Для начала — пара фактов, на первый взгляд с запланированным в Москве Парадом Победы никак не связанных.
В заполярной базе Северного флота в Заозерске (Западная Лица) на двухнедельный карантин целиком угодил экипаж атомного подводного ракетного крейсера «Орел» (проект 949А). Причина в том, что на нем недавно занимался плановым ремонтом и обслуживанием аппаратуры командированный сюда из дальних мест представитель завода-изготовителя. Впоследствии у мужчины был диагностирован коронавирус. Как следствие — всех, кто контактировал с заболевшим, решено было отправить в изоляцию. А это как раз весь экипаж «Орла» и есть.
Мало того. Как утверждают осведомленные источники, без права схода на берег теперь и личный состав другого нашего атомохода, а также плавбазы, которых угораздило быть ошвартованными у того же причала.
И еще. Если в результате тестов на «Орле» будет обнаружен хотя бы один заболевший, на карантин наверняка отправят еще и штаб, а также тыл и другие службы 11-й дивизии атомных подводных лодок Северного флота. Просто потому, что их связь не только по телефонам с любым подчиненным кораблем осуществляется практически в ежедневном режиме.
Факт номер два. Сегодня американский атомный авианосец «Теодор Рузвельт» находится у причала на острове Гуам в Тихом океане. 24 марта исполняющий обязанности министра ВМС США Томас Модли заявил, что у троих военнослужащих на борту «Рузвельта» тесты дали положительные результаты на коронавирус. Заболевших немедленно заперли на карантин, а потом эвакуировали на берег. Но принятых мер оказалось совершенно недостаточно. По сведениям журнал «Politico», уже 28 марта на авианосце пораженных редкостной заразой оказалось 20 человек.
Чуть позже телекомпания CNN проинформировала, что пораженных на «Теодоре Рузвельте» не менее 25-ти. С учетом, что всего экипаж корабля вместе с летчиками и инженерами авиакрыла порядка 5000 человек, обстановка действительно выглядит очень угрожающе. Особенно, если учесть, что вся эта масса народу питается в одних и тех же столовых, передвигается по одним и тем же коридорам и трапам
Тем временем, подобные вести в Соединенные Штаты пришли и с атомного авианосца «Рональд Рейган», находящегося у берегов Японии. И на этом корабле тоже выявлены случаи возникновения коронавируса. Правда, точное число зараженных там военных прессе еще неизвестно.
Впрочем — ладно, «Теодор Рузвельт» хотя бы стоит в базе. Но как, возможно, спросите вы, инфекция попала на находящийся дальнем походе «Рональд Рейган»? На самом деле — ничего удивительного. Потому что даже на боевой службе в самом глухом уголке океана любой боевой корабль только относительно автономен. На него регулярно доставляют по воздуху и плавсредствами свежие овощи и фрукты, питьевую и котельную воду. Прибывают различные комиссии с проверками. Привозят воду, запасные части и топливо хотя бы для авиакрыла, которое обычно осуществляет плановые полеты и поэтому опустошает запасы.
Таким образом, почти ежедневно на борт поднимается значительное количество «нездешних». А уж кто из них инфицирован, а кто — нет, один Господь ведает. Потому что любые медики сегодня бьют тревогу по поводу коронавируса, лишь когда у заболевших поднимается температура. Что часто бывает слишком поздно.
И вот теперь, с учетом обретенных печальных знаний, стоит мысленно перенестись в подмосковное Алабино. Потому что там нынче три раза в неделю скучивают огромную массу народу — 15 тысяч военнослужащих. Наверняка на сегодняшний день это самая большая толпа во всем затаившемся в тревоге мире.
Вы, без сомнения, слышали призывы медиков: «Чтобы не пасть жертвой коронавируса избегайте людных мест. А если не получается — хотя бы соблюдайте дистанцию с другими в минимум 2−2,5 метра». В Алабино все эти рекомендации — мертвому припарки. Потому что с 25 марта свезенные со всей страны парадные расчеты, которые, как пока планируется, торжественным маршем пройдут 9 мая по Красной площади, три раза в неделю (в понедельник, среду и пятницу с 10.00 утра и примерно до 14.00) печатают шаг как требует строевой устав — локоть к локтю. Происходит это на плацу 2-й гвардейской мотострелковой Таманской дивизии.
Справедливости ради заметим: не все участники Парада Победы живут в этом гарнизоне. Часть — квартирует в других военных городках в Москве и Московской области. И на тренировки приезжают автобусами и грузовиками. Но все 15 тысяч точно собираются в одних и тех же столовых таманцев. Поскольку, как утверждают знающие люди, между напряженными тренировками делаются краткие перерывы «на перекус». Остается только вообразить, сколько военных тогда собирается за столами и в очередях на раздачу блюд.
В Министерстве обороны нам говорят, что за состоянием здоровья участников парада военные медики ведут ежедневный и строжайший контроль. Мол, каждое утро поголовно меряют температуру. Отменены все увольнения и экскурсии в столицу. Под запретом — любые контакты с родственниками. Все — круглосуточно за забором и под неусыпным командирским оком.
Наверное, так дело на самом деле в Алабино и в окрестностях и обстоит. Но разве на строжайше режимной атомной подводной лодке «Орел» или на американском авианосце посреди Тихого океана контроль был слабее? А вот, поди ж ты, — не убереглись.
Вы полагаете, что в Министерстве обороны есть полная уверенность, что наши гарнизоны коронавирусу не взять? Ну, во-первых, история с отправленным на карантин экипажем «Орла» это убедительно опровергает. Да и сами российские генералы в действительности благоразумно готовятся к худшему.
