Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

«Роснефть», чуть не угробившая «Адмирала Кузнецова», должна спасать «Адмирала Лазарева»

Российское судостроение все больше напоминает тришкин кафтан

8032

В российской судостроительной отрасли возникло большое волнение. Оно непосредственно связано с тем, что в Шанхае китайцы начали строить плавучий док очень солидных размеров. В связи с чем появились надежды на то, что утопленному российскому плавдоку ПД-50 вскоре (а китайцы строят очень быстро) придет замена.

Хотя если это и случится, если Россия купит у Китая док, то авианосцу «Адмирал Кузнецов» это приобретение уже не поможет. Придется ждать, когда на 35-м судоремонтном заводе в Мурманске объединят два сухих дока, чтобы в них разместился крупногабаритный корабль.

Параметры китайского дока, который строит государственная компания China State Shipbuilding, такие. Длина — 250 м, ширина — 60 м, осадка — 4,8 м. Насчет водоизмещения судов и кораблей, которые сможет обслуживать плавдок, существуют разночтения. Одни источники сообщают, что это будет 32 тыс. тонн, другие — 45 тыс. тонн.

Ну, а габариты «Кузнецова» существенно больше: длина — 305,5 м, ширина — 72 м, водоизмещение — 53 тыс. тонн. То есть китайский плавдок маловат будет.

Плавдок ПД-50, в котором авианосец проходил ремонт до того, как его затопили на 82-м судоремонтном заводе, был значительно солиднее. Длина — 330 м, ширина — 88 м, грузоподъемность — 80 тыс. тонн. Он был построен в Швеции в 1980 году. И почти 40 лет нормально эксплуатировался, обслуживая как ВМФ, так и торговый флот. Но в 2015 году Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) продала 82-й завод вместе с ПД-50 «Роснефти», эффективные менеджеры которой начали немедленно оптимизировать расходы, чтобы подросли доходы. В результате были грубо нарушены правила эксплуатации плавдока. И это привело к затоплению ПД-50 в тот момент, когда в нем находился авианосец. «Адмирала Кузнецова» удалось спасти, но операция подъема дока была признана неперспективной.

Читайте также
«Королев перевернулся бы в гробу»: Америка нашла ключ к российскому ядерному щиту В США объявили о начале конца нашего ракетно-ядерного сдерживания

И это экономически для эффективных менеджеров «Роснефти» абсолютно верное решение. Поскольку обороноспособность России им, похоже, до лампочки. «Роснефть» совместно с «Газпромбанком» владеет на Дальнем Востоке крупнейшим судостроительным предприятием «Судостроительный комплекс „Звезда“», строительство которого скоро завершится в городе Большой Камень. Кстати, на первом этапе в число учредителей комплекса входила ОСК, но вскоре ее выперли. Здесь начинают строиться гигантские танкеры. Так что для российских монстров нефте- и газодобычи не очень большая потеря не только крупнейшего отечественного плавучего дока, но и всего 82-го завода. Именно, потеря завода, потому что затонувший док сильно затрудняет проход кораблей в Кольском заливе.

Так вот, на ССК «Звезда» китайская госкорпорация China Communications Construction Company совсем скоро, возможно, в этом году, построит громадный сухой док длиной 500 метров. Есть и еще один сухой док, поменьше, но и он способен принять для ремонта «Адмирала Кузнецова».

Однако никто авианосец ни в один из этих доков не пустит. Поскольку высший приоритет принадлежит строительству гигантских судов для транспортирования нефти и сжиженного газа класса «Афрамакс» и «Панамакс», достигающих в длину почти три сотни метров. Такая стратегия могла бы быть вполне оправданной, если бы у военного флота было бы, скажем так, приемлемое положение. Ну, или, скажем, пониже среднего. Но в условиях глубокого кризиса, который переживает отечественное военное кораблестроение, должны действовать иные механизмы, а не только финансовая выгода. А это даже не кризис, а катастрофа — за 29 лет в строй введен всего один фрегат («Адмирал флота Советского Союза Горшков», проект 22359)!

Недавно мы уже писали о ССК «Звезда», который, судя по всему, будет использовать новейшие технологии и обладать очень значительными производственными ресурсами. Это с одной стороны. С другой стороны, на хранении на Тихоокеанском флоте находится тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев» проекта 1144 «Орлан», который можно и нужно возвращать в строй. Требуется ремонт. Но в Дальневосточном регионе нет ни одного свободного дока, который смог бы принять крейсер, длина которого достигает 252 метра, а ширина 28,5 метров при водоизмещении в 26 тыс. тонн. А на ССК «Звезда» его пускать не намерены.

И это при том, что нефтегазовые олигархи для строительства своего ССК «Звезда» заняли значительную часть территории Дальневосточного завода «Звезда», который работает исключительно в интересах ВМФ. Одна из главных его специализаций — ремонт и модернизация как дизель-электрических, так и атомных подводных лодок, включая стратегические ракетоносцы. И было бы правильным, чтобы олигархи не только частично откупились, выделив некоторую сумму на модернизацию завода, но и разделили ответственность за состояние ВМФ.

Возвращаясь к туманной истории строительства китайского плавучего дока, можно предположить, что он будет продан той структуре, которая за него заплатит — достаточно много и без каких бы то ни было проволочек. И получается, что наиболее реальная фигура заказчика — это не ОСК, которая не слишком рационально распоряжается финансами. А углеродосодержанцы. Им китайский док как раз подходит для обслуживания в нем танкеров класса «Афрамакс». Они, имеющие длину 240 метров и ширину 32 метра, прекрасно вписываются в габариты 250×60 метров.

Читайте также
Путин дал команду «Суперджету»: На взлет За полет на самолете, вызывающем у многих пассажиров страх, будет приплачивать государство

В то же время этот плавучий док подходит и для крейсера «Адмирал Лазарев». И этот плавдок для ТОФ необходим. Потому что кроме «Адмирала Лазарева» там достаточно больших кораблей, которым необходимо доковое обслуживание — крейсер и три линкора. И в случае каких-либо непредвиденных обстоятельств ни один из этих кораблей невозможно будет экстренно вернуть в строй. Потому что олигархи к себе не пускают, а завод «Звезда» занят на много лет вперед обслуживанием атомных и неатомных субмарин, которых на ТОФ в общей сложности 22 единицы, включая 4 стратегических подводных ракетоносца проектов «Кальмар» и «Борей».

Правда, есть еще плавучий док ПД-41, который совсем немного уступает по габаритам ПД-50. Его в 1978 году построили в Японии. Была договоренность о строительстве еще одного дока, но она была сверстана с пожеланиями японцев, что Советский Союз будет использовать ПД-41 для обслуживания только гражданских судов. В связи с чем второго дока страна не получила.

Казалось бы, ПД-41, находящийся на 30-м СРЗ в поселке Дунай Приморского края, может быть использован для ремонта «Адмирала Лазарева». Однако в 2016 году док горел. Пожарные бились с огнем, охватившим 300 кв.м., 14 часов.

После чего никаких сведений о работах на ПД-14 не поступало. Судя по тому, что в одном из недавних интервью директор завода говорил о том, что ведутся поиски замены японскому оборудованию, абсолютно неизвестно, когда ПД-14 смогут восстановить. И смогут ли вообще это сделать.

Так что китайский плавучий док необходимо покупать для ВМФ. (Если, конечно, китайцы намерены его продавать). Вполне понятна и та структура, которая должна оплатить покупку. Разумеется, это «Роснефть», которая утопила ПД-50. За такие деяния надо отвечать.


Военное обозрение: Американцы поставили крест на сирийских МиГ-29

Военные новости: Россия, вслед за «Кинжалом», создала еще одну гиперзвуковую ракету

Последние новости
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня