Если Япония пойдет на конфликт с Россией из-за Курил, у нее не будет ни одного шанса победить. К такому выводу пришли военные аналитики китайского интернет-издания Sohu.
Они смоделировали вероятное нападение Японии на Российскую Федерацию с целью захвата силой островов Шикотан, Итуруп, Кунашир и Хабомаи, которые Токио считает своими, и оценили шансы японцев, как нулевые.
По мнению авторов статьи (перевод ее представлен на портале ПолитРоссия), военные возможности Японии на данный момент таковы, что этот конфликт продлиться не более 24 часов, и завершится полным поражением Страны восходящего солнца.
При этом они отмечают, что рассчитывать на помощь США — на территории Японии, как известно, размещено более 90 американских военных объектив — Токио не следует. Штаты просто не станут вмешиваться в горячую схватку за Курильские острова, учитывая военный потенциал России.
А значит, делают вывод китайские аналитики, Токио не стоит даже пытаться вернуть Курилы военным путем. Поскольку для страны это обернется полным фиаско.
Действительно, из-за разного взгляда на принадлежность так называемых «спорных островов» отношения между Россией и Японией весьма сложные. По этой причине вот уже 75 лет стороны не могут заключить мирный договор. А внесенная недавно поправка в Конституцию РФ о запрете отчуждать территории страны вообще ставит жирный крест на любых японских иллюзиях, касающихся будущего Курил.
Ну, разве что, мы можем предложить им совместное хозяйствование на этих землях. Исключительно, опять же, в рамках российского законодательства.
Другое дело, что Токио такая постановка вопроса явно устраивает.
И в этом смысле весьма красноречиво заявление японского министра обороны Такэси Ивая, сделанное им в октябре прошлого года, о намерении сбивать российские самолеты, следующие на южные острова Курильской гряды. Таковой была его реакция на размещение там российской ПВО и базы истребителей Су-35.
Впрочем, ответ официального представителя МО РФ генерала Игоря Конашенкова, предупредившего, что подобная агрессия повлечёт за собой удар с нашей стороны, уничтожающий все потенциально угрожающие нам в Японии объекты, включая американские базы, охладил милитаристский пыл главы японского военного ведомства. И Токио даже принес официальные извинения России.
Где продолжали и продолжают нагнетать, так это в Пентагоне.
Услышав, как наш министр иностранных дел Сергей Лавров на полях G20 в Нагое (саммит проходил в ноябре 2019 года) призвал Японию признать суверенитет России над Курильскими островами, военное руководство США тут же предложило свою помощь Токио.
Глава Пентагона Марк Эспер тогда грозно заявил, что Япония имеет статус главного внеблокового союзника США, который предполагает нанесение ударов со стороны Вашингтона по вооруженным силам любого противника Токио, включая Россию. И по его словам, детальный план такого удара уже прорабатывается.
Так, может, китайские аналитики ошибаются относительно невмешательства США в том случае, если японцы решатся на силовой захват Курил?
— Знаете, мне сам конфликт между Россией и Японией представляется чем-то фантастическим, — комментирует ситуацию ведущий научный сотрудник Центра исследования проблем безопасности РАН Константин Блохин. — Что-то в духе Джорджа Фридмана и его книги «Следующие сто лет», где он прогнозирует, каким будет мир после холодной воны. И представляет различные конфигурации, которые, по крайней мере, сейчас, выглядят как некая бредовая фантастика. К примеру, он пишет о будущей войне между Мексикой и Соединенными Штатами.
Если серьезно… У Японии главная проблема — не Россия. Да, им очень хочется вернуть эти, так называемые, «спорные территории» — Кунашир, Итуруп, Шикотан, Хабомаи. И здесь, действительно, у нас с ними серьезные противоречия.
Однако их главная головная боль, конечно, связана с набирающим экономическую и военно-политическую мощь Китаем. С фобиями, что китайцы будут мстить за преступления японцев в период Второй мировой войны.
