Выступая в Совете Федерации, министр обороны Сергей Шойгу заявил, что российская оборонная промышленность полностью готова к началу серийного выпуска сверхтяжелой МБР шахтного базирования РС-28 «Сармат» (SS-X-30 по классификации НАТО). Завершена модернизация производства, и в скором времени в цехах начнут строить самые мощные ракеты, превышающие по боевым возможностям даже МБР «Воевода», которую на Западе прозвали «Сатаной».
Таким образом, подчеркнул Шойгу, Россия планомерно и неуклонно наращивает потенциал сдерживания.
Судя по существующим в открытом доступе данным, «Сармат» будут делать на Красноярском машиностроительном заводе. Где сейчас производятся жидкостные баллистические ракеты Р-29РМУ «Синева» для стратегических подводных ракетоносцев проекта 667БДРМ «Дельфин».
Необходимо сказать, что и «Синеву», и «Сармат» разработали на одном предприятии — в Государственном ракетном центре им. В.П.Макеева. Поэтому недопонимания, как организационного, так и технологического, между двумя давнишними партнерами быть не должно. Так что с производство ракеты, надо думать, больших проблем не возникнет.
И совсем другое дело с самой ракетой, с ее готовностью к серийному производству. Разворачивать его надо будет совсем скоро — в 2021 году.
Но ситуация, надо сказать, крайне странная. Разработка ракеты была завершена в 2016 году. В конце 2017 года и в первом квартале 2018 года состоялись бросковые испытания. В их процессе проверяется не столько ракета, сколько пусковая установка — правильность ее отработки при получении команды на пуск. Ракета должна при помощи пороховых ускорителей «высунуться» из шахты на заданную высоту. После чего должны включиться двигатели первой ступени — кратковременно, ракета никуда не должна улететь.
Оба испытания завершились успешно, всё отработало правильно. После чего планировалось начать летно-технические испытания. «Сармат» должен был перелететь через всю страну с западного полигона на восточный. И при этом с заданной точностью поразить цель.
Было объявлено, что в 2019—2021 годах состоятся два летных испытания. Но ничего этого пока не было.
Да хоть бы и было. И даже не два, а вдвое больше. Рассмотрим статистику испытаний ракеты «Воевода» перед принятием ее на вооружение, и сразу всё станет понятно.
При этом необходимо учитывать, что «Сармат» создавался «с чистого листа». А ракета Р-36М2 «Воевода» является модификацией уже существовавшей и стоявшей на вооружении ракеты Р-36М УТТХ. Так вот, базовую ракету испытывали 62 раза — с октября 1977 года по август 1979 года. 56 пусков были успешными, 6 — нет. До 2000 года были произведены 159 учебных пуска ракеты, четыре из которых были неудачными. Причем все отказы были вызваны заводскими дефектами.
И вот на базе этой надежной и проверенной ракеты была создана МБР «Воевода». Для ее проверки понадобилось меньше пусков — 43. Лишь первый пуск оказался неудачным. Испытания продолжались 2,5 года.
Вполне понятно, что современное состояние российской и экономики, и промышленности не позволяет даже приблизиться количественно к таким испытаниям. Но хоть что-то необходимо же сделать в плане проверки ракеты, обладающей громадной мощностью, прежде чем вооружать «Сарматами» полки РСВН.
На этот счет никто официально не высказывается. То есть, какова программа летных испытаний? Когда они начнутся и когда завершатся? Сколько ракет в них будет использовано?
Остается пользоваться информацией, которую надо делить на два, а то и на все четыре. Принимать на веру высказывания «источников» в различных ведомствах, которые под видом доверительности могут преследовать какие-то либо свои, либо корпоративные интересы.
Вот в октябре прошлого года один такой источник, «близкий к Министерству обороны» рассказал «Ведомостям» о грядущих планах относительно «Сармата». Его информация уже частично не подтвердилась. Было сообщено, что летно-технические испытания стартуют в начале 2020 года. И это подтвердил «один менеджер одного оборонного предприятия». Однако начало апреля сложно назвать началом года.
Всего предусмотрено пять пусков ракеты с массогабаритным макетом боевого блока из шахтной пусковой установки на космодроме Плесецк по полигону Кура на Камчатке.
На финальном участке испытаний будет произведен запуск ракеты из позиционного района в Красноярском крае, где дислоцирована 62-я ракетная Ужурская Краснознаменная дивизия РСВН. Отчасти он будет учебно-боевым, предназначенным для того чтобы не только испытать ракету, но и проверить подготовку личного состава дивизии, принимающей на вооружение МБР «Сармат». При этом «источник» утверждал, что в Минобороны и не думают сомневаться в том, что ракета будет принята на вооружение в 2021 году.
Понятно, что это урезанная программа. Большее количество ракет потратить на испытаниях просто нет экономических и производственных возможностей. Это, конечно, хорошо, что все участники процесса — разработчики, производители, военные — верят в ракету, в ее полную готовность. Но что будет, если что-то пойдет не так? Как это было при испытаниях баллистической ракеты для подводных лодок «Булава». Два первых пуска прошли успешно. Но потом были три неудачных, по причине отказа как системы управления полетом, так и автоматики, управляющей работой двигателей. В конце концов, ракету приняли на вооружение подводного флота только после 34-го пуска.
Конечно, так или иначе «Сармат» будет доведен до полной боевой готовности. Но не хотелось бы предрекать ему такую же непростую судьбу, как у «Булавы». Ни одного летного испытания еще не было проведено, и первое из запланированных уже сорвано, а ракету, по сути, уже засовывают в шахту. Понятно, что эти сверх оптимистические заявления Шойгу, точнее — фантазии, предназначены исключительно для «внутреннего потребления». В Пентагоне прекрасно понимают, что эта тактика называется «пускать пыль в глаза».
Военное обозрение: Немцы и французы готовят танк для боя с «Арматой»
Военные новости: Оценена вероятность военного конфликта с участием США и НАТО из-за коронавируса