем в миллиард долларов. По той лишь причине, что США пригрозили Индонезии санкциями. В Госдепартаменте США ситуацию не комментируют, при этом американские дипломаты признают, что Вашингтон агитирует страны, с которыми имеет военно-техническое сотрудничество, отказываться от закупок вооружений у России. В противном случае Соединенные Штаты грозят применить меры в соответствии с законом «О противодействии противникам Америки через санкции» (CAATSA).
Для Индонезии контракт по Су-35 представляется достаточно выгодным. Его стоимость оценивалась в 1,14 миллиарда долларов, при этом предполагалось, что половину суммы в 570 миллионов долларов можно было оплатить товарными поставками, в частности каучуком и пальмовым маслом. Джакарта при этом не отказывалась и от поставок американских самолётов, гарантируя Вашингтону закупку более дорогих вооружений, однако чиновникам администрации президента США этого показалось мало и они приложили все усилия, чтобы сорвать контракт с Россией применив угрозу санкциями. «Цель ясна — заставить эту страну отказаться от получения оружия у России и вместо этого обратиться к Вашингтону. Конечно, это недобросовестная конкуренция, которая нарушает правила и нормы прозрачности и законного бизнеса», — высказалась посол РФ в Индонезии Людмила Воробьева, комментируя ситуацию с давлением США по поводу контракта на закупку эскадрильи Су-35. Вероятно, что теперь Индонезия, как предполагает британское издание Jane’s, может заменить российские истребители на американские F-16N Viper — упрощенные легкие истребители.
Аналогичную политику применяет Вашингтон и по отношению к Египту — в ноябре 2019 года Госдеп пригрозил Каиру санкциями, если тот закупит российские Су-35. Контракт между Египтом и Россией на покупку более 20 истребителей на сумму порядка двух миллиардов долларов был заключен в марте 2019 года и сразу вызвал негативную реакцию президента Дональда Трампа. Он пригрозил Каиру санкциями, потрясая всё тем же законом CAATSA, а следом госсекретарь США Майк Помпео и министр обороны Марк Эспер, как сообщало издание The Wall Street Journal в своем военном обозрении, отправили министру обороны Египта Муххамеду Заки письмо с предупреждением о возможности наложения санкций на Египет в случае покупки российских истребителей Су-35.
В Вашингтоне заявляют, что продолжают обсуждать с Каиром покупку российских самолётов. «Мы продолжаем прорабатывать это с ними и пока окончательно не решили этот вопрос. Однако они прекрасно осведомлены, чем рискуют», — говорят в Госдепе США. Иначе как откровенным шантажом и запугиванием подобную политику назвать трудно. Вашингтон традиционно грозит «осложнениями» в обмене военной информации с США и американской военной помощью. Как выясняется, всё это действует — в египетских СМИ уже стали появляться публикации о неэффективности российских Су-35.
Странным может показаться на первый взгляд и нынешнее решение Вьетнама о вероятных закупках американских истребителей F-16 вместо российских Су-30МК2, как это предполагалось изначально. Выбор явно проигрышный — Су-30 уже известен во Вьетнаме, местные военные летчики имеют опыт пилотирования этих машин, под которые уже создана аэродромная инфраструктура. Су-30 превосходит по своим боевым и летно-техническим характеристикам уже устаревший F-16, который в США для собственных нужд не выпускается уже более десяти лет. Вашингтон, который ранее снял многолетнее эмбарго на поставки вооружений Вьетнаму, пообещал Ханою перенос производства различных товаров из Китая на вьетнамскую территорию. Американцы в данном случае не пригрозили санкциями, а их отменили и добились желаемого результата.
В буквальном смысле слова Госдепартамет США «продавил» сделку по приобретению Болгарией своих самолётов F-16 Block 70, даже не смотря на то, что президент этой страны Румен Радев в июле 2019 года наложил вето на ратификацию подобной сделки. Сам Радев, в прошлом человек военный, генерал-майор, качество американских истребителей, которые должны прийти на смену ещё советским МиГ-29, оценил достаточно низко. Такого же мнения были и ряд болгарских парламентариев. София рассматривала более выгодные варианты, например, подержанные истребители из Португалии, либо шведские многофункциональные истребители Saab JAS 39 Gripen («Грипен»), которые не хуже американских и значительно дешевле.
Сопротивление было сломлено — «предложение» США стало приоритетным для Софии. Болгария уже сейчас перевела американскому Агентству обороны сотрудничества в области безопасности (DSCA) сумму в размере 1,2 миллиарда долларов за восемь многоцелевых истребителей F-16. При этом ожидается, что первые шесть самолётов будут поставлены в Болгарию до конца 2023 года, а остальные два — в начале 2024 года. За это время на территории страны должна быть подготовлена наземная база по обслуживанию истребителей, обучены пилоты и технический персонал. «Ценность» приобретения вызывает сомнения (сумма составляет 2 процента ВВП страны), однако старший партнер по НАТО добился выгодных исключительно для себя условий.
Как уже рассказывала в военном обозрении «Свободная пресса» 1 февраля 2020 года, Вашингтон умудрился крайне выгодно продать Польше свои истребители F-35. За 32 самолёта поляки отвалили 4,6 миллиарда долларов — по 144 миллиона за единицу, при том, что в самих США этот истребитель оценивается в 81,5 миллионов. Японии, по контракту 2019 года, F-35 обошелся по 107 миллионов долларов. Варшава несказанно обрадовалась такому «подарку», однако выяснилось, что поставки истребителей затянутся до 2030 года, к тому же они будут «голыми» — без вооружения, которое потребуется закупать дополнительно.
— У американцев уже вошло в привычку навязывать своим партнерам и союзникам устаревшее вооружение, — говорит политолог Александр Зимовский. — Особенно это касается новых членов НАТО, которые и пикнуть не могут при получении таких «предложений». США действуют с ними по принципу: «Вот тебе, боже, что нам негоже». А к остальным активно применяют введенный два года назад закон о противодействии противникам Америки. Теперь под него попадают все, кто так или иначе сотрудничает с Россией. Особенно санкции угрожают тем, кто покупает российское оружие, что является грубейшим нарушением норм международного права. Не все, конечно, идут у США на поводу, как например, Турция, которая приобрела российские зенитные ракетные системы С-400 «Триумф». В ответ Вашингтон приостановил поставки Анкаре своих истребителей пятого поколения F-35. Но здесь надо понимать, что эти самолёты, в которые Турция вложила немало средств, ей даже не светили — было поставлено две машины. Турки рассчитывали наладить собственное производство F-35, что гораздо дешевле, чем закупать у США, но им этого не разрешили. Так что Анкара по большому счету ничего не потеряла из-за контракта с Россией. Хороший, нужно отметить, пример для других стран.
Военное обозрение: Американский адмирал: учитесь обороне у России