Постоянно баланс сил меняется не в пользу Японии. Поэтому сейчас японцы не видят иного выхода, как более тесно сотрудничать с Америкой. Америка для них защитник.
Понятно, что Вашингтон и Токио связаны военно-политическими альянсами. И что Япония шага не может сделать без санкции США. Но это вовсе не означает, что Япония хочет, а Штаты им мешают этот шаг сделать. Япония сама не желает.
Японцы объективно побаиваются растущего Китая. Да, что японцы… Американцы тоже не хотели бы прямого столкновения с Китаем.
Хочу напомнить, как где-то в «девяностые» — еще в период администрации Клинтона — китайцы посадили американский самолет-разведчик «Авакс», который шпионил над их территорией. Штаты тогда вывели несколько авианосцев и сурово потребовали вернуть все назад, на что им спокойно ответили, что «пилотов уже отправили», а самолет «извините, сломался».
В итоге американские угрозы ни во что так и не вылились.
То есть, Америка в те годы была на пике могущества, и сравнивать ее с Китаем никак нельзя было, но даже тогда американцы не осмелились на какой-то силовой жест.
И поэтому здесь вопрос не в том, боится ли Япония. А в том, боятся ли США вступать в конфликт.
Речь вовсе не идет о столкновении Японии и России — эта тема мне вообще кажется маргинальной.
«СП»: — В любом случае, наверное, это было бы самоубийственно для Японии, поскольку Россия все-таки ядерная держава…
— Поэтому никто всерьез об этом и не говорит.
Но тематика столкновения США с Китаем проходит красной линией постоянно. И сценариев такого конфликта выдвигается масса. Скажем, из-за той же Японии. Из-за Тайваня. Из-за спорных островов Спратли в Южно-Китайском море. Или, опять же, из-за Малаккского пролива, который американцы могут заблокировать, а через этот пролив проходит вся морская торговля Китая.
Вот эти сценарии более реалистичны. А тот, который описывают китайские эксперты, выглядит чистой конспирологией, мягко говоря.
Но если американо-китайское столкновение произойдет, Америка — так считают многие специалисты — получит катастрофический ущерб, который будет несравним с ущербом всех предыдущих войн, в которых США участвовали. Конечно, и Китай понесет огромный урон.
«СП»: — Но если победителей не будет, то зачем?
— Победителей, действительно, не будет. К тому же, не стоит забывать: американские стратегии и концепции все рассчитаны на то, что, если воевать, то воевать при абсолютном военном превосходстве. Либо в каких-то локальных войнах. Либо «под занавес», но никогда на стороне проигравшего.
А здесь, понятно, противник серьезный.
Американцы не осмелились сейчас вступать в конфликт ни с Ираном, ни с Северной Кореей, ни с Венесуэлой, которая вообще под боком у них. Конфликт с Китаем или Россией, это вообще совершенно иного уровня, иного масштаба.
Именно поэтому их единственная стратегия сегодня в отношении России и Китая, это политика сдерживания, политика санкций и военно-политического давления.
Окружать наши страны базами военными, шантажировать развертыванием ракет средней и меньшей дальности, пытаться расшатывать ситуацию изнутри, делая ставку на оппозицию, — вот их стратегия.
То есть они не хотят напрямую воевать с нашими странами. Но хотят создать предпосылки для того, чтобы противник - а в американской военной доктрине Россия и Китай так и значатся — исчез в виду непрямых военных действий.
Собственно, это принцип политики Рейгана. Советский Союз тогда сдерживали «по периметру» — СОИ, война в Афганистане, обвал цен на нефть и золото, гонка вооружений…
Сегодня принцип тот же самый. Только он применяется уже в отношении России и Китая.
Международное положение: «Очень мило»: Путин спасает от коронавируса США
Новости политики: Президент Сербии позвонил Путину и договорился о помощи