Вот же на днях правительство России из своего резервного фонда выделило МО РФ дополнительные 8,8 миллиарда рублей на срочное возведение 16 инфекционных центров. Как подчеркнуто в официальном сообщении, — «для оказания помощи пациентам из числа военнослужащих». Срок готовности всех таких экспресс-госпиталей — до 15 мая. Сегодня строители и техника на стройках работают круглосуточно. Как в войну на сооружении баррикад и противотанковых рвов на подступах к столице.
А в Севастополе, как сообщает ТАСС со ссылкой на врио губернатора города Михаила Развожаева, принялись готовить к борьбе с инфекцией даже много лет не выходившее в море госпитальное судно «Енисей» Черноморского флота. В эвакуационном режиме оно способно принять на борт до 450 больных. «Думаю, до этого не дойдет, но, тем не менее, продумываем все детали и все ресурсы, которые можно задействовать», — совершенно разумно сказал Развожаев.
Не сомневаюсь, что руководство Вооруженными силами отлично осознает витающую в воздухе опасность. И именно поэтому 20 марта оно не стало на очередную коллегию, как заведено, собирать генералов и адмиралов со всех краев и весей России. А едва ли не впервые в истории провело важное заседание в режиме конференц-связи. Словно подчеркивая подчиненным войскам: «Больше трех не собираться!».
И это очень хорошо и правильно: готовиться к худшему с надеждой на лучшее. Но почему тогда никто не решается внятно заявить: увы, но еще благоразумней на всякий случай отменить в этом году и Парад Победы? А большую часть тех, кто напряженно тянет носок на плацу Таманской дивизии, поскорее отправить по домам, подальше от Москвы?
Пока на эту тему мы слышим нечто весьма туманное. Вот пару недель назад пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова спросили: не возникало ли в Кремле мыслей парад отменить? Искушенный в дипломатии Песков вывернулся: «Возможность отмены парада по случаю 75-летия Победы в Москве 9 мая из-за ситуации с распространением коронавируса пока не рассматривается». Чем дальше, тем все сильней впечатление, что ключевое слово тут — «пока».
Идем дальше. На днях сайт «Открытые медиа» со ссылкой на источник в Минобороны сообщил: «Провести парад без зрителей могут, если число заболевших коронавирусом резко вырастет и московским властям придётся пойти на дополнительные ограничения».
Похоже — это не фейк. Во всяком случае, похожую информацию из штаба Восточного военного округа 24 марта довел и REGNUM. По сведениям этого СМИ, в Хабаровском крае Парад Победы тоже может пройти без ветеранов Великой Отечественной войны. Потому что военные опасаются за здоровье стариков в связи с пандемией COVID-19. «Время, даты проведения Парада Победы, его тренировок пока под вопросом. Это решение будут принимать на самом высоком уровне».
Между тем, требований или вовсе отменить в этом году Парад Победы, или внести в порядок его проведения самые решительные коррективы все больше. Так, сотни родителей суворовцев и нахимовцев поставили свои подписи под распространенной в Сети петицией к министру обороны Сергею Шойгу и мэру Москвы Сергею Собянину. Суть этой бумаги: если торжественный марш войск по Красной площади 9 мая все же состоится (со зрителями или перед пустой трибуной, на которой только Шойгу с Собяниным да Путиным и останутся) то освободить от него надо хотя бы фактически детей в военной форме.
В петиции, в частности, сказано: «Если сами суворовцы изолированы от родных, подавляющее большинство которых находятся на самоизоляции, то их учителя и воспитатели — весь персонал — каждый день уходят домой и по утрам возвращаются в кадетские корпуса, то есть пользуются общественным транспортом, посещают магазины, общаются с большим количеством людей. Это грубое нарушение правил безопасности и это никак не согласуется с мерами, предупреждающими распространение вируса! Дети не защищены, многие училища, вопреки распоряжениям, не обеспечены индивидуальными средствами защиты, их вынуждены закупать самостоятельно родители. Предпринимаемые со стороны Министерства обороны „меры профилактики“ в виде диагностической термометрии эффективны только на поздней стадии заболевания».
Но время идет, а никаких решений по поводу запланированного военного парада нет. Почему? Рискну предположить, что в немалой степени потому, что с соответствующими предложениями нужно идти только и исключительно к президенту России. Но у Путина слишком много политических надежд еще недавно было связано с этим праздником. Начиная от предполагавшегося еще зимой приезда в Москву Дональда Трампа и Эммануэля Макрона. И кончая участия в марше по Красной площади военных из самых могущественных государств мира — наших бывших союзников во Второй мировой войне.
Такой формат торжеств действительно способен был бы перевернуть с ног на голову неблагоприятный для России сегодня политический формат мира. Но уже точно известно, что перечисленных гостей на Красной площади 9 мая мы не увидим.
Те, кто осторожно все же допускают, что парад будет или отменен, или сильно урезан, часто предлагают подождать середины апреля. Когда ситуация с развитием пандемии в России, дескать, прояснится. Мол, а вдруг принятые карантинные меры дадут результат и вирус начнет отползать?
Это резонно. Было бы отлично, если бы Парад нашей Победы в Великой Отечественной войне оказался одновременно и парадом победы России над коронавирусом. Только пока ничто не указывает, что случится именно так. А 15 тысяч военных в Алабино отважно маршируют и маршируют. Станет ли вирус и там дожидаться середины апреля? Или к Путину нужно идти срочно? Прямо сегодня?
Боюсь, что эпидемиологи — решительно за последний вариант. Но проводить или нет Парад Победы решают не они. Решают политики.
Коронавирус, новости:
Последние данные по числу больных коронавирусом в России (29 марта)
Роспотребнадзор: за сутки коронавирус выявили у 65 тысяч человек