Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

В 41-м Гитлеру не удалось сделать Таллин «русским Дюнкерком»

Бытующее на Западе сопоставление крупнейших флотских операций хромает на обе ноги

4389

В преддверии Дня ВМФ России принято вспоминать как победные, так и трагические страницы истории нашего флота. Сегодня, однако, приходится еще и опровергать западную трактовку многих событий Великой Отечественной войны. Как на суше, так и на море.

Американцам и европейцам (не всем, но очень многим!) категорически не нравится, что в середине 20-го века самая продвинутая в технологическом плане западная страна - Германия, с легкостью подмявшая под себя почти весь Старый Свет, была разбита «русскими лапотниками». Очевидно, ощущается англосаксонский страх, что Россия способна повторить свой подвиг, если у кого-то опять появится желание на нее напасть.

Например, героическую эвакуацию основных сил Балтфлота из Таллина в Кронштадт в конце августа 1941 года американский профессиональный историк Виктор Дж. Каменир назвал «советским Дюнкерком». Без сомнения — по аналогии со знаменитой операцией «Динамо», в ходе которой с 26 мая по 4 июня 1940 года разбитые гитлеровцами войска союзников уносили ноги из этого французского города на Британские острова. Насколько корректно такое сравнение?

Читайте также
Непарадная сторона Главного морского парада В День ВМФ проблемы катастрофически стареющего российского флота власть попытается утопить в шампанском

Всего в конце весны — начале лета 1940 года под прикрытием королевских ВВС через Ла-Манш в Англию было перевезено в общей сложности 337 тысяч отступавших солдат союзных войск. При этом немцы потопили 6 английских и 3 французских эсминца, а также — 9 других крупных военных кораблей. Были сильно повреждены 19 эсминцев. Более 200 союзнических морских транспортов потоплено, еще столько же получили повреждения.

Когда любые историки говорят о Дюнкерке, то обычно подчеркивают невероятное везение обезумевших от страха британских и французских солдат, которые, побросав оружие, бежали от наступавших немцев. В Лондоне по горячим следам назвали ту эвакуацию «чудом Дюнкерка». А все из-за приказа Гитлера о прекращении огня, подписанного 24 мая 1941 года. Герд фон Рундштедт, генерал-фельдмаршал Третьего рейха, впоследствии утверждал, что целью фюрера было избавление англичан от унизительного поражения. По словам фельдмаршала, Гитлер выражал некоторое восхищение Британской империей и проявил преступное благодушие.

Несмотря на это, людские потери британцев и французов в ходе операции «Динамо» оказались очень тяжелыми и составили 68 111 убитыми и ранеными. Число пленных до сих пор предмет спора. Немецкие источники предполагают, что вблизи Дюнкерка ими было захвачено 80 000 солдат и офицеров союзников.

При всей внешней схожести, союзническая операция «Динамо» в корне отличалась от «Таллинского прорыва» нашего Балтийского флота. Прежде всего — более коротким маршрутом эвакуации и мощной поддержкой своей авиации, прикрывавшей корабли и суда. Не было и приказа Гитлера о прекращении огня. Поэтому тогдашней Москве «Таллинский прорыв» никому и в голову не могло прийти назвать «чудом».

Вкратце напомню, как развивались те события на Балтике. Летом 1941 года вермахт силами группы армий «Север» стремительно продвигался к главной базе Балтфлота, расположенной в Таллине. Причин нашего отступления было много, в том числе — почти полное отсутствие каких-либо оборонительных сооружений. Их просто не успели построить после недавнего присоединения Прибалтики к СССР. Что, с учетом внезапности удара и уже имеющегося военного опыта немцев, привело к тяжелейшим последствиям.

5 августа немцы перерезали железную дорогу из Эстонии к Ленинграду и вышли на побережье Финского залива. А уже 21 августа прорвали оборону Таллина. Сразу же гавань, где находились корабли Балтфлота, оказалась в пределах досягаемости огня немецкой полевой артиллерии. Одновременно финны заминировали на пути возможного отхода наших кораблей большой район в непосредственной близости от мыса Юминда, к востоку от Таллина. Здесь, по немецким источникам, на фарватерах было заранее установлено до 2000 морских мин.

Как известно, западные историки описывают 1941-й как время абсолютного хаоса в СССР. И всенародной паники, для которой было характерно массовое уничтожение советской боевой техники отступающими красноармейцами и краснофлотцами. В частности, историк Виктор Дж. Каменир иронизирует: «В начале Второй мировой войны горькая шутка распространилась среди советских военных: «Что делает Россия в первую очередь, когда объявляется война? Она топит свой флот!».

Мол, так было в 1855 году в Крымской войне, потом в 1904—1905 годах во время катастрофической русско-японской войны. Далее Каменир рассуждает: «В 1941 году Советский Союз, рожденный из пепла старой имперской России, едва не потерял и свой Балтийский флот».

Мол, у немцев были все шансы его полностью потопить на переходе из Таллина в Кронштадт. Но этого не случилось благодаря слаженной работе советского командования и героизму наших экипажей. Маршрут эвакуации штабом Балтийского флота был заранее четко спланирован и состоял из двух этапов: от Таллина до острова Гогланд, что в 180 км от Ленинграда, а от него — до Кронштадта.

Первый отрезок считался наиболее опасным из-за мин. И только миновав его, наши корабли и суда оказывались в пределах досягаемости советских истребителей. То есть — под хоть каким-то воздушным прикрытием.

В 11 часов 35 минут 28 августа 1941 года корабли Балтфлота начали сниматься с якорей. Как и следовало ожидать, в первый день перехода флота основные наши потери пришлись на мины. Что касается атак «люфтваффе», то даже в западной литературе говорится о трусости немецких летчиков, которые вместо боевых кораблей зачастую предпочитали бомбить гражданские суда конвоя. Но и с их палуб советские солдаты и матросы стреляли по немецким самолетам. Даже из винтовок, вынуждая фрицев мазать.

Так, гитлеровцы не смогли пустить на дно большой транспорт «Казахстан» с почти 5000 военнослужащими и гражданскими лицами на борту. Хоть и сильно повредили его. Возникла угроза затопления, но экипаж спас корабль.

Читайте также
Страшный сон Израиля и США: армада истребителей Су-30 у Ирана Вашингтон уверен, что уже через несколько месяцев персы попытаются закупить у России оружия на $8 млрд

Многие советские транспорты, получив повреждения от мин и оказавшись под ударами немецкой авиации, смогли лишь дойти до Гогланда, чтобы на этом острове вынужденно выброситься на мель. Люди были эвакуированы на остров, а затем вывезены в Ленинград. Ну, а потом вражеская авиация добивала брошенные на Гогланде суда — «Вторую пятилетку», «Ивана Папанина», «Лейк Люцерне», «Серп и Молот».

Но главное — в ходе трагического «Таллинского перехода» нам удалось сохранить и привести на защиту Ленинграда боевой костяк Балтийского флота. Из 151 корабля и судна конвоя дошли до Кронштадта 132. Включая лидеры эсминцев «Минск», «Ленинград», а также крейсер «Киров». На последний, к слову, было на переходе сброшено 326 немецких авиабомб. Впоследствии 180-мм орудия «Кирова», как и пушки других кораблей, вырвавшихся из Таллина, сыграли важнейшую роль в обороне Ленинграда.

Виктор Дж. Каменир все-таки нехотя, сквозь зубы, признает героизм советских моряков: «В Дюнкерке 338000 солдат-союзников бежали от немцев. Это было сделано под прикрытием британской авиации и на гораздо меньшем расстоянии — 20 миль по сравнению с 200 милями на переходе русских из Таллина».

Но тогда как же можно ставить на одну доску две эти операции?

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня